При разговоре с руководителем начинаю стесняться, теряться...

Вопрос психологу:
Добрый день!
Меня зовут Анжелика, мне 25 лет. Не замужем, хотя уже хотелось бы. Детей пока что тоже нет. С мамой отношения хорошие, дружеские, могу практически всё ей рассказать. Папа умер 3 года назад, с ним отношения были очень хорошие, всегда меня понимал.
Последний год при общении с руководством или при выполнении какого то очень важного дела у меня начинают болеть глаза, в голове мутнеет, перестаю слушать, с трудом улавливаю суть вопроса. Пытаюсь сосредоточиться, но ничего не получается, наоборот ещё больше мысли улетают куда-то. Страха перед руководством раньше никогда не было, не могу понять как настроить себя. Хочется, чтобы голова была ясной и чтобы информацию, которую до меня пытаются донести хорошо усваивалась. Такое состояние в основном происходит при общении в кабинете, в закрытых помещениях. Не могу расслабиться, переживаю, додумываю, что же сейчас мне скажут. Возможно есть какие-то упражнения для самоконтроля в таких ситуациях. Проще говоря, когда руководитель разговаривает со мной о серьёзных вещах, мне хочется думать о чём-то совершенно другом, об облаках например. Если говорить о руководителе, то она совсем не "страшная". Общается чаще по дружески, относится с пониманием ко всему, но в то же время соблюдает субординацию.
На прошлой работе я проработала около 2 лет, ближе к концу начались такие симптомы. В тот момент я подумала,что видимо я просто устала. Ушла в отпуск почти на месяц. Через месяц вышла на работу, но всё то же самое. Решила,что можно уже поменять работу. Написала заявление и уволилась в конце января этого года. Месяц искала работу, не нашла. Поехала в родной город, там жила 4 месяца, потом месяц за границей. И наконец нашла работу в городе у моря. В коллектив вливаюсь потихоньку. Обычно нахожу одного друга и через него потихоньку знакомлюсь со всеми, по цепочке. Чувствую себя очень комфортно на новом месте. Но снова эта проблема возникла, не знаю что делать. Хочется показать себя во всей красе, но при разговоре с руководителем начинаю тупить, стесняться, потому что не могу нормально воспринимать информацию и "переваривать" её. Стоит выйти из кабинета и спустя 5 минут в голову приходит куча идей, сразу формируется хороший текст и различные варианты ответов. Но к тому времени уже не актуально.
Автор вопроса: Анжелика Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Анжелика, здравствуйте!
Похоже, у Вас признаки клаустрофобии. И, возможно, панических атак. Вы не просто так написали про кабинеты и закрытые помещения. И то, что Вам хочется думать об облаках – тоже закономерно. Это стремление вырваться на свободу, на открытое пространство, вдохнуть воздуха. Попробуйте рассмотреть возможности общения с руководством через Скайп, имейл или другие виды.
В любом случае, есть какие-то триггеры, спусковые крючки, которые запускают это состояние. И тут это как-то связано с гиперответственностью. Либо просто с проблемами в области ответственности. Когда на Вас возлагают серьезные обязанности и надежды. Это как-то перекликается с Вашим детством? С отношением к Вам родителей? Или, быть может, в школе?
Существуют дыхательные техники для успокоения. Они буквально за считанные минуты могут восстановить спокойствие. Если их выполнять регулярно и сосредоточенно. Их как раз можно применить на собраниях так, что никто и не заметит. Но я бы Вам рекомендовала копнуть глубже и найти причину этих состояний. Обратитесь за помощью к психологу. Это какой-то глубокий момент. И он имеет влияние, скорее всего, и в других сферах жизни, пусть Вы пока это и не связали воедино. Но со временем это проявится. Если ничего не предпринимать.
Дыхательные упражнения:
Упражнение 1
Успокаивающее дыхание
Нужно максимально расслабить тело, сесть или даже лечь. Упражнение можно выполнять утром, после пробуждения. Особенно если сон был беспокойным.
Нужно закрыть глаза, мысленно пробежаться по всем мышцам тела. Особое внимание нужно уделить мышцам лица, поскольку они напряжены чаще всего. Пусть лицо уподобиться безжизненной маске. Затем нужно глубоко вдохнуть, начав мысленно произносить формулу ("Я…"). Затем медленно выдохнуть, заканчивая формулу "…расслабляюсь". После нужно повторить упражнение, но уже с формулой "Я... и ...успокаиваюсь".
Упражнение нужно выполнить от 4 до 6 раз.
Упражнение 2
Расслабленное осознанное дыхание
Спокойно подышите примерно пару минут. Обратите внимание на то, как выполняется дыхание. Как воздух входит в легкие. Как грудь или живот медленно поднимаются и опускаются. Как дыхание становится размеренным и спокойным. Старайтесь наполнить воздухом на вдохе все легкие – брюшную область, затем реберную, затем самую верхнюю. На выдохе прочувствуйте пустоту во всех этих областях. Не спешите, если закружится голова – начните дышать нормально. Но уже после нескольких тренировок головокружение пройдет. Дышите так от 5 раз (вдох-выдох).
Упражнение 3
вдыхаете на 4 счета (или 4 удара пульса, предварительно его надо нащупать, делать это удобнее на шее, а не на запястье)
держите воздух в себе 2 счета/удара
выдыхаете на 4 счета/удара
не дышите 2 счета/удара и затем опять вдыхаете на 4 счета/удара — все с начала
Т.е. дышите — не дышите: 4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.
Если чувствуете что дыхание позволяет делать более глубокие вдохи/выдохи, то делайте цикл не 4/2 секунды а 6/3 или 8/4 и так далее.
Только дышать нужно диафрагмой, то есть животом! Во время стресса мы учащенно дышим грудью, тогда как диафрагмальное дыхание успокаивает сердцебиение, подавляя физиологические признаки нервозности, вводя вас в в спокойствие.
Во время упражнения держим внимание только на дыхании! Не должно быть больше никаких мыслей! Это самое главное. И тогда уже минуты через 3 вы почувствуете что расслабились и успокоились. Упражнение делается не более 5-ти 7-ми минут, по ощущениям. При регулярных занятиях дыхательная практика способствует не только тому, чтобы вы расслабились здесь и сейчас, но и в целом приводит нервную систему в порядок и вы меньше нервничаете уже без всяких упражнений.
Желаю Вам успехов, улучшения состояния! Если возникнут дополнительные вопросы - напишите мне, буду рада поработать с Вами.