Как мне перестать бояться работы и наладить отношения с людьми?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема. Я проработала примерно год, в течении года я сменила три работы. На первой проработала всего месяц (по специальности, на которую училась), мне она нравилась, но там не сложилось с коллективом и начальством. На второй около 5 месяцев, продавцом, там тоже были постоянные скандалы. Затем я переехала в родной маленький городок (скорее поселок) за парнем. Вариантов работы оказалось не густо. Тут и была моя третья работа, на ней я проработала тоже около 5 месяцев, была начальником отделения почты. Там вообще вышло все печально, все сотрудники были старше меня, соответственно не воспринимали меня как начальника, тоже постоянно подсиживали, не уважали никак, и стучали начальству. Но все еще ничего, да налетела на круглый штраф, который пришлось гасить моим родителям. Теперь уже почти 8 месяцев я нигде не работаю, живу с парнем на его зарплату. Варианты иногда появляются, но не могу даже представить себя работающей где либо. Боюсь даже на собеседования сходить. Мне все время кажется, что люди изначально настроены на меня агрессивно, притом, что я довольна красива и на фигуру и на все не жалуюсь. Очень не доверчива к людям. сейчас стала напоминать себе затворника, я перестала общаться со знакомыми, подругами, редко с родственниками. Я не люблю выходить из зоны комфорта, из дома. Я одинока, мне даже не кому рассказать о своих проблемах, так как говоря с другими я их полностью отрицаю. Я боюсь работать, я боюсь очередных проблем на работе и с людьми. Не хочу заводить новые знакомства. Я замкнута, эгоистична, но самокритична к себе. Порой горжусь тем что я одинока. Чувствую себя счастливой, пока не думаю о некоторой нехватке денег, работе и упущенных возможностях. Меня очень огорчает то, что я даже на свадьбу не могу заработать, которую так хочу. Печально, что жутко нервничаю в скоплении людей, друзей, мне кажется, что им со мной с совсем не интересно. Я теряюсь, когда внимание падает на меня. Что мне делать с проблемой? Как мне найти работу и какую с таким отношением к ней и к людям?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Начинающим специалистам безусловно не просто строить карьеру, впрочем, у опытных специалистов в вопросах карьеры и поисках работы возникают свои сложности.
Успешное профессиональное развитие зависит от специальности, которую Вы получили, насколько она востребована на рынке труда, нравится ли она Вам, а также от практического опыта и результатов работы, но даже если похвастаться нечем, опыт работы маленький, непримечательный - привлечь внимание работодателя к своему резюме можно, вопрос в вашей мотивации, целях и личной ориентированности.
Начинающий специалист ценен тем, что он гибок, быстрообучаем, исполнителен, активен (как правило это так). Если подобных качеств не наблюдается, то вероятно, что место и должность выбраны не верно, отсюда все вытекающие последствия - усталость, раздражение, неумение найти общий язык с коллегами, частая смена работы и др.
Выбирая поле деятельности, полезно задать себе следующие вопросы:
- Какие профессии на рынке труда востребованы?
- Из востребованных профессий, чем мне интересно было бы заниматься?
- Подходит ли мое образование под описание таких профессий (если образование уже получено)? Что подходит?
- Чему стоит научиться еще (возможны варианты как повышения квалификации в профессии, так и развитие личных, деловых, коммуникативных качеств через специальные тренинги, семинары, вебинары)?
-Мне интересно, комфортно работать с людьми, цифрами, документами, техникой или заниматься творческой работой?
-Я умею, могу находить решения в сложных ситуациях, быстро принимаю решения; хорошо разбираюсь в технических устройствах; аккуратно и грамотно работаю с документацией, текстами, цифрами; умею организовать других людей, прекрасно работаю в команде или тяготею к индивидуальным проектам и др.
- Владею ли я нужными для конкретной деятельности качествами, знаниями, способностями?
Цель вопросов в том, чтобы Вы могли четко и честно ответить - с чем, с кем и где готовы работать?
Еще, зачем Вам работать?
Чем больше вариантов целей увидите для себя, тем лучше, например: заработать денег, обеспечить достаток; стать значимым человеком; делать что-то полезно для других, помогать; чувствовать себя независимой, получать удовольствие от процесса и результатов своей работы, стать лучше кого-то и др. Если понимания нет, не четкое, нужно больше ходить на собеседования, пробовать разные виды работы - искать. Но в поиске себя, своей деятельности, важно вовремя остановиться, затянувшиеся переходы с работы на работу рано или поздно начнут работать Вам в минус.
Любая работа должна быть полезна - опытом, обучением, проектами, рекомендациями, связями, личностным развитием, знаниями и др.
Если получается так, что Вы устроились на работу не интересную, трудную - поработайте на свой опыт какое-то время, сконцентрируйте внимание на том, что можно положить в "копилку" своих преимуществ на будущее, т.е. преимуществ, за счет которых сможете себя продвигать как специалиста дальше. Если работа трудная - значит, есть чему учиться (не важно, в функционале или при взаимодействии с коллегами). Если будете удерживать цель - чего хотите, какую работу, тогда понятно станет, на что обращать внимание, что накапливать.
Когда нет особых успехов, результатов, практического опыта, полезной информации или делового настроя, то сказать следующему интересному уже работодателю будет нечего (почему он должен будет взять именно Вас?).
Проблемная и не интересная работа может быть связана непосредственно с компанией. Работодатели разные, например, крупные компании, средние, мелкие, разноотраслевые (производство, сбыт, продажи, услуги, консалтинг, банки), начинающие (развивающиеся), стабильные, "затухающие", отечественные, иностранные - специфика работы в каждой из них будет своя по функционалу и предъявлению требований к личным качествам. Так, если Вы по натуре активная, деятельная, стремящаяся к карьерному росту, Вам могут подойти начинающие, развивающиеся, средние и крупные компании, которые готовы обучать своих сотрудников, предоставляя перспективы роста. Если Вы склонны к тихой, размеренной, спокойной, аналитической работе, подойдут средние стабильные компании, без особых запросов на скорый карьерный рост.
Усталость и депрессия от работы не удивительна, если компания Вам не подходит (или Вы ей), вопрос - готовы ли меняться, подстраиваться под несвойственные Вам ритмы или стоит поискать ближе к Вашим текущим возможностям, без рывков с меньшими возможностями?
В отношении выстраивания взаимоотношений с коллегами. Коллективы разные, Вы могли попасть на такую работу, где действительно, люди отличались конфликтностью или же - общительность не самое главное Ваше преимущество. В любом случае, навыки коммуникации, умение договариваться - важны всегда и при любых обстоятельствах. Благодаря грамотному общению мы обмениваемся друг с другом ценной информацией, делимся впечатлениями, получаем заряд энергии. И то, насколько Вы интересны потенциальному работодателю, также зависит от Ваших коммуникативных способностей - развивайте их. Комфортное, интересное общение - это и ключ к энергичности, оно развивает и обогащает, это всегда ресурс.
Где бы Вы не работали, какой бы опыт не приобретали, помимо коммуникабельности, важна решительность, гибкость и хорошая обучаемость. Часто бывает так, что опыт и навыки, наработанные в одной компании, не актуальны в другой или, то, что ранее не отмечали в Вас, в другом месте будет ценно.
Свое место найти легче если: знаете, чего хотите, для чего; понимаете свои преимущества, успехи (пусть даже незначительные), почему выбираете ту или иную компанию (ведь не только работодатель выбирает Вас, но и Вы работодателя). И, конечно же - умение производить впечатление, грамотно выстраивать свое общение с потенциальными работодателями, руководителями и коллегами.
Все в Ваших руках!