Моя жена злая на меня, на моих родителей или же она сама по себе злая?

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 29 лет, жене 28. У нас есть сын, ему 4 года. Вместе мы 7 лет. 6 лет женаты. Я очень люблю свою жену и сына. И всё для них стараюсь делать. Мы не богаты, но у нас своя квартира, хорошая машина и мы не испытываем нужды. Мы редко ездим в отпуск на море, но мы каждые выходные проводим в деревне, где обычно у нас всегда шашлыки, алкоголь, баня и если есть с кем оставить сына (а теща с нами в 95% случаев) мы можем гулять с друзьями хоть до утра.
Этот дом в деревне принадлежит маме жены. Она в городе живёт от нас в 2 домах и мы часто видимся и в будни. Она работает сама на себя, зарабатывает не сказать что бы много, но с учётом того, что она ни на что почти не тратится, то денег у неё хватало, пока у неё не обнаружили рак и сейчас она после операции практически не работает и живёт на то что накопила.
Я не однократно жене предлагал альтернативный отдых, активный. Ибо я до встречи с женой увлекался страйкболом, скалолазанием, ночным дозором, любил походы и вообще туристический образ жизни. Но она всё равно тащила меня в деревню, ибо там "всегда есть дела". Хотя по большей части всё что они там делали это готовили и убирались в доме после нашего же там проживания. Реальных дел минимум и занимали они от силы пару часов. Я даже купил сноуборды и научил её кататься на доске, чтобы хоть чем то заниматься вместе. Сам я до этого на доске стоял очень плохо, но решил попробовать и втянулся. В итоге её сноуборд лежит без дела на балконе и пылится. В этом году купили велосипеды. Научил кататься на двухколёсном сына, пару раз прокатились втроём по деревне и всё. В основном я катаюсь с сыном.
Говорить нам особо не о чём. Она врач терапевт, я начальник IT отдела в налоговой. И вроде бы не глупые люди, поговорить то есть о чём, но она меня не хочет слушать, ибо просто меня не понимает и не хочет понимать, ибо мои термины ей далеки, а я только и слушаю её, стараюсь понимать её медицинские термины, переспрашиваю, если не понятно, либо быстро гуглю с телефона. В основном, конечно её рассказы о том какие у неё на работе коллеги стервы. Как они изменяют мужьям, как они плетут интриги на работе и т.д. Ну и какие пациенты порой тупые и психованные. А я уже боюсь что либо даже начинать рассказывать, ибо во первых она может просто показать, что ей не интересно перебив, но потом всё равно попросить до рассказать сделав вид, что слушала с самого начала, однако у меня после такого весь интерес что либо говорить пропадает, и я заканчиваю историю сократив всё до минимума, без подробностей. Во вторых мои рассказы могут привезти к её обидам, злости и скандалам. Ибо рассказывать о том как я провёл время с друзьями мне по сути категорически запрещено, потому что это в итоге выльется в ссору по поводу того, что она сидит с ребенком, а я развлекаюсь... Недавно меня отправили в командировку в Москву на обучение на 10 дней. Так она с первых дней начала по телефону скандалить и доставать меня, что я уехал, бросил её с ребенком, хотя на второй день у сына обнаружили конъюнктивит и врач запретила ходить с ним в детсад. В итоге они уехали сразу в деревню вместе с мамой и провели там всю неделю. Стала говорить, что на неё свалилось сразу же куча дел и бед. Про банальный конъюнктивит она рассказывала как что-то неимоверно ужасное. То что ей пришлось брать такси, чтобы свозить сына к окулисту. Что пришлось ждать его и т.д. В общем куча жалоб для того, чтобы мне было максимально совестно. Я её жалею, объясняю, что рад бы помочь, но я далеко и из-за таких пустяков срываться и лететь 1.5 тысячи км. просто глупо. Но она всё равно продолжает по любому поводу мне выносить мозг. Финишем было то, что она психанула и заплакала, когда ехала в маршрутке в деревню с сыном и мамой, позвонила мне, а я в этот момент после занятий вышел погулять на ВДНХ, ибо в номере скучно. Она бросила трубку и так и не перезвонила и не взяла. Так же и утром я не смог до них дозвониться. Я попросил друга, чтобы он съездил и узнал всё ли с ними в порядке, ибо они обе не отвечали на звонки с вечера. В итоге я оказался ещё и не прав, потому что позвал своего друга. В итоге у меня сдают нервы, я на неё ору, говорю, что бы перестала нести чушь и мы перестаём общаться на 4-5 дней. Я только ежедневно 1-2 раза звоню и прошу поговорить с сыном. За 3 дня до приезда я не выдерживаю напряжения от ссоры (собственно как и всегда я сдаюсь первым и иду на мировую) и заказываю ей красивый букет с доставкой. Она сразу же меня "прощает" (её смс: "можешь когда хочешь") и мы начинаем общаться уже на мирных тонах и по семейному.
Вообще наши ссоры начались более 4 лет назад, когда родился ребенок. Пока жена лежала в роддоме, мы собрались всей семьёй (мои родители, сестра, тёща и её МЧ (мой ровесник и Армянин) и праздновали, обсуждали что и как делать дальше. Теща сказала, что хочет в день выписки созвать всех родных и близких у нас дома. На что мы ей сказали, что сейчас идёт эпидемия гриппа и этого делать категорически нельзя. Если хочет отпраздновать со своими близкими (сестра, мама папа и т.д.) то пусть собирает у себя дома, мы занесем туда сына, все поздравят, полюбуются и будут дальше сидеть, а мы пойдём домой. На что она согласилась. Но позже мне позвонила жена и сказала, что мы такие сякие надавили на маму и запретили ей собирать своих родных! На что было сказано, что никто на неё не давил, а аргументировано было высказано, что данное действие не целесообразно и на что она тогда спокойно согласилась не высказав ни доли сомнения и беспокойства. Но теща тут вдруг заявила, что мы всей толпой надавили на неё, заткнули и не дали ей и слова вставить... Это был шок для нас. Ссора развивалась и после рождения, они (жена и теща) говорили гадости про моих родителей, после чего я послал тещу на три буквы и приказал валить вон из моего дома. Мы ругались с женой очень долго из-за этого. Я максимально старался принять её сторону, чтобы как можно меньше нервировать, но при этом понимал, что мои родители и я правы. В итоге через пару месяцев всё более менее улеглось, мои родители стали сидеть с сыном у нас дома, пока жена ездила на учёбу. Но в течении года моя жена мне капала на мозги тем, что мои родители не так на неё смотрят, говорят ей как себя везти и вообще всячески её недолюбливают.
Отступление: Зная своих родителей, хочу сказать, что они добрые, честные люди. Жену мою они всячески пытались принять в семью как дочку. Но она всячески отпиралась от этого. начиная с того, что она избегала их, пока мы встречались и в первый год после свадьбы. Когда мы подъезжали к их дому что бы забежать на минутку что либо забрать, она никогда не поднималась к ним, говорила, что стесняется (мне было очень неловко перед родителями). На дни рождения моих родителей она всегда уматывала в деревню и говорила, что ей неудобно мотаться, а мне нечего бензин катать. Потом стала говорить, что не хочет ребенка в город мотать, пусть лучше побольше на природе побудет. Один раз вообще отмазались вместе с тещей от юбилея моей мамы тем, что у них в этот день отмечать юбилей будет отец тёщи. Хотя потом выяснилось, что юбилей у него только на следующий год был. В общем всячески их избегала.
Так вот когда она уже с истерикой в голосе, со слезами говорила мне, что моя мама её допекает и всячески пытается её вывести из себя, я уже не знал что делать и сделал большую ошибку. Я решил устроить очную ставку, что бы они высказали друг другу всё что они говорят мне и выяснили кто из них прав. В итоге из их ссоры я понял только то, что они просто друг друга не понимают! Обе делают и стараются как лучше, но обеим, то что делает другая, видится как издёвка или насмешка. В итоге я попытался до них донести это, но поняла меня только мама. Правда в этот момент конфликт уже зашёл очень далеко и они перешли на оскорбления. Перед уходом моей мамы, я заставил жену извиниться за сказанное, моя мама тоже извинилась, но больше разговаривать не захотела.
Через 10 минут прилетела теща и начала орать на меня, какие мы скотины (в смысле я и мои родные), довели её доченьку до истерики и т.д. начала собирать сына и пытаться забрать его из дома, на что я высказался строго и категорично, но им на мои слова было плевать, тогда я просто сломал ключ в замке и сказал что они не покинут эту квартиру пока мы не разберемся. Это в итоге привело к ещё большей истерии, попытке вызова полиции и звонкам всем своим родственникам с криками, что их тут убивать собираются. Я не выдержал, послал их всех опять на три буквы, открыл дверь плоскогубцами, собрал вещи и уехал. В тот момент хотелось либо уехать куда то далеко и больше никого не видеть, либо разбиться в лепёшку. Когда я уже был в 100+ км от города я всё же позвонил жене, и она попросила меня вернуться домой. Что я и сделал. С этого момента моя жена начинает люто ненавидеть моих родных, постоянно оскорблять их не в глаза, а в разговоре со мной, и зная, что я сильно раздражаюсь от этого в ссоре постоянно пыталась как то задеть моих родных, высказавшись о том какие они плохие и т.д. На что я просто взрывался и порой просто уходил, чтобы не причинить никому вреда. Ибо кипел я от злости. Однажды я после такой же ссоры не выдержал, ушёл. Позвал друга и пил с ним водку прям в сквере на лавочке, а потом же рыдал навзрыд у него на плече. Напился я тогда так, что другу пришлось нести меня до дома на себе, ибо я просто отключился. Со мной это было в первый и последний раз. Больше я так никогда не напивался.
Пару лет назад тёща рассталась со своим армянином и стала встречаться с русским парнем на 3 года старше меня. Такой же шабашник как и армянин. Но хоть как мне казалось поспокойнее. В итоге оказалось, что он когда напивается, начинает творить всякие глупости. Ничего серьезного, ни на кого не нападал, но говорил и творил хрень. Теща пыталась его сдерживать, не давала ему пить, но он всё равно напивался. Алкаш, что с него взять. Она приютила его у себя в доме. Сначала в деревне. Потом в городе. Он гулял с моим сыном, меня это немного раздражало, но сам я много работал и попросту не мог уделить сыну должного внимания. Жена меня кстати этим постоянно попрекает. Что я много работаю и мало времени провожу с сыном. В итоге теще надоедают его пьянки и она будучи в деревне, поймав его на том, что он опять набухался в городе, хотя сказал, что остался работать, говорит, чтобы он собирал свои вещи и уматывал. Он так и сделал. Мы вернулись в воскресенье с деревни, и его уже не было. Во понедельник утром умирает бабушка тещи. Она едет к ней домой и этот "алкаш" тоже напрашивается на похороны. Но просит пустить его домой помыться и постираться. Она ему разрешает и просит меня передать ему ключи, ибо он уже едет в сторону дома, а я их высадил у дома бабушки и собирался ехать домой. Я согласился (до этого я в её квартире был последний раз год-два назад). Приехал домой и через 10-15 минут зашел этот "алкаш", я отдал ему ключи, мы перекинулись парой обыденных фраз и распрощались. Через 2 дня теща обнаруживает, что в её квартире пропали деньги и украшения. А именно 50 т.р. (взяли не все деньги) и несколько дорогих ювелирных изделий. Подозрения естественно падают на "Алкаша", но тот божится, клянется детьми и т.д., что не брал. При этом обещает привезти ей деньги, только что бы она на него не думала... Тёща в растерянности и не знает верить ли ему или нет и говорит, что единственный кто ещё остался из подозреваемых это Я! Жена в слёзы, истерику и т.п., я, извиняюсь, в шоке. Беру распечатку звонков этого "Алкаша", пробиваю по друзьям его передвижения за эти дни и в итоге получаются сильные не стыковки в том что он говорит и в том что было на самом деле. Деньги он в итоге теще отдаёт. Я убеждаюсь в том, что на меня больше никто не думает. И моя честь оправдана. Но тут звонит теща и говорит, что ей позвонил "алкаш" и просит её пустить его переночевать и поесть, ибо у него ни копейки денег... И ОНА ПУСКАЕТ ЕГО! Мало того, он убеждает её, что это не он украл! Но кто не говорит. Убежденно врет что не брал и всё. В итоге теща сама додумывает, что он был пьян и его друзья скорее всего просто затащили и обокрали... Я после такого общаться с ним не хочу и категорически против того, чтобы сын общался с этим алкашом и вором. Но на мои запреты периодически забивают и сына увозят в деревню. Позже у тещи находят рак, операция, реабилитация и т.п. Подходит Новый год. Мне заявляют, что НГ мы будем встречать в деревне с этим "алкашом". Что категорически меня не устраивает, и я предупреждаю, что терпеть не могу этого гада, видеть его не хочу и вообще могу сорваться и набить ему морду. Жена меня всячески упрашивает. Давит на то, что у неё болеет мама и что это её желание. Я соглашаюсь только после того как мне говорят, что он уедет 1 января на какую-то шабашку. 31-го я пол дня мотался по своим делам, работал, с друзьями договаривался что после полуночи пойдём к ним и т.д., вернулся после обеда, алкаша дома не было. Я сразу стал укладывать сына спать на обеденный сон и в тот момент, когда сын уже уснул, слышу как он заваливается в дом. С подарками для тёщи и для моей жены. И тут я слышу как моя жена вся в расчувствовавшись со слезами на глазах благодарит его за подаренную статуэтку кошки из ткани! И слова тещи: "что же ты делаешь то, дочку мою до слез довел!". Жена заходит в комнату, что бы положить статуэтку и я реально вижу, что у неё слезы радости на глазах... Я к ней, мол что за фигня? Ты знаешь как меня бесит этот хмырь, а сама с такой радостью принимаешь от него вшивую кошку, при этом в свою сторону я ни разу не получал подобны эмоций, хотя делал гораздо более стоящие и памятные подарки!.. В общем меня обвиняют в том, что я преувеличиваю, что пытаюсь испортить все настроение и "не хватало нам ещё из-за этого развестись"...
Во мне в тот момент кипело все так как не кипело никогда... Я выхожу и говорю этому алкашу выйти со мной на улицу. Там я сразу же бью его несколько раз по лицу и говорю, что вот теперь я простил его (реально мне в тот момент казалось, что это меня успокоит и облегчит всё. И Что он по мужски и с признанием своей вины меня должен понять). Он говорит что не извинялся, я говорю что знаю что у него на это мозгов не хватило бы. И может быть мы бы и пришли к мировому завершению данной ссоры, если бы в этот момент не выскочили бабы и не стали на меня орать. В общем мне опять припомнили моих родителей, опять вылив ушат говна в их сторону. Довели меня до ещё большего срыва и в итоге выгнали меня в НГ ночь на улицу.
Развода не случилось только лишь по тому что я признался что я сорвался и извинился за это. Но в том что они меня довели ни жена, ни теща не признались до сих пор.
Кстати, в итоге этот алкаш обворовал её снова, теперь уже вскрыв сейф. В этот раз она уже вызвала полицию, и этого гада судили. Но так как он вернул все деньги, ему дали условку. Передо мной так никто и не извинился и не признал, что я был прав. Я и не требовал этого, просто было бы приятно услышать. Но нет.
Сейчас мы ругаемся стабильно 1-2 раза в месяц. ругаемся вдрызг. Потом я просто подхожу к ней и говорю: ну ты сама то понимаешь что из-за пустяка поссорились и мы миримся. Либо, просто подхожу, с цветами, говорю что больше не хочу ссориться и ругаться, что хочу мира и любви, и ссора как то сглаживается.
Однако, я не чувствую себя счастливым в семье. И она несчастлива. Что бы я не делал, как бы я не старался для неё, она всё равно докопается к какой-нибудь мелочи и мы поссоримся. Я уже вижу в ней просто сплошную злость и ненависть. Причём такое ощущение, что она на меня прям проклятиями сыплет. Ибо как только она обиделась на меня на то, что я гуляю по ВДНХ, а она с ребенком в маршрутке, я через час подвернул ногу и всю командировку с трудом добирался до учебы и обратно. О каких либо прогулках речи вообще не было. До магазина то через боль доходил. И подобных историй масса. Сейчас у меня наконец-то выходит замуж старшая сестра. И она уже ждет ребенка. Свадьба будет чисто в семейном кругу, будут только родственники. Мою жену не зовут по понятным причинам. Так она начала мне говорить, что бы я взял сына на свадьбу, хотя я ей пытался понятным языком объяснить, что наш сын там будет не кстати. Потом начала на меня наезжать, что я только что и делаю что отдыхаю и устраиваю себе отдых. Потом пошло опять про родных, наговаривания при ребенке, что ей надо вообще сменить обратно фамилию, что наша фамилия ей противна и многое другое. В итоге я ей сказал, что меня просили её не звать, потому что она злая и все бояться за здоровье плода. Она начала вопить о том какие мои родственники все тупые, что такую чушь несут, на что я ей сказал, что это моё мнение и что я считаю, что она очень злая, что от неё идёт сплошной понос негатива во все стороны и что она ничего хорошего никому никогда не желала и не желает. После чего она стала орать мне, что бы я заткнулся и что больше не хочет меня слышать.
В общем то больше мы и не разговаривали почти.
Я знаю, что данная ссора продлится ещё максимум неделю. Что потом я не выдержу и пойду извиняться, ибо я сильно переживаю когда мы в ссоре, из-за этого не могу работать или заниматься какими либо важными делами. Всё из рук валится и настроение плохое.
Но я понимаю, что так быть не должно. Что терпеть такое неуважение к себе я в скором времени перестану и просто уйду. Хотя, честно говоря, ушел бы я уже давно, но я знаю что она сделает максимально всё что бы я не виделся с сыном. Да и до сих пор люблю её и хочу восстановить отношения. Как быть? Стоит ли пытаться как то достучаться до неё? Если она не слушает ни себя, ни других, ни даже маму свою (она последнее время уже сама стала потихоньку на мою сторону периодически вставать), которая ей открыто говорит, что она не права, что она слишком пессимистично относится ко всему. Но все слова как горох об стену...
Автор вопроса: Anton Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Антон, Добрый день!
Я внимательно прочитала ваше письмо, и вижу, что вы все делаете для семьи. Вы забываете про себя и свои интересы, и даже когда позволяете себе отдых, то ваша жена винит вас в этом, как будто вы не имеете на него право.
Ваша жена очень привязана к своей маме, она готова все время проводить с ней, что, скорее всего, усугубилось с обнаружением болезни у тещи.
И сейчас вы живете ее интересами - деревней, «делами» там. Вы пробуете найти общие интересы, вы предлагаете ей варианты, и, к сожалению, не получаете обратного ответа
как будто все в пустую. От этого кажется, что все безнадежно и вы бессильны что либо исправить.
Антон, читая письмо, мне показалось, что вам не близка позиция вашей жены в жизни, вы хотите видеть хорошее, а она наоборот. Она не хочет слышать вас, вашего мнения, ваших потребностей - это больно, и это может очень сильно злить. Ведь казалось бы жена может быть одним из самых близких людей, а сейчас вы чувствуете пропасть между вами.
Все ее поведение направлено на то, чтобы вы признали ее сложности, извинились перед ней, даже когда в реальности не должны. Так получается, что ваши отношения все время идут по одному кругу - вы пробуете взять себе право на что-то (отдых, мнение, желания), ваша жена начинает ругаться, злиться, давить на вас, вы взрываетесь - отвечаете, потом чувствуете за это вину и извиняетесь.
Возможно это ее модель поведения с мужчинами, возможно она подсознательно считает, что на мужчин полагаться нельзя, что мужчины думают только о себе и не заботятся о семье, и пытается всячески подтвердить это. И на самом деле это не относится к вам, и ей очень сложно отделить ваш образ от того, с которым она выросла, и который несет всю жизнь.
Как вы увидели на примере со своими родителями вашей супруге сложно наладить контакт, она быстро взрывается, воспринимает на себя и перестает слышать окружающих. Конечно, на все есть причины - ей очень сложно вступать в отношения с другими, она занимает позицию жертвы и ищет поддержку. И ее мама оказывается тем человеком, кто всегда может ее дать, защитить.
Ваша супруга провоцирует вас, она позволяет себе переступать ваши границы, оскорбляя близких вам людей, по сути это та же игра, в которой в конце вы должны извиняться. И здорово, что вы можете вовремя останавливаться и уходить, несмотря на сбивающую с ног злость, которая на самом деле имеет право быть.
Вы немного написали о своей теще, и из ее отношений с мужчинами видно, что она также занимает позицию жертвы, она позволяет другим обманывать себя, чтобы потом на них злиться.
Ваша жена и теща не признают сейчас, что они доводят и провоцируют вас, просто потому, что они сами этого не видят. И важно в разговорах с ними научиться улавливать крючки, которые выводят вас на эмоции.
Я вижу, что вы хотите сохранить семью, вы любите жену и сына. И в отношения вклад делают оба партнера. При этом каждый еще несет ответственность и за себя, свои реакции и свое поведение. Ведь по сути это выбор вашей жены реагировать на ваши оплошности такой злостью или обидой. Конечно, это связано с чем-то в ее личном опыте, и изменить это она сможет только сама, т.к чтобы вы ни меняли в своем поведении это не повлияет коренным образом на ее восприятие. Возможно, для нее было бы полезно обратиться на консультацию, чтобы у нее было место, где она сможет высказать все, что у нее накопилось, вылить свою злость там, а не в семье, чтобы ей стало легче.
Антон, я чувствую, что вы очень заботливый муж и отец, вы думаете в первую очередь о других, вы сильный человек, вы много терпите и волнуетесь за близких, конфликты для вас это то, что приносит сильный дискомфорт. И вам важно позаботиться и о себе, о своем состоянии. Ведь вы человек, отец, который имеет право на мнение, на выбор общения для сына, на любимое хобби без ощущения чувства вины.
Одним из вариантов может стать семейная терапия - это был бы очень полезный опыт для вас с женой, где консультант поможет вам наладить контакт друг с другом . Ведь в семье важно понимание и умение слышать друг друга, чего сейчас вам очень не хватает.
Я желаю вам сил и удачи! Если появятся вопросы - пишите здесь или мне на почту [email protected].
С уважением, Светлана Баштынская
Я прочитала ваш комментарий. По тому, что вы описываете - за свое состояние большую часть ответственности несет ваша жена, и вы не можете быть виноваты в этом. Также вряд ли возможно, что внезапно что-то поменяется, и она перестанет злиться, для этого тоже должны быть причины. Ведь вы и так стараетесь ей угодить, а изменений не видно, даже больше - как я поняла, все становится хуже. Скорее всего, за злостью вашей жены скрываются другие чувства - страх, боль, печаль. И к ним так страшно и непривычно прикоснуться, что проще злиться, проявлять те чувства, которые ей разрешались в детстве.