Можно ли восстановить семью после измен и обид друг к другу?

Вопрос психологу:
Добрый день! Я запуталась и не знаю как поступить, помогите разобраться! Мне 32 года, мужу 33, мы с мужем прожили 11 лет, у нас есть дочь, ей 6 лет. В начале наших отношений было просто замечательно, мы очень любили друг друга, нам очень все завидовали, мы всего всегда добивались сами, постепенно мы начинали жить в достатке и ни в чем не нуждались. Тут то муж и начал понемногу выпивать, сначала начиналось это с пива, но он всегда старался, работал. Мы жили на этот момент гражданским браком около 6 лет. Решили зарегистрировать наши отношения, затем через год родилась дочь, муж все чаще и чаще начинал злоупотреблять алкоголем, начинал пропускать работу, с ребенком практически не помогал, начались скандалы, да и еще чисто случайно узнала, услышала разговор с другом, когда они пили вместе, что он мне изменял, а изменял, когда не было меня дома, пользовался услугами проституток. Я конечно понимала, что это было разовое увлечение, но это был шок для меня. Конечно же он отрицал все свои слова, что ничего не было, что просто был пьян и не помнил что говорил, так я и простила его, надеясь, что больше не поворотиться, да и куда было деваться, у меня на руках ребенок, я в декрете, сижу дома, я очень дорожила семьей. Постепенно муж начал спиваться, он пил очень много, пропивал все деньги, перестал ходить на работу, если он начинал пить, то уходил в запой, пил неделями. Боролась, возили кодировать, но было бесполезно, начинал снова пить. Дочка начала ходить в садик, я вышла на работу, бывало приходила с работы, домой не могла попасть, но когда задерживалась с работы, дома начинался скандал, появлялась агрессивная ревность, распускал руки. Я забирала дочку с собой и приходилось ехать к родителям за город, за 50 км., я ее там оставляла так как забирать было не кому из садика, а сама ездила на работу на попутках. Так продолжалось около года, то возвращалась, то уходила, сил уже не было, пришлось устраивать дочку в садик у родителей. Ездя на попутке я познакомилась с мужчиной, на тот момент я думала вот мне повезло, он по пути на работу забирал и меня. Постепенно я начала делиться своей жизнью, он своей, говорил, что и у них чувства остыли. Он помогал мне во всем, хотя он был женат, но между нами случилась интимная связь. Вскоре муж решил опять меня вернуть, уговаривал простить, я вернулась, чтобы он не делал я его все равно любила. Но меня уже не отпускал тот случай, та связь с мужчиной, он как то позвонил и муж узнал, что у меня уже был кто то. Пришел в ярость, ударил очень сильно, закрыл меня, не выпускал, пока не расскажу правду. После этого я подала на развод, мы разошлись. Я старалась забыть, отвлечься, тот человек опять появился в моей жизни, мне было удобно ездить с ним на работу, с работы забирал, много внимания уделял, подарки дарил, но я понимала, что он женат и не хотела рушить его семью, старалась его держать на расстоянии, но и без него мне трудно было. Он говорил, что влюбился, что не зря нас свел этот случай, хотел быть со мной, но я ему изначально говорила, что мое сердце еще в прошлом. С бывшим мужем мы полгода не общались, он уехал на заработки, закодировался, но как то приехал, захотел увидеться с дочкой, тут у нас опять вспыхнули чувства, нас тянуло к друг другу, хотели опять попробовать сойтись, восстановить семью, но те обиды, которые у нас сидят, они опять вспыхивают и мы опять расходимся. За эти полгода, которые мы не виделись, каждый из нас пытался построить новую жизнь, но не получалось ни у него, ни у меня. Мы и вместе не можем, и друг без друга нам плохо. Понимаем, что чувства еще есть, но очень много обид сидят внутри нас, он не может простить мне что у меня кто был в то время, а я не могу простить все те унижения, что я перенесла за эти годы и не хочу больше позволять ему унижать себя. Что делать и как поступить, помогите разобраться, может все таки отпустить друг друга, или все таки стоит побороться нам?
P.S.: Да и судьбу того человека, скорее всего я и поломала, чувствую себя виноватой, жена у него узнала, он рассказал все ей, сейчас они разводятся, хочет начать жизнь со мной, а я не могу, и нет у меня такой любви к нему, да и старше он меня на 11 лет, он все для меня делает, чтоб мне было хорошо, но не лежит у меня душа к нему, тянет к бывшему мужу.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог .
Светлана, здравствуйте!
Разрушить всегда гораздо проще, чем построить )
Вы вместе с мужем прожили нелегкую совместную жизнь. Где были взлеты и падения. Где было очень много всего разного. Соответственно – у каждого из Вас накопились обиды и злость друг на друга. Каждый из Вас сделал неприятно и больно друг другу. Но не настолько больно, что разбежаться в разные стороны и не здороваться при встрече. Так ведь? Если у Вас снова возникли чувства друг к другу – не теряйте их из-за своих обид, злости. Но при этом постарайтесь прошлое оставить в прошлом .
Мириться или не мириться – это только Ваше решение. Но для того, что бы разрешить ситуацию с мужем – Вам нужно для начала разобраться в себе и с собой. Потому что пока Вы не «обнулитесь» - Ваши обиды на мужа будут переноситься и на всех остальных мужчин. Вы же этого не хотите?
Что же такое обида? Обида – это подавленный гнев, невысказанная злость. Это Ваша реакция на невозможность ответить в определенных неприятных ситуациях. Обида – это соответственно жалость к себе + недоверие к окружающим + разочарование. Чем на дольше Вы застрянете в этом чувстве, тем сложнее из него вырваться. Поэтому, для начала займитесь обидой. Я бы посоветовала сесть с мужем за стол переговоров и обсудить все то, что чувствует каждый из Вас. Задавайте вопросы друг другу, которые помогут разобраться в том, как оба докатились до того, что чуть друг друга не потеряли. Поговорите с мужем о пьянстве. Лично Вы знаете, почему он пил? Что его к этому толкало? Возможно, было что-то в отношениях, что не устраивало? Обсудите это. Расскажите мужу искренне и откровенно о том, что Вас в отношениях унижало и делало больно. ВЫ же пишите: «не хочу больше позволять ему унижать себя». Поэтому муж должен понимать, что конкретно Вас унижает. Постарайтесь объяснить, почему изменили. Просто возьмите и поговорите друг с другом ИСКРЕННЕ. Но «устройте» разговор так, что бы Вас никто не отвлекал и не мешал. И договоритесь сразу, что потом Вы больше не будете вспоминать друг другу старые обиды.
Вы так же можете самостоятельно поработать с обидой. Когда Вы ИСКРЕННЕ простите мужа – у Вас все само собой сложиться. Есть много разных техник прощения. Можно написать письмо мужу. В книге Джон Грей «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» описывается техника прощения: «Если вам трудно простить кого-либо, представьте себя на месте этого человека и напишите от его имени письмо в свой адрес. Вы будете поражены, насколько быстро у вас проявится способность прощать».
Эффективен метод «Пустого стула». Суть такова – ставите напротив себя пустой стул. Это может быть пустое кресло, табуретка. То, что есть в наличии. Мысленно «сажаете» на этот стул обидчика. И начинаете разговор со слов: «Меня обидело…» Обязательно обращаетесь к обидчику по имени. Проговариваете все, что накопилось. Не стесняясь, не подбирая слов. Временами, срываясь на истерику и слезы. Рассказываете о чувствах, которые были на тот момент и что чувствуете сейчас. Возможно, обидчик со стула будет отвечать. Состоится диалог. Выплескивайте все, пока не почувствуете, что сказать больше нечего. Стало легче на душе. После этого обязательно произнесите вслух волшебные слова: «Я прощаю тебя! Я отпускаю свои обиды! Я освобождаю место для радости и любви!».
После того, как простите мужа, попросите прощения и у себя. За то, что позволяли с собой так обращаться. За то, что не любили себя. За все, что придет на ум. Главное – делайте все искренне.
Верьте в себя, и у Вас все получится.