Боюсь руководить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я закончил университет год назад. После вуза искал работу по специальности, но и по понятным причинам естественно никуда не брали, поэтому устроился на завод простым рабочим. В общем год отпахал и никакого повышения тоже не получил, везде кум, брат, сват, хотя направленность предприятия была по моей специальности, но работа метлой и лопатой на дядю не очень привлекает молодого специалиста, хотя пусть даже и к такой работе я относился с ответственностью деятельность завода связана с полученной мною специальностью. В общем, прошёл почти год и я не дождавшись обещанного повышения до мастера смены , ушёл на другую работу и проработал там почти пол года. А теперь мне предложили на старом месте работы быть мастером, а не простым рабочим. В общем . то чего я хотел -сбывается, но т. к я молод , а те кто будет мне подчиняться мне в отцы и деды годятся , плюс они достаточно долго там работают , то мне боязно, да и контингент прямо скажем-алкоголики , сиделые ну и далее по списку. Помогите разобраться в себе , как себя вести с ними, раньше-то мы были по одну сторону, а теперь я начальник, а они работяги, ведь они меня помнят молчаливым и спокойным. Приказывать я особо не люблю, мне проще выполнять, но при этом хочу развития карьеры, иметь опыт руководящей работы и это как раз тот случай, когда им нужно воспользоваться с полна. Самое интересное , что я не особо боюсь вышестоящих руководителей, а боюсь быть руководителем для других более опытных и старших сотрудников. В общем я дал согласие и скоро приступлю к работе, но чем ближе этот день , тем больше в голове каши и переживаний, что не смогу хорошо проявить себя , как раньше в статусе простого рабочего, боюсь , что многие не будут воспринимать меня всерьёз, а заставлять и кричать на подчинённых я , как мне кажется не могу, слишком уж я мягкий человек, в общем уже голова кругом и сердце кровью обливается от мысли , как я приду в старый коллектив у которого принципы мест не столь отдалённых, вдруг будут считать неким предателем?!Всё уже передумал, что возможно и невозможно! Заранее благодарен!!!
Автор вопроса: Антон Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Антон.
Поздравляю Вас с началом нового этапа Вашей личностной истории, с новым этапом Вашего роста.
Бывают разные случаи. Кто-то, получив шанс перейти со ступени исполнителя на руководящую позицию, так и не может себя преодолеть: комплексы, чувство вины, недостаток сил и дефицит специальных умений и навыков, необходимых для руководящей должности, страх и просто робость, - все это мешает и блокирует.
Некоторые наоборот - раскрываются с новой стороны, получают новые возможности для саморазвития и расширения своих горизонтов. Эти люди смотрят вдаль, понимают и видят цель, учатся или уже думают с РАЦИОНАЛЬНЫХ позиций. Эти люди хорошо понимают, что если меняются условия, а мы остаемся такими, какими были раньше, то ничего хорошего не получится! Эти люди меняют себя, развивают себя личностно так, как требует ситуация.
Естественно, я не говорю о базовых человеческих ценностях: не требуется учиться обманывать, наказывать, увольнять, казнить и миловать, если в Вас родители заложили доброту, понимание, гуманизм и лояльность по отношению к людям! Просто иногда эти категории начинают противоречить задачам , делу, большой цели и т.д. Но в том-то и фишка, что надо учиться! Учиться не обману, а дипломатии и гибкости. Учиться на казнить и миловать, а грамотно мотивировать людей, зная, что такое мотивы и стимулы! Учиться не всепрощению и жертвенности, а терпению и рациональной лояльности. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - вот ключевое слово!
Убрав до минимума эмоции, мы можем с помощью рационального подхода решить много ДЕЛ, разобрать много РАБОЧИХ СИТУАЦИЙ, сделать правильные и грамотные ВЫВОДЫ! Мы только с помощью рациональности можем ставить цели , давать верные указания и инструкции и осуществлять контроль за их выполнением!
Собственно, сейчас я для Вас определил основные функции руководителя.
А теперь о том, что такое рациональность.
Рациональность - всегда КОНКРЕТИКА! Учитесь максимально конкретно решать вопросы, ставить задачи, определять критерии, оценивать труд людей. То есть, по конкретным параметрам, пунктам.
Рациональность - это всегда вопросы " в чем КОНКРЕТНО причины" и "что КОНКРЕТНО я (или Кто-то) имею ввиду", а не вопросы "почему" и "зачем".
Все нормальные люди никогда не обижаются на конкретные советы, пожелания и предложения.
То есть, Вам надо уметь ставить конкретные вопросы, давать конкретные поручения, конкретно отвечать на вопросы и т.д.
Даже во внутреннем диалоге с самим собой надо быть максимально конкретным. Попробуйте поработать! Напишите на листке бумаги КОНКРТНЫЕ оплюсы Вашего роста с одной стороны и возможные КОНКРЕТНЫЕ минусы с другой. Проанализируйте это и добейтесь еще раз максимальной конкретитки в формулировках.
С какой стати Вы решили, что пострадабют Ваши добрые отношения с людьми? Если все будет честно и конкретно, то обижаться и бояться Вас будет не за что!
Хорошие отношения - не предмет манипуляций и торгов!
Антон, первую часть моего письма заканчиваю. Дополню позже на этой же странице. Спасибо.
Часть 2. Продолжение.
Итак, о переходе на РАЦИОНАЛЬНОЕ общение мы поговорили.
Далее, формализация отношений.
Чем чревата вертикальная карьера в своём родном коллективе? - Не всегда, но часто наступает противоречие между тем, "каким мы тебя знаем и любим", и тем, "какой ты стал (чужой, равнодушный, крутой, горлый и т.д.)". Это противоречие ощущается и на уровне самого "носителя карьерного роста". Трудно же совместить хорошие дружеские отношения, человеческие привязанности и симпатии с требованиями жёсткого субординационного, организационного и профессионального порядка. То есть, ну как я могу строго взыскать с "Вити" за невыполненное поручение или плохо выполненную работу, если он такой классный и весёлый парень, у него такая трогательная жена, симпатичные дети, мама болеет и т.д.!!! Это очень мучительная штука - найти дипломатичное решение вопроса и оставить в живых овец при накормленных волках!
Сознательность самого "Вити" имеет огромное значение. Но нам ли с Вами ждать "милостей от природы"!)))))
Короче, самый нормальный способ - провести предварительное ОРГАНИЗАЦИОННОЕ совещание, на котором высказать и чётко структурировать свой подход к соседству чкловеческих отношений и профессионального долга. Можно попросить понимания, опять же максимально конкретно и рационально объяснив свою концепцию на уровне "мухи отдельно, котлеты отдельно"! Естественно, что договариваться нужно грамотно, а задача - именно договориться, определить и как-бы узаконить новые правила игры.
Можно начать с просьбы уважительного и корректного обращения к Вам, как к начальнику. "Я бы хотел слышать от вас "Иван Иваныч, Вы...", а не "Вань, ты...". Ваианты могут быть какие угодно, даже самые демократические, но ТЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ БЫ УДОБНЫ ИМЕННО ВАМ, КАК НАЧАЛЬНИКУ!
Хорошо бы именно так и сказать, что на работе, в этом месте, в это время, Вы именно НАЧАЛЬНИК, ПРОФЕССИОНАЛ, у которго куча обязанностей и куча задач, у которго есть свой начальник и очень большая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, не только за непосредственно то, что делаете Вы, но и за то, что ДЕЛАЕТ КАЖДЫЙ ВАШ ПОДЧИНЁННЫЙ!
Можно сказать, что Вы рассчитываете на понимание и даже помощь, если речь будет идти о ситуациях организационного порядка.
Вы можете определить и обозначить КОНКРЕТНО свою позицию:
"Я не хочу и не буду заниматься манипуляцией на уровне использования дружеских отношений в каких-то своих карьерных целях. И надеюсь на понимание и встречное аналогичное движение со стороны вас - людей, которые меня знают и уважают. Путь дружба будет ПОМОГВТЬ, а не мешать нам плодотворно и с пользой работать!" и т.д.
Да, решить вот такой "ролевой" (друг-начальник) конфликт непросто, но нужно!
Вам станет легче, потому что всё прояснится. Не будет того, что называется "многозначительность" и "неоднозначность".
Вы сразу поймёте , кто действительно относится к Вам с уважением и пониманием, а кто ... Понимаете, дружить - значит уважать! Дружбы без уважения быть не может. Так вот, люди принимают за дружбу некие другие категории. Сейчас много слов, отлично характеризующих подобные отношения: нормальный парень, прикольный чувак, можно поржать, мы вместе рыбу ловим, ходили много раз в баню, я ему машину ремонтировал и т.д. Ну Вы меня понимаете!
Дружба - это общность ценностей. А ценности - штука духовная. Друзья ПОДДЕРЖИВАЮТ, а не мешают. Причём поддерживают не за бонусы и дивиденты, а так!
Имеет значение только дружба, а она вне зоны риска. Я надеюсь, Вы-то сами не станете изменять себе?
А то, что НЕ дружба, - да, это может претерпеть изменения, может уйти, исчезнуть, начать мешать и т.д. Если мешает, то надо избавляться!
Картерный рост - замечательная возможность для человека реализовать свои ЕСТЕСТВЕННЫЕ потребности в самоактуализации и развитии. тут даже и говорить нечего, насколько это замечательно.
Не важно, чем дело кончится. В любом случае, Вы получите массу пользы. Важно сделать шаг. И сделать его так. чтобы не потерять ценные приобоетения предыдущей жизни, но помня, что в любом случае что-то изменится!
Несколько советов.
- Поработайте над голосом, над речью: внятность, чёткость, конкретность, умение говорить немного, но по делу, говорить с людьми БОЛЕЕ НИЗКИМ ГОЛОСОМ
И НА ПОНИЖЕННОЙ ГРОМКОСТИ!
- Поработайте над умением чётко формулировать инструкции, чётко и правильно задавать вопросы, чётко и немногословно на вопросы отвечать. Не надо бояться говорить, что сейчас Вы ответить на какой-то вопрос не готовы. Пообещайте (и выполните!) сделать это позже, в отдельном формате. Вы же не Космос, занющий про всё во вселенной.
- Научитесь ставить цели и определять и формулировать стратегию их достижения. Научитесь определять задачи.
- Любую информацию СТРУКТУРИРУЙТЕ, разбивайте, делите. Всё должно быть кратно трём - это удобно для восприятия.
- Посмотрите на себя в зеркало, потренируйтесь: улыбка, серьёзное лицо, внимание, интерес - вот выражения Вашего лица, которые всех интересуют.
- Проаудируйте свой внешний вид. Что-то нужно менять? - Меняйте!
Советую пройти тренинги или проконсультироваться по темам "Техника эффективной коммуникации" и "Техника самопрезентации". Это полезная штука. Но нужен очень хороший тренер. Например, я))))))
Короче, РАБОТАЙТЕ!
Спасибо Вам за интересный вопрос! Пишите. Чем смогу - помогу! А. Журавлёв