Выбор профессии. До сих пор не вижу себя в какой либо профессии.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи!
У меня есть высшее юридическое образование, хорошо училась и вообще я очень упорная и исполнительная, мне важно сделать свою работу хорошо.
Мне 24 года, но я до сих пор не знаю, кем конкретно хочу работать, как найти себя?
Пробовала работать по специальности помощником юриста, проработала год и поняла, что это не мое, бешеный ритм и постоянные переработки до вечера, не справлялась, чувствовала себя как в соковыжималке, да и зарплата была невысокой.
Ушла работать не по своей специальности на должность, где даже высшее образование не требуется. Чувствую, что будто время теряю, что могу достичь большего в жизни, что не иду вперед. Нет перспектив и роста. Да и платят также немного. Хотя работа в целом мне нравится, коллектив и начальство тоже хорошие. Также я научилась правильно вести диалог с клиентами, в том числе и с конфликтными, раньше так не умела, а это для меня большой плюс.
От юриспруденции не отказалась, для себя веду блог на интересные правовые вопросы. Хочу попробовать себя опять помощником юриста или делопроизводителем в юридической конторе, но уже обожглась и боюсь повторения той нервотрепки... В юридической сфере в целом так, либо приходишь домой только спать, а все остальное время работаешь, либо вовсе не суйся.
Поэтому и не знаю, кем пойти работать, кем мне быть.
Может просто искать и пробовать, но мало кому из кадровиков нравятся "летуны". Или просто плыть по течению, ведь свое призвание можно искать всю жизнь?
Если учитывать, что у меня получается лучше, чем у других, или что мне дается легко, то здесь тоже возникает неопределенность, будто у меня и нет особых наклонностей, либо я их не чувствую в себе. Вроде бы уже взрослый человек, но на вопрос где и кем я себя вижу в профессии я ответить до сих пор не могу.
Помимо юридической сферы меня также привлекают такие области как психология, аналитика и языки, но это лишь на уровне любителя.
Помогите советом и взглядом со стороны, пожалуйста.
Заранее спасибо за любой совет!
Автор вопроса: Мария Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте Мария. В вашей ситуации вполне нормально задаваться вопросом о выборе дальнейшего пути профессионального развития. Можете быть уверены, что большинству молодых людей точно также приходится проходить через данный этап, так как от успешности его прохождения зависит большинство будущих событий в жизни. В 23-24 года проявляется кризис «постройки планов на всю жизнь» в ходе которого вы должны решить значимые вопросы для вашей жизни. Ваш случай также можно интерпретировать как затянувшийся «профессиональный мораторий». В силу сложившихся социально-экономических и культурно-исторических обстоятельств в стране, молодые люди часто находятся в состоянии моратория, так как по социологическим исследованиям около 70 - 75% людей работают не по своим специальностям. Проблема ведь стоит не в том, что они не могут найти работу, а в том что они не могут найти работу именно по специальности. Ваш же случай другой — работа по специальности есть (точнее была), а организационная составляющая самого процесса труда и его оплата, как я понимаю, вам не подходила. Что делать?
Для начала вы должны ответить для себя на ряд вопросов: Что вас привлекало в профессии, когда вы только хотели обучаться на юриста? Что изменилось? Что для вас более ценно: любимая работа, карьера, социальный статус, умеренный темп работы, семья или высокая зарплата? Готовы ли вы чем-то жертвовать?
Как правило, оптимальное сочетание всех вышестоящих ценностей способствует успеху в том или ином виде деятельности. Однако в приоритете у каждого человека своё. Для того, чтобы проверить, какой конкретно вид профессиональной деятельности вам подходит, рекомендуется пройти тесты направленные на профессиональную диагностику. К примеру, дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова или тест Дж. Холланда (Голланда). Результаты покажут наиболее подходящие вам группы профессий. Если юриспруденция — это ваше, то с большей вероятностью вы добьетесь нужного вам эффекта в работе по специальности. Если же у вас будет выявлен интерес и склонность к другим профессиям (аналитика, языки, психология) — вы всегда сможете пройти переподготовку на базе высшего образования или получить необходимое вам образование обучаясь на курсах, дистанционно, заочно и т.д.
По поводу того, стоит ли работать только по специальности или не по специальности.
Надо сказать, что при выборе того или иного места обучения уже начинается процесс профессионализации, приобретение профессиональной идентичности, формирование той системы ценностей и смыслов, которые свойственны именно вашей профессии. Соответственно если вы обучались по одной специальности, а работаете по другой, то происходит трансформация (и я бы сказал «разрушение» прежней сложившейся) профессиональной идентичности. Человеку приходится подстраиваться, «ломаться» под работу, которая ему не свойственна и не нравится. Знания, умения и навыки полученные в университете остаются не востребованными и вы развиваетесь в новой и иногда даже неизвестной для вас сфере. Это вызывает иногда тревогу и даже стресс. Соответственно это сказывается на здоровье и эффективности труда в целом.
Однако определив склонности к тем или иным профессиям по вышеназванным тестам вы сможете выявить те профессии, которые вам также подойдут и не будут вступать в явный конфликт с полученным вами юридическим образованием. Помните, делая профессиональный выбор вы выбираете не столько будущую работу, сколько будущий образ жизни. Если это хорошая работа — то она должна прежде всего вам нравится и способствовать дальнейшему развитию. Часто это выражается в желании идти на работу. Если же такого желания нет или еще хуже того, вы делаете на работу один шаг, а два шага назад, вывод очевиден — вы надолго там не задержитесь, пусть даже за большую зарплату. Работа должна приносить удовольствие!
Так как вы правильно подчеркнули «летунов» также мало кто любит. По причине того, что работодателю приходится тратить лишние ресурсы на обучение и адаптацию того человека, который возможно, через пару недель уйдет. И как правило таких людей не хотят брать в дальнейшем на работу, следовательно не стоит по любой мелочи менять место работы. Если вы все же решите вернуться в юридическую сферу, то на собеседовании сообщите руководителю или Hr-специалисту, что вы конкретно ждёте от работы и на что готовы согласиться (важно в этот момент не врать, а говорить точно, что будете к примеру работать «от сих до сих», а если придется перерабатывать то только за отдельную плату и т.д.).
Прежде чем вы решите стоит вам продолжать работать там, где «нет перспектив и роста», еще раз, уже на основе полученных результатов в тестах, взвесьте все «за и против» и примите правильное решение. Удачи!