Боязнь работы и ответственности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я чувствительный человек, конечно я не плачу, все-таки я мужчина, но я не пофигист, мне душевно больно если я кого-то обижу, я даже не могу сказать, к примеру, что мне не нравится твой подарок или конкретное блюдо, потому что я буду знать, что это неприятно и мне от этого будет больно. В детстве я не ходил в детский сад. Когда поступил в школу, отучившись первый класс в основном на тройки, я за лето все подтянул и первые месяца два во втором классе стал учится на все 5, мне это очень нравилось, но потом у меня обнаружили проблему с ногой (нельзя бегать и много ходить) и мне пришлось уйти на домашнее обучение, чтобы подстраховаться и не получить ухудшение. Ко мне стали приходить учителя на 20-30 минут и зачастую ставили 5 за то, что я не заслуживал. Как будто у меня проблемы не с ногой, а с головой. С класса 3-го я пошел в шахматный кружок, но оставался на домашнем обучении. Из-за такого отношения учителей ко мне я стал лениться, я не хотел читать, учить и познавать, возможно из-за того, что в детстве для ребенка важно выделится, показать себя.. а мне выделяться было не перед кем. В 4 классе мне предложили по немного вернуться в школу, на каких-то уроках сидеть. Но я не захотел, боялся коллектива и плюс за два года, хоть я и ездил на шахматы, у меня выработалась лень. С класса 7-го я начал ходить в школу к учителям, но без коллектива, просто теперь не они ко мне, а я к ним. Затем я стал ходить на пару уроков с коллективом, где меня сразу унижали, я был маленького роста, плюс новичок, видимо для сформировавшегося за 8 лет коллектива не важно, что я с ними учился в первом классе и дружил. С 9-го класса я стал полностью ходить на все уроки с коллективом, потому что с меня сняли домашнее обучение. Коллектив меня не любил, частенько смеялся. Я не хотел с ними сидеть, поэтому частенько уходит после 4-го урока. В это же время я бросил шахматы, достигнув КМС. Я учился на тройки, где-то четверки. Я не знал кем я буду и для меня был техникум позор, поэтому я пошел дальше в 10 класс. В 11 классе немного было получше, я подрос, немного привык к коллективу, издевательств было меньше, но напряженка оставалась. Я подружился с одним одноклассником и это, конечно, помогало. Я не мог не пошутить, не поговорить с кем либо, если кто-то смеялся, я думал что надо мною опять. Мне хотелось спросить их всех "За что? Почему вы смеетесь надо мной, я нормальный парень, дайте мне шанс и я вам всем докажу", но я решил сдерживать все это в себе. После 11 класса я поступил в техникум. Я не хотел чтобы кто-либо знал что у меня была инвалидность. Я постарался забыть все что было в школе и начать все заново, они меня не знают ведь. Отчасти мне получилось, в первые же дни у меня были друзья, я стал шутить от чего заливались как половина группы, так и девушки в коридоре. У меня повысилась самооценка. Через год я поступил на заочку в ВУЗ, где также познакомился с пару однокурсниками. За 3 года в техникуме я повзрослел, я уже рассказал своим друзьям и про инвалидность, и про домашку.. и они не отвернулись от меня. Я уже совсем другой человек, чем был в школе. Но вот я закончил техникум, пора устраиваться на работу.. по специальности я не пошел, т.к. мне она не нравится. Еще за год до окончания техникума я захотел машину и устроился на физическую работу, но проработал лишь 2 дня, на второй день у меня упали руки, не из-за того что устали, а из-за того что я не хотел работать, даже из-за машины - уволился. Вот я закончил техникум, устроился вновь на физическую работу - сборщик диванов, опять по той же причине. Проработал 2 дня и снова ушел. Теперь я решил идти на работу, связанную с головой, потому что я считаю работать физически - себя не уважать. Но я боюсь, что это все отговорки, что устроившись на работу с головой я не смогу работать и опять уйду. Я боюсь ответственности (как было с двумя предыдущими работами), что мне скажут устрани эту проблему с компьютерами, а я не знаю как.. или что-то не то сделаю, или попаду в другую неловкую ситуацию. Я буду устраиваться через месяц, а мандраж у меня уже сейчас, потому что два раза я уже обжегся. Мои друзья работают на работах, которые им не нравятся, но работают! Почему у меня такая боязнь к ней, к тому что я могу ошибиться, не так что-то сделать.. в последние пару месяцев, в связи с защитой диплома, с работой и прочими проблемами у меня начал вибрировать нерв чуть ниже глаза.. почему я так серьезно отношусь к работе, для меня это как каторга, что я теряю большую часть своей жизни взаперти работы, я хочу оттуда сбежать. А такого не должно быть, ведь я мужчина! Я ко многому отношусь по-взрослому, решаю проблемы с автомобилем друга и даже не нервничаю, подхожу к консультантам или к другим незнакомым людям без единого нервного тика. Но если это касается телефонного звонка куда-либо к незнакомому человеку или про работу, то я начинаю нервничать. Я думал что все что было в школе осталось позади, неужели все это застряло у меня глубоко в подсознании, сформированном в детстве, как фундамент дома, вот только он с трещиной и когда возникает проблема, то он сыпется.
Подскажите мне пожалуйста, что это? Остатки прошлого? Отсутствие коллектива в детстве? Унижение в школе? И что мне делать, как побороть это, потому что если я пойду на работу и у меня снова опустятся руки, то это убьет меня, все то что я закрыл стеной, отгородился от школьного прошлого, все это рухнет на меня, я перестану сам в себя верить. И тот факт, что я мужчина и должен поступать соответственно также давит на меня. Надеюсь вы объясните эту ситуацию и мне станет легче. Спасибо.
Автор вопроса: Виктор Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Виктор, здравствуйте!
В-общем, Вы чудесно и полно описали свою историю:
незрелость (я сознательно не употребляю слово "инфантилизм"), боязнь жизни, травматичное восприятие обычных жизненных установок в виде "нужно" и "должен", самооценка (вот вовсе я не уверен, что заниженная, но совершенно точно - болезненная), боязнь отказа, недовольство своим положением и собой, противоречиво смешивающееся с эгоцентричностью и любовью к себе...
Говорить о том, что тому причиной излишне. И так понятно. Я бы дал всей проблеме название "домашнее обучение", как символ, имя нарицательное.
Давайте подумаем, что делать.
Первое: Обратите наконец внимание на свои сильные качества! Вы , в-принципе, образованный, современный парень. Вы - абициозны и мобильны. Вы способны "решить проблему с машиной" , если эта проблема не касается лично Вас. Но Вы СПОСОБНЫ!
Вы пытаетесь что-то делать. Надолго Вас не хватает, но Вы пытаетесь. Наверняка, есть ещё что-то, о чём Вы не написали.
Подумайте и составьте списочек своих сильных и положительных качеств.
Второе: Надо подумать над тем, как сильные качества сделать полезными.
Насколько применимы в жизни Ваши сильные качества? Что нужно делать, чтобы эта сила помогала лично Вам? В каких направлениях работать, чтобы расширять и развивать свои ресурсы?
Например! Вы устариваетесь на работу. Поставьте себе определённые временные рамки , скажем, не увольняться раньше, чем через месяц! Вот как бы там ни было, но месяц проработайте! Не два дня, не неделю, а именно месяц. А ещё лучше - три с половиной месяца. Это - так называемый "шаг" с точки зрения адаптации человека к любым новым условиям жизни.
Вы же не даёте себе и своему организму. психике элементарно "встроиться" куда бы то ни было! Вы сразу поддаётесь первому (и самому естественному) порыву - бежать оттуда, где не нравится! Но естественность - не всегда правильно и хорошо! На то мы и социальные существа. Из-за этого мы с Вами и стали людьми, что ПРИСПОСАБЛИВАЛИСЬ САМИ И ПРИСПОСАБЛИВАЛИ К СЕБЕ СРЕДУ ПРЕБЫВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ!
Я не знаю как конкретно, но Вы можете сделать любую нелюбимую работу чуточку менее нелюбимой! Уверен в этом.
Третье: Вас окружают люди. И среди них Вы найдёте мудрых и очень понимающих! Пользуйтесь тем, что они могут Вам дать: информацией, опытом, знаниями и даже просто своим видением каких-то ситуаций.
Вот Вы написали на наш сайт - отлично! Прочтите. Соглашайтесь или нет. Напишите конкретные вопросы и более детально разберите какие-то моменты, связанные с Вашим развитием и становлением. То есть, МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ РЕСУРС! Чтобы не было ощущения (такого привычного для Вас) незаконченного действия!
Именно то, что в Вашей совсем небольшой жизни накопилось уже очень много незаконченных действий и вызывает в Вас огромное хроническое напряжение, хроническую тревожность. И это приводит к болезненным ощущениям на всех уровнях: на соматическом, на психологическом и даже на ментальном! От этого надо избавляться. Все дела ДОДЕЛЫВАТЬ!
Четвёртое: Вам не надо сразу лететь в космос! Всё ПОСТЕПЕННО! Всё свои чередом. Приучите себя идти к цели шагами, а не скачками и прыжками. И расчитывайте каждый шаг.
Сначала, найти подходящие варианты работы. Подумать, какой именно бы подошёл больше других. Рассмотреть все плюсы и минусы. Принять меры по устройству. Не торопиться с выводами, научиться преодолевать капризы организма. Отмечать каждый рабочий день, как личную победу, хвалить и поощрять себя. (Естественно, не водкой с пивом, а чем -то , что действительно Вам нравится!) И т.д.
Вот только так!
Старайтесь быть чуточку сильнее некоторых проявлений своего характера:
Это - всего лишь черты Вашей личности и они априори слабее Ваших-же ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ качеств.
Человек сильнее личности, ведь слово "личность" имеет отношение к слову "личина": одну личину, маску снял, другую надел и т.д. Только человеческое в нас неизбывно и по-настоящему сильно! Это, на самом деле, долгий и сложный разговор.
Итак, стратегические постулаты:
- Важен каждый ТЕКУЩИЙ день! Ничего не откладывать на завтра и не жалеть о "вчера"!
- Поставьте ДОСТИЖИМУЮ ЦЕЛЬ и идите к ней ПОСТЕПЕННО, пошагово. Хвалите себя за каждый шажочек, за каждый маленький поступок.
- В Вас много сильных человеческих и личностных качеств. Пользуйтесь ими во благо себе!
- Доделывайте ВСЕ дела до конца!
- Пользуйтесь теми ресурсами, которые у Вас есть и которые Вам предоставляет жизнь. И самый главный - Люди. Общайтесь с ПОЛЬЗОЙ. Удовольствие - тоже польза.
- Меняйте "нужно" и "должен" на "хочу" и "могу"! Просто меняйте одно слово на другое. Не особо заморачивайтесь на тему "верю или не верю в это"! Поменяете слова - поменяется смысл - поменяется отношение! Это - абсолютно естественный процесс.
- Почаще говорите "Я". Избегайте безличных предложений, типа "у меня не получилось", "мне сказали" и т.д. Говорите "я не смог", "я услышал" - примерно вот в таком режиме. Что это даст? - К Вам придёт подсознательное чувство ПРАВИЛЬНОЙ ответственности за свою жизнь и за то, что в ней происходит!
Пишите. Есть о чём поговрить. А. Журавлёв.