Не люблю мужа, уйти к другому или остаться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я замужем, в браке чуть больше 1,5 лет. Детей у нас нет. С нынешним мужем Сергеем мы в общей сложности находимся в отношениях 5 лет.
Начну историю сначала. До знакомства с моим нынешним мужем у меня был молодой человек, в которого я была безумно влюблена. Наши отношения были очень короткими, так получилось, что он от меня ушел к другой девушке. Я очень переживала этот разрыв. Буквально через месяц встретила Сергея. Отношения начались с того, что я всеми силами пыталась забыть того самого своего возлюбленного. Конечно, в какой-то момент времени пришло понимание, что Сергей человек просто замечательный, вначале отношений мне было с ним очень интересно, потому что все было ново, и он отличался от мужчин, с которыми я имела удовольствие общаться. Он оказался моим первым мужчиной, и это были первые мои серьезные отношения. В итоге я полностью переключилась на отношения с Сергеем. Однако они развивались достаточно спокойно, я не испытывала к нему сильных эмоций. В то время я еще жила с родителями, а к Сергею тайно ездила с ночевками время от времени. Меня преследовало желание уехать от родителей и жить наконец-то отдельно, потому что их контроль надо мной очень давил на меня. И тут еще задолго до свадьбы я устроилась на работу в одну фирму, где встретила человека, с которым поначалу просто общались. Его зовут Александр. Это общение было для меня безумно легким и непринужденным, казалось, что мне еще не доводилось в жизни встречать такого человека. Но потом мы оба начали понимать, что между нами зарождаются чувства. Меня к нему очень сильно тянуло, я скучала, спешила на работу, чтобы скорее его увидеть. У нас завязался роман. Он знал, что у меня есть молодой человек, к которому ревновал и хотел, чтобы я от него ушла. Александр предлагал мне встречаться, стать его девушкой. Он признавался, что испытывает очень сильную симпатию ко мне. Дальше поцелуев дело не зашло, и в какой-то момент я разорвала наши отношения, чтобы не наломать дров. Я боялась, что если уйду от Сергея, то больше не встречу такого надежного, ответственного мужчину, который так сильно будет любить меня. Были моменты, когда я пыталась с ним расстаться, уйти от него, но он не давал мне прохода, не оставлял в покое, брал штурмом, не давал возможности попытаться понять, хочу ли я быть с ним. Через некоторое время Сергей сделал мне предложение. Не знаю, как это объяснить, но я очень хотела замуж. Причем не с целью создать семью именно с этим человеком, я хотела торжества. Мы поженились. Это произошло через полгода после того как мы начали жить вдвоем в своей квартире. Но после того как все прошло, стала понимать, что меня с каждым днем все больше и больше тяготят эти отношения. На той работе я еще работала некое количество времени, и с Александром мы просто дружески общались. А потом я ушла с этой работы. В течение полугода очень сильно переживала этот уход, плакала и где-то внутри понимала, что не из-за самой работы, а из-за человека, которого не смогу каждый день видеть как раньше. Но ушла я, чтобы не поддаться вновь искушению и не разрушить свою семью. Однако с Александром, по его просьбе, мы решили просто переписываться, ни он не хотел терять связь со мной, ни я с ним. В итоге через полгода мы решили встретиться. И все началось заново. Наши встречи стали более частыми. Спустя год этих встреч, мы переспали. И теперь я веду двойную жизнь, которая очень угнетает меня. Мне безумно стыдно за то, что произошло перед родителями мужа, перед ним, перед своими родными... Естественно, никто не в курсе произошедшего. Рассказать, все как на духу не могу, потому что муж точно сделает что-нибудь с ним. А разница в весе и росте у них достаточно существенная. Так просто Сергей все это не оставит, если узнает. Я много раз просила его, чтобы дал мне развод, но Сергей категорически против. Сказал лишь, что если я этого очень сильно хочу, могу разводиться в одностороннем порядке. Он понимает, что я, скорее всего, не решусь на это, т.к. здесь есть сложности с моими родными. Сергей очень нравится им, они считают его идеальным для меня мужчиной. И никогда не поймут, если я с ним разведусь. Вообще если говорить об отношениях с родителями, то они достаточно тяжелые, я всю свою сознательную жизнь боялась маму, боялась, что она меня будет ругать, что я ее разочарую, расстрою и она меня не поймет. Мама очень строго меня воспитывала. У нее несколько деспотичный характер. Сама она в свое время развелась с моим отцом, который был некудышный человек, доставлял только хлопоты и проблемы. Второй муж человек хороший, но опять же бестолковый. Она считает, что мне с мужем очень повезло. Так же считает мой дед, ее отец, который только и делает, что осуждает маму за ее выбор в свое время. Сейчас же я боюсь натолкнуться на волну непонимания и неодобрения, что между нами возникнут ссоры, и мы не будем общаться с семьей как раньше. Александр же ждет меня, ждет развода с мужем. Он говорит, что хочет построить со мной семью. Александр заботливый, внимательный, нежный мужчина. Он очень интересный собеседник, с ним всегда легко и весело. Находясь вместе, мы никогда не скучаем. У него есть и недостатки. Когда я рядом с ним, то не чувствую себя в безопасности. Он проигрывает моему мужу в росте, Сергей высокий молодой человек, а Александр немного ниже меня. И физически гораздо слабее, чем муж. Но периодически ловлю себя на мысли, что готова сама ходить в школу боевых искусств, чтобы в случае чего защитить и его, и себя. Хотя с другой стороны, хотела бы чувствовать себя под защитой мужчины. Александр несколько нерешительный человек, но мне всегда нравилось, что он учитывает мое мнение по любому вопросу, его всегда интересует нравится ли мне то то и то то, хочу ли я того то и того то. Но в наших с ним отношениях меня обижает то, что Александр не говорит о своих чувствах. Нет в его словах ласки, хотя он проявляет свою заботу и нежность. Объясняет тем, что вот например к маме он не может подойти и сказать, что любит ее, но он ее любит и это проявляется в его заботе о ней.
К сожалению, недостатки мужа меня только раздражают. Я все время психую, нервничаю. Один из них состоит в том, что он абсолютно не следит за собой, может неделями ходить немытым, не ухаживает за полостью рта, мне жутко неприятно с ним целоваться. И все мои просьбы о том, что нужно соблюдать правила гигиены, уходят в пустоту, обещает исправиться, но все равно в итоге все продолжается как раньше. Неаккуратный, все новые вещи превращаются практически сразу в старые. Не умеет шутить, хотя чувство юмора для меня многое значит. Не умеет весело и легко проводить время, боится выглядеть в глазах других нелепо. Ну и совершенно не помогает мне по дому, изредка только моет посуду и готовит. Каждый день у нас проходит одинаково, после работы каждый начинает заниматься своими делами, и мы сидим каждый в своем телефоне. Сергей целыми днями работает, у него даже выходных нет, поэтому мы практически не проводим время вместе. Постоянно ссоримся, хотя это было и в самом начале отношений. Я не хочу дарить ему свою ласку и нежность, у нас нет вообще поцелуев, интимная сторона жизни потихоньку исчезает. Но у него есть и хорошие качества. Сергей почти всегда и во всем меня поддерживает, многие мои желания исполняет, у него золотые руки, ну и он ответственный и надежный мужчина. Но я боюсь, что уйдя от мужа, разочаруюсь в Александре, что при ближайшем рассмотрении он окажется не таким, каким видится мне на данный момент. Страшно и то, что у нас ничего не сложится. Если говорить о его чувствах ко мне, то я считаю, что они присутствуют. Он откладывает свои дела ради наших встреч, готовит для меня, переживает за мое здоровье, старается меня всегда порадовать, сделать приятно. В данной ситуации, он не знает, как мне помочь решить возникшую проблему, говорит, что не хочет давить на меня, потому что понимает, как дороги для меня хорошие взаимоотношения с семьей. И в тоже время старается не давать мне обещаний, что у нас все сложится хорошо, потому что боится не оправдать моих надежд и, конечно, сам не знает, насколько мы сможем вместе, не разбежимся ли, разглядев друг друга поближе. Этого никто из нас не может знать. Я не знаю, как поступить в этой ситуации. С одной стороны, я понимаю, что если навсегда расстанусь с Александром, мне будет безумно больно и тяжело, сложно представить, что мы больше никогда не сможем даже поговорить. Я уверена, что это не мимолетное увлечение и вряд ли это страсть, потому что меня интересует именно духовная составляющая наших отношений. Наше общение с ним длится уже более 3х лет. С другой стороны, сложно даже вообразить, как объяснить родным, что хочу развестись с мужем, мне не по себе от одной мысли о предстоящем с ними разговоре. Ну и конечно, как бы эгоистично это не звучало, мне не хочется терять ту стабильность, которая присутствует в браке. Я в смятении, уходить ли от мужа, ведь он меня очень любит, и многое делает для меня. Говорила ему, что мне плохо о того, что он не уделяет мне внимание, что не проводит время со мной, но муж списывает все на работу, что сейчас у него нет возможности проводить больше времени вместе. Хотя когда все же выпадает такая возможность, у меня создается впечатление, что мы слишком технично проводим это время, мне скучно рядом с ним. Я пыталась направить свои мысли в нужное русло, убеждала себя, что чувства к другому пройдут и с ним все будет также, старалась переключать свое внимание только на мужа (бесполезно), пыталась освободиться от отношений с Александром, но он не хочет меня отпускать, а я не хочу уходить. И все мои попытки уйти из этих отношений заканчивались одним и тем же, мы вновь начинали общаться, как ни в чем не бывало, и все возвращалось на круги своя. Мне тяжело решиться на перемены. Стоит ли разводиться с мужем ради любимого человека? Стоит ли жить с нелюбимым человеком? А может семья подразумевает другое, может не обязательно любить, а важнее надежность, стабильность и уверенность в завтрашнем дне? А как бы Вы поступили в такой ситуации?
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Здравствуйте, Анна!
Вам сейчас сложно, и вы запутались. Давайте разбираться. Когда я читала про ваши отношения с мужем, я не увидела влюбленной пары, а первое что заметила - это отвращение, даже на физическом уровне, и равнодушие. Ваш муж пренебрегает вами - он не готов следовать обычным правилам гигиены, ему все равно, как вы к этому относитесь. Отношения и начинались с необходимости, можно даже сказать вашего эгоизма, Сергей нужен был вам, чтобы забыть другого, а потом оказался удобным вариантом. Здесь не чувствуется доверия и взаимоуважения. Почему тогда вы держитесь за эти отношения? Что они вам дают? Обособленность от родителей, статус замужней женщины, надежность? Такое впечатление, что вы ушли из-под контроля одного родителя (мамы) к другому (Сергей), и при этом где вы во всем этом?
Что касается Александра. У вас с ним яркие чувства, страсть. При этом вы говорите, что есть и сильная духовная связь. Вы честны друг с другом, чувствуется доверие между вами. Александр ценит вас и ваше мнение. То, что он не умеет проявлять свои чувства - да, некоторые люди не умеют этого делать, но мы всегда можем попросить их об этом, когда нам это необходимо. Недостатком же для вас является отсутствие надежности, и в этих отношениях вы готовы участвовать в этом, даже на физическом уровне.
У меня сложилось впечатление, что вы боитесь остаться одна, взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Все время кто-то за вас все решает - мама, Сергей, который не хочет давать развод, Александр, который настоял на возобновлении отношений. Как будто бы вас нет во всем этом. Хотя вы уже выросли, и стали взрослой женщиной, в которой есть силы принимать решения и нести ответственность за них. Как долго вы хотите, чтобы за вас все решали? Конечно, это с одной стороны очень удобно, кто-то за все отвечает, с другой стороны, когда вы сама избегаете участия в принятии решений, то через какое-то время вас перестают замечать, ваша ценность и сила становится незаметной для окружающих. И сейчас это проявляется в отношениях с мужем.
Я чувствую, что вам бы хотелось, чтобы кто-то другой сказал, что вам делать, опять же принял решение за вас. Но это ваша жизнь и вы в ней главное действующее лицо. Никто кроме вас не может знать, чего именно вы хотите, что для вас важно и значимо, и вы в силах управлять всем этим.
Да, это страшно брать ответственность, иногда страшно сказать «нет» маме, которая не готова слышать этого, или любому другому человеку. И вы можете справиться с этим, столкнуться лицом к лицу со своим страхом и жить своей жизнью, дышать свободно. Вы пишите, что испортите все, если разведетесь, ваша семья будет не такой как раньше. Да вы правы, ваша семья не будет такой, она изменится. Подумайте, все ли вас устраивало раньше? Насколько для вас ценно, когда ваше мнение не учитывается, когда вас не берут в расчет, это стоит того, чтобы за это держаться?
Анна вам предстоит непростой путь. Заглянув внутрь себя и приняв свои страхи и желания, вы сможете принять решение. И не важно, кто и как на него посмотрит, важно, что вы будете честны с собой и окружающими.
Если вы почувствуете необходимость, то я готова сопровождать вас на этом пути. Успехов и удачи.