Страх и чувство вины, когда моя работа не нравится руководству.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 23 года, пишу вам со следующей проблемой. Я работаю на очень неплохой работе, которая мне действительно нравится. Но, к сожалению, я не чувствую, что у меня действительно есть талант к тому, что я делаю. Работа у меня творческая, связанная с составлением образов для журнального каталога. Периодически на работе происходят такие моменты, которые меня очень огорчают. Например, если я как-нибудь "косячу", или составленный мой образ не нравится руководству. Я каждый раз переживаю чуть ли не до истерики, хочется просто исчезнуть и больше не позориться. Мне кажется, что за моей спиной меня уже давно хотят уволить и держусь просто из жалости или по каким-либо другим причинам. Каждый раз мне очень страшно потерять эту работу, поэтому за каждый свой промах я ужасно переживаю. До этого длительное время не могла найти работу, которая придётся мне по душе, и я так боюсь потерять это место. Но с другой стороны, если так постоянно переживать, я просто сойду с ума. Я в отчаянии и мое психологическое состояние на грани. Как справиться с этим стрессом и перестать волноваться? Прошу, помогите!
Автор вопроса: Александра Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте!
В Вашем случае надо действительно активно менять психологию.
Что такое неустойчивая самооценка, ассертивное и аддиктивное поведение, внутренняя и внешняя референция и т.д. я сейчас говорить не хочу, хотя и мимо не пройду.
Важно, на мой взгляд, вот что:
Есть две основные жизненные стратегии, которые нами выбираются в самом-самом раннем детстве.
Первая - стратегия на достижение. Человек ориентируется на достижение определённых целей, учитывая возможные трудности, думая об их преодолении на пути к цели. И поэтому, человек готов к риску, основной смысл которого заключается в осознаваемой функции "принятия ответственности".
То есть, я работаю так, как мне кажется (в разумном смысле) правильным, я совершаю поступки и действия, осознавая всю степень ответственности, иду на риск и готов за всё это отвечать.
Я , как и все, не хочу делать ошибки, косячить, вступать в конфликты, но я рискую.
Вторая стратегия - избегание. Человек , прежде всего, ориентируется на то, чтобы не сделать что-то неправильное. Если твою работу кто-то оценит плохо (или не так, как хочется), то это приравнивается к поражению. Суть анализа в том, чтобы без конца думать о том, что "я делаю неправильно или как бы мне не совершить ошибки, а не о том, что мне надо сделать правильно или как это "правильно" вообще!"
Выбор действия - тоже действие. Выбор надо делать. И люди "избегания" часто этот выбор делают в сторону "главное, чтобы не поругали".
Но я сейчас, конечно, вульгаризирую эту сторону психологии. В жизни всё тоньше. Более того, и та, и другая стратегия - абсолютно безоценочны. То есть, они обе нужны и важны. В разные моменты жизни в нас может доминировать и та, и другая концепция.
Вам точно нужно себя "подтягивать" к первой стратегии.
Во-первых, как бы там ни было, но если Вы на работе не проявляете себя, как активный и современный человек, то у Вас по-любому будут неприятности.
Если Вы что-то делаете, то будьте всегда готовы ответить за это. Что я имею ввиду? - Просто, будьте готовы внятно аргументировать свой выбор, свои действия, свой профессионализм. И тут надо не смущаться ни оценками, ни реакцией, ни впечатлением.
Людям нравится, когда человек умеет отвечать за свои действия, умеет презентовать свою точку зрения.
Во-вторых, имейте ввиду, что если Ваши страхи в том числе исходят из Вашей недостаточной профессиональной компетенции, неуверенности в себе, то надо постоянно совершенствовать себя, как профессионала. Надо постоянно учиться.
Мы живём в эпоху остроконкурентной борьбы и с определённым профессиональным сравнением сталкивается каждый: посмотрите на психологов - сколько нас, как мы готовы работать, какая у нас специфическая клиенториентированная деятельность и т.д. Если человек прекращает самосовершенствоваться, то он просто лишится клиентов. Если я буду переживать то, что клиент предпочёл мне другого специалиста, то точно далеко не уеду. Но это не значит, что я никак не реагирую - мне конечно не очень приятно, я пытаюсь понять причины и сделать вывод, который будет важен и полезен для меня, как для специалиста.
Короче, надо любить свою профессию, смотреть вдаль и постоянно работать над собой. Тогда придёт опыт, придёт осознание себя, как профессионала, придёт уверенность!
Наращивайте и нарабатывайте опыт! Это важно и без этого ничего не получится.
Каждый день делайте небольшой шажочек вперёд:
- любое усилие, которое Вы смогли сделать;
- любой самостоятельный поступок, демонстрирующий Ваши качества профессионала;
- любая попытка оценить и проанализировать ситуацию ОБЪЕКТИВНО, а не с позиции "только бы не уволили". Научитесь смотреть правде в глаза.
- каждый день учитесь чему-нибудь, как профессионал;
- каждый день хвалите себя за то, что Вы хоть что-то, но сделали.
Откажитесь ПОЛНОСТЬЮ от самокритики. Это вредно и мешает действию.
Приучите саму себя давать самой себе "волшебный пендаль": буквально, "Делай. Работай. Соображай. Справляйся. Будь сильной."
Никакой жалости к себе! Никаких оправданий.
Если попытка не удаётся, то постарайтесь себя не ругать, а собрать силы для следующего раза. Анализ и рациональные выводы - обязательно.
Смотрите в глаза. Это важно! Заставляйте себя. И ловите новые ощущения в себе самой.
Удачи. Помните, что Ваша работа над собой - 24 часа в сутки!
А. Журавлёв