Как избавиться от неуверенности в себе и чувства вины?

Вопрос психологу:
Добрый день! В последнее время меня мучают навязчивые мысли и тревоги от неуверенности в себе. Меня воспитывали и я сама живу под девизом "все зависит от тебя" и "не нравится что-то, не бездействуй". Путь к успеху я воспринимала всегда как лестницу. Проходишь одну ступень путём труда и усилий, затем следующая. Сначала я старалась просто хорошо учиться, радовать родителей. Затем начала подрабатывать, чтобы покупать себе какие-то вещи самостоятельно. Затем подрабатывать по специальности стажёром. Мои ровесники ходили только на учёбу, а я себя успокаивала, что когда закончу институт у меня уже будет опыт и работа, а также материальный достаток. Закончила институт, устроилась сначала на работу с небольшой зп, но очень перспективной в плане опыта, затем перешла на более высокооплачиваемую. Сначала меня там все устраивало и главное была стабильная довольно высокая зарплата. Параллельно поступила на последипломное обучение, чтобы по окончании через 2 года совмещения перейти на следующую ступень, помогала родителям. Но затем я поняла, что эта работа меня не устраивает, начала замечать косяки у начальства, вредительство клиентам и обман в целях получения выгоды и говорить об этом. Но там не были заинтересованы в моих замечаниях, поставили перед фактом что или делай как говорят и молчи или уходи. Не смогла, перешла в другое место. Там работаю на проценте и деньги то есть то их нет. Пыталась найти другие, но специфика везде в нашей профессии - долго выжидать пока наберутся клиенты, а пока сидеть без денег. Чувствую себя виноватой перед родными - маме пришлось помочь мне с оплатой моего обучения, да и близкие сначала поддерживали меня в моей правоте, а потом, когда поняли, что с точки зрения финансов все теперь плохо а помочь они не могут, начали осуждать мой выбор. В данный момент работаю на 2 работах и доучиваюсь последний год, но денег хватает только на еду и самое необходимое, а близким нужна моя помощь, которой я не могу им дать. Впервые чувствую себя неудачником. Перепробовала и различные хобби и другие сферы деятельности пыталась освоить за этот год, но все не то и уже сомневаюсь во всем, даже в выборе профессии. Иногда даже думаю может зря ушла, может слишком преувеличивала. Постоянно чувствую тревогу и пытаюсь ещё что-то придумать, чтобы повлиять на ситуацию, но здравый смысл подсказывает, что и так делаю уже все что могу. Как избавиться от неуверенности в себе и чувства вины?
Автор вопроса: Маша Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Маша.
Во-первых, эти два лозунга "все зависит от тебя", "не нравится что-то, не бездействуй" не являются тождественными друг другу. Да, я поддержу вторую установку. Как поётся в песне: «Если Джа хочет, то Джа хлопочет». Но действительно ли всё зависит от тебя? Есть уйма вещей, которые от нас не зависят: мы от них – да, а они от нас – нет.
Во-вторых, в-третьих и т.д.: Близкие перестали вас поддерживать и осуждать ваш выбор. А вы сами? Вы не стали осуждать свой выбор? Если вы сами в нём не уверены, если сами готовы отказаться от своих ценностей (Понятно, что ради других каких-то ценностей, но здесь уж смотрите, что для вас ценнее и дороже. И очень важно не соврать себе, не предать себя), то другие лишь проявляют (делают явной) вашу собственную неуверенность – ваш собственный отказ от своего выбора.
Ваша сегодняшняя неуверенность в себе и во всём может иметь своим источником (я пока предполагаю, основываясь на ваших словах) как раз это сомнение в своём выборе: «А может быть я зря ушла, может, слишком преувеличивала?». Куда адресован этот вопрос, Маша? Логике? Доводам о том, что можно поступиться своей совестью, ради тёплого места? А вы с этим согласны? Искренне… послушайте своё сердце, свою совесть.
Маме пришлось вам помогать… Вы говорите так, как будто это нечто противоестественное. Это нормально, что родители помогают своим детям. Когда вы будете в силах и в состоянии помогать, вы тоже поможете. Сейчас вы пишете о том, что близким нужна ваша помощь, а вы не можете им дать. В ваших словах слышится, что вы считаете себя обязанной всегда мочь и за себя и за других, и всегда должны быть в состоянии помочь. Эта позиция граничит с высокомерием: вы должны быть всегда сильной, и не имеете права на слабость; слабость – это не для вас, а для других – для тех, кому вы будете помогать. Маша, а в связи с чем вы себя лишаете права рассчитывать на помощь и просить её?
Понимаете ли вы, к чему я клоню? Вы чувствуете себя неудачником. Это только от того, что относитесь к самой себе не по-человечески, слишком требовательно, с завышенными ожиданиями и требованиями. Все могут быть порой слабыми, все могут нуждаться в помощи и поддержке, и все имеют право её просить.
Желаю вам быть с собой заодно! А не против себя.