Как повысить низкую самооценку?

Вопрос психологу:
Добрый день. Недавно на этом сайте я случайно прочитала вопрос Елены, которая встречается с женатым мужчиной. Психолог посоветовала ей повысить самооценку. У меня нет проблем с женатыми мужчинами, но, наверно, тоже есть проблема с низкой самооценкой. И эта проблема также тянется из детства. Недавно я почитала статью «Как правильно хвалить ребенка», стала вспоминать разные ситуации из своего детства и с ужасом поняла, что мои родители не хвалили меня никогда и ни за что. Вообще ни разу за все детство! Зато ругали и наказывали постоянно, за малейшую ошибку. Родители часто давали мне какие-то задания, при этом еще в раннем детстве я поняла, что ругать меня будут в любом случае. Если не сделаю – за то, что не сделала, если сделаю, за то, что сделала «не так».
При этом меня часто критиковали в присутствии посторонних. Самое грустное, что мама (отец умер) продолжает это делать до сих пор. Приведу конкретный пример. Я работаю в химической лаборатории, где нужно носить белый халат. Когда я приношу его домой постирать, она может показать его соседке и при этом громко пожаловаться, что у нее такая неряха-дочь, в таком грязном халате ходит по лаборатории.
А сколько обидных замечаний мне пришлось выслушать от мамы, когда я училась в пединституте. По ее представлениям, учитель – это идеал во всем, так как на него ориентируется подрастающее поколение. Я же представляю собой скопище пороков, и поэтому не имею права учиться в педагогическом ВУЗе. Когда она сердилась на меня, то все время кричала: «Вот я поеду к Юрию Николаевичу (это наш декан), расскажу ему, какая ты неряха и лентяйка, и он сразу же отчислит тебя!»
В отношении моей будущей семейной жизни она тоже делала негативные прогнозы: «Ни один мужчина не захочет взять в жены такую косорукую лентяйку, как ты!» В общем-то, так и получилось, ни один и не захотел… Правда, один «поклонник» у меня все-таки был. Одна из первых фраз, которые он мне сказал при знакомстве: «Марина, вам не идет ваша прическа!» Далее последовало замечание про «тяжелую неуклюжую походку», потом про лишний вес, потом про то, что я не так одеваюсь… К моему огромному удивлению, он все-таки сделал мне предложение, несмотря на массу недостатков, которые я имела в его глазах. Но когда я представила, что он будет жить у нас в доме, и они с мамой будут изводить меня упреками вдвоем, я поняла, что в этом случае сойду с ума, и отказала. Когда родственники узнали об отказе, они устроили мне грандиозный скандал. С их точки зрения, раз у меня нет других женихов, я должна была соглашаться на любое предложение, а не «выкрутасничать». Теперь к длинному списку моих ошибок добавилась еще одна: «Эта негодяйка отказала хорошему мужчине!»
Одна знакомая мне посоветовала уехать от родственников, снять квартиру и жить отдельно. Но это для меня нереально, так как на съемную квартиру нужны немалые средства, а у меня и с деньгами проблемы. Работа есть, и я стараюсь ее делать как можно лучше и в срок, но низкая самооценка и здесь мешает. Я даже не пыталась участвовать в конкурсах для молодых сотрудников, так как в душе мне всегда казалось, что я недостойна никаких премий и наград. Что мои коллеги Юля/ Таня/ Ира все знают и умеют гораздо лучше, чем я. В результате у меня низкая должность и мизерная зарплата.
Наверно, мне необходимо повысить самооценку, но сделать это очень сложно. Ведь я привыкла считать себя плохой, уже больше 30-ти лет живу с таким ощущением. В Интернете есть множество книг на эту тему, но человеку, никогда не изучавшему психологию, очень сложно в них разобраться. Тем более, в некоторых из них женщинам для повышения самооценки предлагают поярче накрасить губы и подушиться хорошими духами. Мне кажется, что это все несерьезно. Хотелось бы почитать более серьезные книги или статьи. Надеюсь, что психологи мне что-нибудь посоветуют.
Автор вопроса: Марина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Санжиев Александр Игоревич.
Здравствуйте, Марина. Возможно вам и правда было бы полезно немного изменить отношение к себе. Можно советовать множество великолепных книг и статей, но самое главное это начать что-либо делать. Наше прошлое определяет то какие мы сейчас, а то что мы делаем сейчас создаёт нас в будущем. Так создадим же то будущее, которое мы хотим.
Внимание человека захватывает только небольшую часть происходящего. Но дело в том, что у одного человека это одни моменты, а у другого совсем другие. Так, например, рассказ об одном и том же отдыхе может сильно отличаться, в зависимости от того, кто рассказывает. У человека есть фильтры, которые диктуют на что ему обратить внимание. И один из фильтров это направленность внимания на негативные или позитивные жизненные события. И в данный момент у вас преобладает фильтр направленный на негативные события.
Я бы не говорил об этом если бы это нельзя было бы изменить, это тренируемый навык. Поэтому важно научиться акцентировать внимание на позитиве. Для этого возьмите тетрадь, разделите её на три колонки. В первой напишите дату, во второй, то чему вы сегодня порадовались, а в третей продолжите фразу «я собой горжусь за …». В первый день у вас получится найти всего несколько моментов, и возможно, это будет довольно сложно. Но вскоре вы начнёте замечать, как у вас получается всё лучше и лучше, и наконец вы поймёте, что делаете это с лёгкостью.
Так же если говорить о самооценке, то можно затронуть понятие персонификации себя, то есть тот образ себя, который возникает у вас в воображении. Он возникает на каком-то расстоянии, определённого размера, может быть разной освещённости и т.д. И тут действует одно очень важное правило, изменение в персонификациях неизбежно приводит к изменению реального отношения к себе. Для этого нужно представить свой образ, отследить его во всех подробностях. А затем сделать его чуть больше реального размера, поставить его прямо перед собой на расстоянии 1,5-2 метра, а также сделать его светлым. Проделывать это упражнение нужно каждый день не меньше трёх недель. А дополнительно в ситуациях особой неуверенности, например, перед тем как пойти к начальнику, делать это упражнение дополнительно и свой образ можно делать гораздо больше.
Конечно стоит поменять и ваше отношение к событиям прошлого. Для этого вам нужно будит вспомнить 10 негативных событий из прошлого и 20 позитивных. После этого вы представляете себя в «волшебной галереи вашей жизни», а волшебная она потому что картины в ней расположены особым образом. Негативные расположены по краям галереи, и вы в этих картинах видите себя. А позитивные расположены прямо перед вами, как голограммы, в которые вы можете войти и оказаться в тех событиях. И вам нужно будит не спеша пройтись по этой галереи, рассматривая картины.
И по поводу, того что вы не проявляете свою активность. Очень важно не хвататься сразу за что-то очень сложное. Начните с проявления какой-нибудь очень незначительной активности, с того что для вас легко, но продолжайте делать это регулярно, затем сделайте что-то более сложное и тоже регулярно и так далее. И в какой-то момент вы с удивлением заметите, что с лёгкостью проявляете активность.
Если вы делаете то, что делали всегда, то вы и получите то, что всегда получали. Если то, что вы получаете вас не устраивает, сделайте что-нибудь другое. Так создайте же своё будущее!