Как сменить работу психическому инвалиду?

Вопрос психологу:
Я не уверен, что психастения это научный термин, но описания симптомов в разных статьях 1 в 1 совпадают с тем, что чувствую я. Я в высшей степени нерешительный, имею крайне низкую самооценку, стесняюсь себя, ощущаю себя ничтожным, слабым, недостойным. Принятие решений, общение с людьми - для меня это невероятно трудно, полностью лишает сил. Когда передо мной встает необходимость принятия серьезного решения, я совершенно изматываюсь, перебирая варианты, плюсы и минусы, причем обычно к результату это не приводит. У меня куча проблем в жизни из за своего склада характера. Но самая острая проблема сейчас - я не могу определиться с направлением жизни - где и как я хочу жить, чем заниматься, чем зарабатывать на жизнь. И второе и самое главное - как мне начать действовать - ведь это предполагает как раз то, что является моей "ахиллесовой пятой" - принятие решений и общение! Принятие решения о том, что я хочу работать именно в этой области, принятие решения, о том, что хочу работать именно в этой организации именно на этой должности. Отсылка резюме и самопрезентация на собеседовании (общение!! причем необходимо быть уверенным и хвалить себя!!), далее - вливание в коллектив (это просто ад, я проходил это несколько раз!!) и выполнение должностных обязанностей (ответственность!! принятие малых и больших решений!!). Я чувствую себя инвалидом, неспособным на все это.
На данный момент я успел поработать в нескольких местах, откуда сбегал по одним и тем же причинам - не выдерживал ответственности (объективно не особенно большой), офисных подковерных игр, общения с клиентами. Кроме того, все работы были мне просто не по душе. После увольнения искал менее стрессовую работу, и соответственно менее квалифицированную. Со временем я превратился из квалифицированного специалиста фактически в чернорабочего. Это еще больше усугубило моё состояние, я разочаровался в себе, замкнулся, растерял контакты, стал презирать себя, обострилось тревожно-депрессивное расстройство (диагноз поставлен психотерапевтом). Я не чувствую в себе ресурсов для действий. И вот в таком состоянии я поставлен перед необходимостью сильно поменять жизнь, в противном случае я пойду ко дну. Но как с этим всем справиться я не знаю..
Спасибо за внимание к моей истории. Надеюсь на мнение о моей ситуации.
Станислав, 29 лет.
Автор вопроса: Stenn Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.
Здравствуйте! Спасибо за откровенное письмо!
Хотелось бы, в первую очередь, отметить, что не стоит обращать внимание на постановку каких бы то ни было диагнозов психотерапевтом. Это не в его компетенции, а является прерогативой психиатра. Но, смею Вас уверить, что это не Ваш случай.
Да, я, пожалуй, соглашусь, что тревожность присутствует в Вашей жизни и именно личностная, а не ситуативная, т.е. та тревожность, которая может возникать, не имея под собой какой-либо основы, а не как реакция на реальную опасность. И это Ваша личностная особенность, с которой нужно как-то жить…Абсолютно избавиться от нее невозможно, но ее можно и непременно нужно корректировать…
А теперь коснемся Вашего запроса в целом…У Вас выработался определенный стереотип поведения – Вы вместо преодоления сложностей занимаетесь тем, что избегаете их, дабы не причинить себе боли, волнения, тревог. Да, возможно, избегание, как вариант выхода из ситуации имеет место быть, но не в такой тотальной форме. Но по итогу – это путь в никуда и, действуя таким образом, Вы сами себя загоняете в тупик.
Попробуйте поступать иначе – через преодоление тех моментов, которые являются для Вас сложными – общение, ответственность и т.д. Попробуйте бороться с препятствиями пошагово, постепенно. Т.е. если Вы чувствуете, что Вам сложно дается общение, действуйте вопреки своему страху, через волевое прокачивание этого навыка. Зная за собой эту особенность – целенаправленно, день изо дня, идите на контакт с людьми. Хочется привести в пример нашего замечательного актера Иннокентия Смоктуновского, который по природе своей был крайне застенчив и для него каждый выход на сцену был равен преодолению себя. Так вот он, для борьбы с собственным страхом одевал самую несуразную шляпу и выходил на улицу, где, конечно же, люди обращали на него внимание. И, таким образом, научился преодолевать застенчивость - подчинил ее своей воле. Поступайте таким образом и Вы.
Что же касается неумения или нежелания брать на себя ответственность…Для преодоления этого момента Вы можете сначала взять на себя ответственность за близкого человека, возможно это будет мама, которой нужна материальная помощь, внимание и т.д. Начинайте с малого…
Что же касается того, что Вы не знаете, чего хотите в жизни…Следует заметить, что мы не всегда живем так, как хотим. Очень уж много условий нам диктует социум…И, по большей части, в нашей жизни превалирует слово «надо». Попробуйте оттолкнуться пока от него: надо работать, надо личностного развиваться, надо строить карьеру. Начните с этого и постепенно в процессе «делания» возникнет понимание «чего же хочется»…Просто лежа на диване, листая журналы и смотря телевизионные программы, вряд ли вообще придет такое понимание… И только через делание чего-то возникнет понимание хотя бы того, что этого я точно не хочу. Возможно, именно от противного наступит ясность и удастся хотя бы частично спланировать ближайшее будущее…
Хочется еще раз обратить внимание на вопрос общения с людьми…Все мы живем в социуме и неизбежно, хотим мы этого или нет, приходится контактировать с другими…Это неотъемлемая часть нашей жизни, которая присутствует в ней в большей или меньшей степени. Ведь даже если Вы будете лесником, все равно, время от времени придется передавать документацию, встречаться с руководством и т.д. Вопрос лишь в том, в каком объеме Вы можете выносить это общение. Скорей всего, вы – интроверт, человек поглощенный внутренним миром, и чрезмерные контакты с окружающими могут Вас разрушать. Поэтому и работу следует выбирать, исходя из личностных особенностей, т.е. такую, где подобного рода контакты будут сведены к минимуму.
Не стоит забывать, что через коммуникацию с другими мы глубже понимаем самих себя. Мы как в зеркале в другом человеке можем видеть себя, например, свои негативные стороны. Так, то, что нам крайне не нравится в других, скорей всего, является тем качеством, которые мы не принимаем в себе. Только через общение мы можем развивать себя, корректировать свои недостатки, пестовать свои достоинства.
Желаю Вам удачи в познании себя и в понимании своего внутреннего мира! И главное не позвольте Вашей тревоге поглотить Вас. Запомните, что Вы управляете ею, а не она Вами! Я в Вас верю! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.