Какие могут быть психологические причины того, что не всегда получается зевнуть или вздохнуть?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Были сомнения на счет категории вопроса, но решила отнести именно в категорию самопознания. На мой взгляд, мое обращение подходит именно под эту категорию :) Мой вопрос следующий: каковы могут быть психологические причины того, что порой я не могу зевнуть? Как будто бы не хватает то ли воздуха, то ли объема легких - подобное непонятное ощущение. Сейчас мне 23 года. Первое воспоминание с такой проблемой относится к начальной школе - я тогда в спокойном и сознательном состоянии начинала сама вздыхать, т.е. как будто специально для чего то так делала, может это тоже как то связано. Ещё я была недавно у бабушки и пока общались я её обняла и у меня получилось свободно вздохнуть полной грудью. На что она сказала, что когда я была маленькая - ещё до 5 лет, иногда подбегала к ней и тяжело так вздыхала как уставший взрослый человек. Вообще сейчас да, вздохнуть спокойно у меня получается только рядом с двумя людьми - это мои бабушка и молодой человек, чувствую себя с ними очень спокойно, комфортно, защищенно. В остальное время, будь я одна или где то с кем то, на работе ли, появляется такая проблема, что не могу вздохнуть. Либо в конце концов могу, но не сразу, приходится концентрироваться. Ещё бывает, что процесс зевания сбивается какой либо мыслью в моей голове, любой мыслью, или если кто то что то скажет, обратится ко мне, либо обратится к другому человеку. Перед сном тоже не всегда удается зевнуть и приходится лежать засыпать в попытках позевать, которые не всегда получаются. Что касается моих родителей (может, это понадобится Вам, психологу, для полноты картины): папа требовательный был в воспитании - это когда достижения воспринимаются как само собой разумеющееся или даже как недостаточные, идет обесценивание достижений. А мама, на мой взгляд, очень правильная - т.е. надо всё делать правильно по каким-то там правилам, а не так, как ты сам хочешь. Это объективный взгляд со стороны, который, конечно же не исключает их любви ко мне и моей к ним (это и чувствуется, проблем с этим нет) Таким образом, что можно сделать, чтобы зевать можно было спокойно? :) Спасибо!
Автор вопроса: Мария Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.
Здравствуйте, Мария!
Вы пишите, что испытываете затруднения при зевании.
Возможно, в Вашем случае, Мария, имеет место быть психологическим зажимам (когда тело "не хочет" слушаться), и тогда приходится прилагать большие усилия для совершения нужного Вам действия.
Несомненно, что родители любят Вас. Вы пишите, что Ваш папа - требовательный. Для вас оценка Ваших достижений со стороны папы значима. Ваша мама "правильная" - надо все делать правильно по каким-то там правилам, а не так, как ты сам хочешь! Согласно правилам этикета нельзя зевать, широко раскрывая рот - это не прилично! В детстве мы подражаем родителям, они для нас - некий образец, идеал! Скорее всего, Вы с замиранием сердца ждали одобрения со стороны родителей, задерживали дыхание. С одной стороны требовательность, с другой стороны - беспрекословная "правильность". Такие моменты воспитания могли вызвать некоторую тревожность, которую Вы сейчас перенесли во взрослую жизнь: не можете вздохнуть одна, на работе, процесс зевания сбивается мыслями, причем любыми и т.д..
Но Вы спокойно "вздыхаете" и "зеваете" при бабушке и молодом человеке, которые Вас ПРИНИМАЮТ такой, какая Вы есть, Мария, без условностей.
Замечательно, что они у вас есть!!!
Позвольте себе ЗЕВАТЬ, ЗЕВАТЬ, ЗЕВАТЬ с помощью некоторых упражнений:
-говорите о том, что Вам не нравится, не хочется делать в приемлемой форме, но ГОВОРИТЕ!
-аутотренинг. Представьте себе, что Ваш организм - это цветущий сад, который не может жить без кислорода. Широко открывайте рот, пропуская кислород к Вашему саду, можно сопровождать звуками.
-проводите активные выходные. Ваш организм будет заставлять Вас "дышать, вздыхать".
-освойте дыхательные упражнения.
На первых порах Вам придется концентрироваться, прилагать усилия.
У Вас, Мария, все получится!