Как помочь сыну подтянуться в учебе?

Вопрос психологу:
Добрый день! Прошу помочь в разрешении ситуации с моим сыном. Ему 19 лет. Рос без отца. Не очень общителен, друзей в реальной жизни мало. Основное общение – интернет, социальные сети. В 18 лет поступил в архитектурный ВУЗ и уехал учиться в другой город, жил в общежитии. Находился полностью на моем обеспечении. Первую сессию сдал кое-как с опозданием, во втором семестре и вовсе перестал ходить на занятия и практически был отчислен. Удалось договориться с деканатом о предоставлении ему академического отпуска. Сын одаренный и творческий человек, ВУЗ выбирал сам. Основная его проблема - неумение организовать собственное время и режим дня. Каждую ночь по долгу засиживался в интернете, перестал высыпаться и вовремя вставать, накопилась усталость и учиться стало лень. Сейчас на полгода приезжает домой. При откровенном общении с ним я вижу, что свои ошибки он осознает, но пока измениться не получается. Подскажите пожалуйста, как лучше организовать его время на ближайшие полгода пока он будет находиться в академическом отпуске, чтоб это пошло ему на пользу? Может быть устроить его на физическую работу (грузчик, курьер и т.п.), чтоб переключиться с интеллектуальной деятельности? Слышала мнение психологов, что при умственной работе лучший отдых – физические нагрузки. Есть также возможность походить в спортзал, так как раньше он занимался таэквон-до. Мог бы плюсом к физическим нагрузкам заодно помогать своему тренеру по таэквон-до учить малышей приёмам спортивной борьбы, развивать навыки социального общения и брать на себя ответственность, становиться взрослее. Или направить его на подработку по будущей профессии в сфере дизайна, чтобы приобщить к тому основному делу, которым собирается заниматься, повысить мотивацию? Или организовать полноценный отдых на море, за границей? Выезжали с ним на море в 2007 году, после этого времени безвылазно жил в городе, иногда в летние каникулы выезжал к родственникам в сад на несколько недель , поэтому с полноценным отдыхом тоже проблема. Очень хочется ему помочь , чтоб больше не было проблем с учебой, и в связи с этим сама нуждаюсь в грамотной подсказке со стороны психологов, какие действия будут эффективнее всего. Спасибо большое за ответ!
Автор вопроса: Светлана Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Сиурдаки Татьяна Геннадьевна.
Дорогая Светлана!
Ваша ситуация разрешима с одной стороны очень легко, с другой стороны, именно от Вас потребуются очень сильные усилия, но совсем другого характера, нежели Вы можете представить. Хотя моя задача не дать Вам конкретный план действия, а просто показать Вашу ситуацию со стороны, чтобы Вы сами сделали выводы, но что-то я Вам предложу как новый способ взаимодействия с сыном. Поясню, что я имею ввиду.
Совершенно четко видна Ваша стратегия воспитания сына, Вы стараетесь дать ему все самое лучшее, что можете, поддерживаете его решение и стараетесь косвенно ему помогать, как Вам кажется. Что происходит на самом деле? Просто анализируем Ваше письмо..
- "Он полностью на моем обеспечении". Как Вам кажется молодой человек в 19 лет при желании может сам найти себе небольшой дополнительный заработок? Например в сфере того же дизайна?
- "Был почти отчислен, удалось договориться". Учеба явно не вызывает никакого интереса и Ваш "спасательный круг" насколько долго сможет продержать его в этой среде? Думаете человек когда дорожит чем-то, не осознает, что может это потерять? Полное бездействие в университете, должно Вам о чем -то сказать...
- "Ошибки осознает, но не получается поменяться". Не очень понятно КАКИЕ ошибки? Ошибки в том, что он не контролирует свое время? Это Ваш вариант. Быть может это совсем не проблема, а лишь следствие другие вещей??? Ведь для того, чтобы ничего не делать созданы все идеальные условия. Он знает, что может не учиться, не работать, ведь, всегда будут финансы, еда, кров. Чтобы не случилось мама спасет, поэтому суперкомфортная ситуация дает возможность лениться и ничем не интересоваться...
Другой ключевой вопрос, что же действительно ему важно и интересно? Если ВСЕ НОЧИ он проводит в интернете, значит там есть что-то действительно важное для него? Может стоит обратить внимание на его истинные интересы и помочь найти ЕГО предназначение? Ведь именно тогда, когда человек занимается любимым делом, он замотивирован и подобных проблем не возникает.
Ваши варианты решения ситуации:
- физическая работа
- спортивный зал
- подработка дизайн
- отдых: море, заграница
Конечно все эти варианты хороши, но только в данном моменте бесполезны. Смотрите, Вы не видите истинной проблемы, скажем образно, болит зуб, а вы лечите горло. Понимаете, о чем я? И еще огромный вопрос, наверно Вам покажется совершенно неуместный... А сколько вариантом Вы можете предложить СЕБЕ, чтобы отдохнуть и немного проявить заботу и любовь ... о СЕБЕ???
Подвожу итог!
1. Сыну нужно найти свое предназначение. Когда он сам найдет то, чем хочет заниматься (учиться) все подобные вопросы перестанут существовать.
2. Вам необходимо уже наконец-то поменяться ролями! Ваш ВЗРОСЛЫЙ сын должен заботиться о Вас, а не Вы о нем! Конечно Вы на всю жизнь будете его мамой, но поверьте, если Вы прямо сейчас не перестанете полностью контролировать жизнь сына, то в результате будет инфантильный мужчина, без интереса к жизни и полным отсутствием понимания что такое ответственность. Вы будете обречены всю оставшуюся жизнь "тащить его" и он просто не будет понимать, что в какой-то момент Вы физически не сможете это делать, но поддержку и заботу он просто не сможет Вам оказать, он этого просто не умеет делать.
3. Очень важный момент, научитесь любить не только своего умного и талантливого сына (уверена, что Вы правильно расставите приоритеты вместе и все получится у него), но и саму себя!! Если Вы себя не любите, то никто Вас не сможет любить, даже собственный сын. Понимаете о какой любви я говорю? Как результат этой любви уважение, забота и поддержка.
Возвращаясь к началу ответа, Подарите сыну возможность самому принимать решения и нести ответственность за свою жизнь. Полюбите себе и начните жить не только ради сына, но и ради себя. Конечно будьте рядом с ним, помогайте ему принимать решения, но будучи только поддержкой, а не "его головой".
Уверена, Вы сможете осознать, что сын уже вырос, дать ему возможность стать любящим и ответственным мужчиной рядом с Вами. Конечно впереди много внутренней работы, но уверена, Вы справитесь!