Стоит ли увольняться с нелюбимой, но высокооплачиваемой работы?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемый психологи. У меня сложилась такая ситуация. Я работаю в крупной организации, одной из таких, где сотрудников принимают по знакомству. Сама попала на должность декретницы с помощью маминой знакомой, но протежирование мне никто не оказывает. В компании уже два года, и за это время напрягать стало все. Начальница третирует, придирается к мелочам, может отомстить за выход на больничный дополнительными придирками. Сотрудницы из отдела плетут интриги, обсуждают всех. Одна из них язвит, другая может откровенно наехать. Я человек закрытый, интроверт, у меня всегда возникали проблемы с адаптацией в коллективе, потому что не могу постоянно общаться, не могу придумать, о чем говорить, да и утомляюсь быстро от общества. А в таком коллективе, где по сути каждый против всех, мне тяжело вдвойне. Заметила, что стала буквально бояться людей - постоянно ожидаю от них какого-то выпада, подколов, негатива, нахожусь в состоянии тревоги, но если реально возникнет такая ситуация, растеряюсь и не буду знать, как реагировать и что отвечать, чтобы не выставить себя еще большим посмешищем. Рабочее место мое находится, правда, отдельно - однако оно у всех на виду, в коридоре, где шумно - разговаривают, топают каблуками, хлопают дверьми. За столько времени любой шум стал раздражать. Стоит ли говорить, что рабочий день начинается со стресса, я постоянно пью успокоительное в лошадиных дозах, иногда плачу и не могу остановить слезы. Очень хочу уволиться, потому что не уверена, что дотерплю еще год до выхода декретницы. Но работа эта приносит неплохие деньги, боюсь после увольнения остаться ни с чем. Да и боюсь, что родители будут попрекать, что села на шею, если не сразу найду другую работу. Да и чувствую, что не смогу снова оказаться в атмосфере всеобщей вражды, неприязни, когда еще нужно будет адаптироваться к новым обязанностям и запоминать много информации. Подскажите, пожалуйста, возможно ли перетерпеть, успокоиться, и как это сделать? Или все же уволиться? Заранее спасибо за совет.
Автор вопроса: Алина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Дзюба Ольга Евгеньевна.
Здравствуйте, Алина.
У меня сложилось впечатление, что вы чувствуете себя в тупике. Много накопилось переживаний, сомнений, мыслей, тревоги. Универсального ответа, что вам делать с вашей работой, быть не может, для начала вам нужно разобраться в себе, в своих ценностях и приоритетах, планах и потребностях. На данном этапе вы похоже находитесь в состоянии эмоционального выгорания и нервного истощения. То есть у вас накопилось столько негативных переживаний, связанных с вашей работой и коллективом, что сил справляться вы в себе уже не чувствуете, и тогда действительно единственным выходом кажется прекратить эти мучения и просто уволиться. Это естественное желание психики оградить себя от источника постоянного стресса.
Почему возникает такое эмоциональное перенапряжение? Когда в коллективе вам трудно взаимодействовать с агрессивными, некультурными прямо скажем людьми, и вы не знаете, как защищаться от нападок, интриг, хамства, то ваши то ваши естественные ответные эмоции возмущения, злости, раздражения накапливаются внутри, и огромная сила эмоциональных ресурсов уходит на поддержание внешнего спокойствия и удерживании этого напряжения. Возможно, вам сложно отвечать на агрессию, так как важно всегда выглядеть в глазах окружающих "хорошей" или "правильной", или сложно взаимодействовать со старшими или вышестоящими людьми, сложно отстаивать свою позицию и права на то, чтобы быть отличающейся от других и общаться в своей манере и т.д. В этом направлении было бы неплохо разобраться, научиться, тогда в других коллективах и контактах не будет накапливаться столько напряжения и негативных переживаний.
Я так понимаю, вы очень долго уже удерживаете в себе эти переживания. Пить успокоительные конечно не выход, да они и не могут убрать причину ваших страданий. Лучше всего в данной ситуации - сделать перерыв в работе, взять отпуск, желательно подольше, чтобы прекратить на время действие стрессовой ситуации. Если не дать себе расслабления, дальнейшими последствиями хронического стресса могут быть проблемы со здоровьем. Просто "успокоиться", если ситуация на работе останется прежней, у вас уже вряд ли получится, так как ваших эмоций уже через край, нельзя их и дальше отодвигать и стараться не замечать. Ваши чувства и эмоции, ваша внутренняя жизнь и состояние - это ваша реальность, вы в ней живете, это часть вашей личности, и игнорировать ее нельзя, с ней нужно считаться и заботится о ней, так как никто кроме вас этого не сделает.
А дальше разберитесь с вопросом самой работы. Увольняться в никуда, конечно не лучший выход. Кроме двух крайних вариантов, которые вы пока рассматриваете - увольняться или оставаться, есть и другие. Но для начала, вам важно понять свои запросы к работе - Что вам важно в работе? Для чего она вам? Выпишите всё, что вам важно. Разберите все те выгоды, которые вы получаете на своей работе и что хотите получать от работы в принципе, и расставьте по приоритетности. Например - зарплата, опыт, знания и навыки, развитие себя как личности, общение с людьми (коллективом и например клиентами, партнерами и др.), перспективы профессионального роста, самоутверждение, самореализация, статус, престиж, дополнительный соц.пакет, просто рабочий стаж и т.д.
Дальше разберите, насколько эта работа удовлетворяет все ваши запросы. Подумайте, можно ли найти другую работу или должность, на которой все или большинство ваших запросов будут удовлетворяться. Поверьте, это возможно. Главное, знать, чего действительно хочешь, поставить цель и идти к ней.
Если по вашим словам вас держит только зарплата, посмотрите варианты работы, где вы сможете получать ту же оплату. Деньги - как оплату любого труда, можно получать где угодно. При желании, можно даже найти такую же работу, с такой же зарплатой, но как минимум сменить компанию и коллектив. На этом все же не нужно зацикливаться, если остро не стоит сейчас в жизни именно этот вопрос. Тем более вам 24 года, желательно думать на перспективу и искать ту работу, которая будет вас развивать как личность, давать полезный и перспективный опыт и умения, которые дадут возможности профессионально развиваться.
Подумайте, кем вы будете в профессиональном плане (с какими достижениями, знаниями, навыками, опытом) через 5 или 10 лет? Исходя из этого желаемого образа себя в будущем, поставьте цели на настоящее время, т.е. планируйте сегодняшнюю профессиональную жизнь. Какой опыт и знания вам нужно приобретать сейчас, чтобы этого достичь?
А если останетесь на этой работе? Она продвинет вас к вашим целям и желаемому будущему? Или будете жалеть о потерянном времени? Эти вопросы также помогут освободиться от многих страхов (те, что вы озвучили - вдруг долго буду искать работу, или коллектив снова будет враждебный, или родители будут недовольны – больше похожи на страшилки, когда на самом деле просто страшно что-то менять, рисковать, совершить ошибку). Но пока человек держится за страхи, он не может эффективно действовать.
Самый оптимальный вариант в вашей ситуации, это взять отпуск, чтобы привести в порядок внутреннее состояние, эмоционально успокоиться. Желательно сменить обстановку и отвлечься от работы и от мыслей о ней. А дальше без резкого увольнения подыскать более подходящее место. За это время, если вы уже примете внутри себя решение, что эту работу вы скоро оставите, вы сможете более спокойно относиться к окружающим вас людям и ситуациям.
Но главное, вы должны для себя понять, что вы можете выбрать любой вариант, принять любое решение. Внутренне нужно разрешить себе любой вариант. Прямо проговорите это себе мысленно – «Я разрешаю себе уволиться прямо сейчас, если я этого захочу». Или «Я могу себе позволить уволиться прямо сейчас». Формулировку найдите ту, которая вам лучше эмоционально откликнется. Проговорите и прислушайтесь к своим чувствам – комфортно ли внутри от этого решения? И точно так же проговорите второй вариант: «Я могу позволить себе остаться работать здесь еще год». Когда вы это мысленно себе разрешите - сделать любой выбор - вы уже гораздо уменьшите напряжение от «вынужденного выбора». Вы поймете, что на самом деле вы можете принять любое решение. И вы удивитесь – вам даже яснее станет понятно, что вы на самом деле хотите предпринять дальше. Ваше чувство тупика или загнанности в угол уйдет, как только вы поймете, что любое ваше решение будет правильным, вы просто выбираете, какой путь для вас будет лучше и какой опыт ценнее.
Удачи вам, жизненных успехов и гармонии с собой!