Мне кажется, что все катится под откос.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Максим. Мне всего лишь 14 лет. Я хочу в будущем стать программистом. В классе я считался как специалист, даже немного смешно звучит. У меня все было в порядке. Передо мной была цель учиться, но потом.
Вот недавно, уже как месяц, я решил сделать сайт класса. Сначала все было хорошо, но теперь им даже никто не пользуется. И мне кажется он даже не привлекает. Так, какой-то хлам. Дело в том, что я почему-то никогда не мог завершать подобные проекты. У меня уже было много проектов, но они не были закончены. У меня бывает так, что работаешь в свое удовольствие, программируешь, разрабатываешь некие программы, но потом. Как будто я терялся. Мне просто ничего не приходило в голову. И так проект я и бросал. Я не понимаю почему это происходит. Может дело в том, что эта программа никому не нужна. Я не знаю. Я запутался. Что я вообще могу сделать? Мне кажется, что теперь у меня в любом деле путаница. Я запутался... Я не знаю, как доделать проект. Я не знаю, зачем это делаю. Все неожиданно потеряло всякий смысл...
Я своими силами хотел себя заставить делать. И даже получалось. Я подумал, что проблема исчезла. Но вот уже моя программа почти готова и тут все снова валится. Я не понимаю зачем я это делаю. Такое ощущение, что ты теряешь некую музу. Тебе писать программу, причем эту же даже не в радость, когда ты понимаешь, что кому она нужна. Раньше я думал, что знаю на все вопросы ответ. Но это казалось не настоящим ответом на вопрос "Для чего я это делаю?" и "Кому я делаю?". Сейчас мне кажется, что найдется тот человек, который лучше тебя сделает что-либо и добьется успеха. Мне кажется, что такого со мной никогда не произойдет. Мой друг уже много чего добился, пускай даже и рано, в 14 лет. Я ему не завидую. Просто у него так все получается. Но у нас с ним есть разногласие. Когда я что-то пишу и придумываю идею, то он говорит, что зачем это? Он много раз мне помогал. Я тоже думал, что дело в его словах, которые заводят меня в тупик. Но не в этом дело. Я делаю, тружусь, планирую. Но когда проект стоит на половине, то я понимаю, что мне ничего не добиться. Эта неуверенность. Я не знаю. Теперь я ни в чем не уверен...
Автор вопроса: Максим Возраст: 14

На вопрос отвечает психолог Красина Елена Львовна.
Здравствуйте, Максим!
Спасибо за вопрос. Мне кажется, что темы, которые вы поднимаете, очень актуальны для многих людей.
Здорово, что вы знаете, кем хотите работать и движетесь к своей цели. Из вашего письма я могу понять, что вы много делаете в данном направлении. Вы пишите, что вначале все идет хорошо, работа доставляет удовольствие, но потом обычно появляются определенные трудности, уходит уверенность в собственных силах, и вы не завершаете проект. Тут действительно надо разбираться в причинах. И я бы выделила две возможные причины трудностей. Первая причина - это нехватка определенных знаний и опыта, которые необходимы для завершения работы. И вторая – психологические причины, страхи.
Я не буду подробно останавливаться на первой причине, мне кажется, что вы очень хорошо понимаете необходимость нелегкой работы по получению знаний для достижения своих целей в будущем.
Какие же могут быть психологические причины. В вашем письме много значения придается оценкам и мнению других людей. Конечно, к мудрым советам стоит прислушиваться. Но если вы сами понимаете нужность и ценность сайта класса, то зачем надо, чтобы другие люди вам постоянно об этом говорили? И еще не забывайте об очень важном результате вашей работы над созданием сайта: вы занимались любимым делом от которого получали удовольствие, кроме того вы получили важный практический опыт, который потом можно использовать при работе над другими проектами. Так что я бы рекомендовала вам вырабатывать привычку видеть позитивные стороны и результаты своей работы, а не обесценивать их. Есть еще очень известный страх, который обычно мешает добиваться успехов в различных делах. Это страх сделать что-то не идеально: «А вдруг можно было сделать еще лучше, а я этого не сделал?». Хочу вас успокоить: идеально сделать что-то невозможно, потому что идеал – это понятие очень субъективное и у каждого человека свой собственный идеал.
Вы пишите: «Сейчас мне кажется, что найдется тот человек, который лучше тебя сделает что-либо и добьется успеха». За этим утверждением можно увидеть еще одну причину ваших трудностей. Все дело в привычке сравнивать себя с другими, и эта привычка часто мешает чувствовать себя уверенно. Единственный случай, когда полезно сравнение, если вы сравниваете себя с самим собой несколько лет назад и сейчас, например: «Три года назад я не умел программировать, а сейчас пишу сложные программы».
Хотелось бы пожелать вам не бояться любых трудностей и не пытаться их избегать. Ведь трудности даются нам, чтобы мы могли чему-то научиться.
С уважением,
Красина Елена Львовна
психолог