Как разобраться в своем отношении к работе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я учусь на 2 курсе магистратуры и работаю в своем университете второй год, планирую поступление в аспирантуру. Имею научные публикации, стипендии, победы и в конкурсах и т.д. Работа полтора года устраивала: хороший коллектив (непосредственно в отделе, в общем в организации не очень), возможность совмещения с учебой, неплохая зарплата. Но в последние полгода отношение поменялось, и к учебе, и к работе. Я постоянно пытаюсь найти смысл в том, чем я занимаюсь, и у меня не получается. Работа однообразная, много людей, плюс сидим в одном кабинете несколько человек. Я очень устаю эмоционально от постоянного общения с людьми, тем более одними и теми же. Думаю о том, зачем я пишу статьи, участвую в конференциях, прихожу к выводу, что это бессмысленно. Поход в аспирантуру на 90% обусловлен тем, что хотела этого лет с 14. Работу другую найти сложно, в основном опять же из-за аспирантуры. Каждое утро просыпаюсь с мыслями о том, зачем, и каждый вечер с этими же мыслями ложусь спать. Постоянно плохое настроение и раздражительность, из-за этого пошли косяки на работе, но никак не могу взять себя в руки. Пытаюсь себя убедить, что отучусь три года в аспирантуре, поработаю на старом месте, а потом - на все четыре стороны. Но потом снова начинаю об этом думать и сама себя вгоняю в уныние. Какие-то замечания на работе или просьбы, которые мне кажутся глупыми, вызывают раздражение и головные боли (может быть, из-за нервов). Я не понимаю, почему так изменилось отношение, ведь еще полгода назад все было замечательно, а сейчас просто считаю дни до выходных и постоянно чувствую, что нервы на пределе. Недавно повысила голос на начальника, когда он мне что-то говорил во время моего разговора по телефону (рабочего, конечно). Осознаю, что это ненормально, начинаю корить себя, и снова - уныние и головные боли. Дайте, пожалуйста, совет, стоит ли все бросить и пробовать себя в других сферах, не в университете, или еще есть вероятность вернуть более адекватное отношение к работе, учебе - тому, что занимает большую часть моей жизни?
Автор вопроса: Вероника Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Вероника!
У Вас насколько я поняла профессиональный кризис, которая возникла в результате того, что Вы чувствуете в себе гораздо больший потенциал, чем видите(сможете реализовать) в перспективе на текущей работе.
Трудно давать совет не зная специфику рода занятий и всё же опираясь на общую информацию письма, я выскажу свои мысли, а Вы поразмышляете и сделаете самостоятельные выводы, тем более, что думать Вы умеете. Кстати причина кризиса может быть каким-то образом согласована и с личными, внутренними задачами для Вас, как для молодой женщины.
"...учусь на 2 курсе магистратуры и работаю в своем университете второй год, планирую поступление в аспирантуру. Имею научные публикации, стипендии, победы и в конкурсах и т.д."
То есть, в настоящий момент Вы по каким-то причинам все предыдущие достижения, считали просто инструментом для достижения более высоких, статусных задач. Сейчас Вы видите перспективы и они Вас не удовлетворяют. Чего они не могут Вам дать? А что могут? Напишите в две колонки.
"....последние полгода отношение поменялось, и к учебе, и к работе. Я постоянно пытаюсь найти смысл в том, чем я занимаюсь, и у меня не получается. "
Вы адаптировались, а привыкли узнавать что-то новое, двигаться вперёд. У Вас большой творческий потенциал. Научный склад мышления. А возможно это
ещё и стремление к статусу, который Вам думалось может изменить собственное самоощущение? Вам надо кому-то доказывать, что Вы чего-то стоите в этой жизни? Вам интересно что-либо, пока это не изучено Вами? Как Вы отдыхаете? Что Вам интересно помимо профессии?
"...однообразная, много людей,...сидим в одном кабинете несколько человек...очень устаю эмоционально от постоянного общения с людьми, тем более одними и теми же."
Появляется чувство безысходности, бессмысленности, бесперспективности. Обыденность обедняет Ваше стремление к новым задачам. Скорее всего Вы не склонны ограничиваться обсуждением очевидных вещей, Вы интеллектуал и Ваше место в творческом коллективе. Возможно Вы разочаровались в выбранной сфере деятельности или у Вас нет свободы выбора, надо самостоятельно себя обеспечивать и Вы вынужденны ходить на эту работу. Вам нужна поддержка и опора, а этого нет и поэтому перспектива не радует. Смогли бы Вы работать в смежной профессии и продолжать обучение? Поразмышляйте о том, какие области деятельности могут включать в себя Ваши компетенции?
"... зачем я пишу статьи, участвую в конференциях, прихожу к выводу, что это бессмысленно. Поход в аспирантуру на 90% обусловлен тем, что хотела этого лет с 14."
А Вы ли этого хотели? Может это установки значимых для Вас людей? Что даёт статус? А чего лишает?
"Работу другую найти сложно, в основном опять же из-за аспирантуры."
Возможно именно вот эта взаимосвязь и тяготит Вас?
Стремление к статусу интуитивно не воспринимается Вами, как достижение. Вы просто хотите свободы и удовлетворения, радости от самовыражения, а в перспективе этого не видите. Возможно Вам необходимо пообщаться с человеком своей профессии, который много достиг в этой области, имеет колоссальный опыт и подскажет перспективы в Вашей будущей работе? Найдите такого человека и попробуйте вступить с ним в переписку.
"...зачем, и каждый вечер с этими же мыслями ложусь спать......плохое настроение и раздражительность, из-за этого пошли косяки на работе, но никак не могу взять себя в руки."
Чем больше будете брать "себя в руки", тем сложнее будет почувствовать себя свободнее. Если угнетает взаимозависимость работы в учебном заведении и аспирантура, бесперспективность, то попробуйте представить что будет, если Вы вдруг в одночасье от всего этого освободитесь? Чем займётесь? О чём мечталось кроме аспирантуры в 14 лет? Сама учёба нравится или выбранная специальность? А может всё не нравится? Возможно у Вас экзистенциальный кризис и Вы начали размышлять о смысле жизни, своём месте в ней? Что конкретно может так безрадостно действовать на Вас Вероника? Что может дать ощущение полноты жизни в Вашем представлении? Когда Вы в последний раз чувствовали себя счастливой, если исключить статусные достижения?
"....а потом - на все четыре стороны. Но потом снова начинаю об этом думать и сама себя вгоняю в уныние."
Все четыре стороны не помогут, причина в том, как и кем Вы хотите видеть себя в этом мире. Это Вы решаете самостоятельно или с помощью, как я писала Выше старшего авторитетного коллеги в той области, которую выбрали. А возможно Вы вообще поменяете сферу деятельности. В этом нет ничего трагичного, главное почувствовать и понять, что действительно Вы желаете от жизни и от себя?
".... просьбы, которые мне кажутся глупыми, вызывают раздражение и головные боли (может быть, из-за нервов)."
Головные боли от мышечных зажимов. Вам необходим отдых, обучение саморегуляции, умению расслабляться. Для начала можно сходить в спа салон, на массаж. На нашем сайте Вы найдёте материалы по саморегуляции. Почувствуйте через тело "вкус" жизни.
"...повысила голос на начальника, когда он мне что-то говорил во время моего разговора по телефону (рабочего, конечно). Осознаю, что это ненормально, начинаю корить себя, и снова - уныние и головные боли."
Вам не за что себя корить, Вы живой человек и это не происходит каждый день. Если сорвались, то просто извинитесь и решайте свои внутренние проблемы. Это просто этап, который Вам необходимо пройти.
"....стоит ли все бросить и пробовать себя в других сферах, не в университете, или еще есть вероятность вернуть более адекватное отношение к работе, учебе - тому, что занимает большую часть моей жизни?"
Уверена Вероника, что если Вы проделаете те маленькие рекомендации, которые я описала Выше, то сможете принять верное решение. На нашем сайте есть тесты на самоопределение, на тип темперамента и т.д. если появится необходимость в глубоком консультировании, то выбирайте специалиста.
У Вас всё получится Вероника!
Удачи!