Муж унижает и распускает руки, не могу решиться уйти.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мы с мужем знакомы 10 лет, в браке 5 лет. 2-е детей. Так получилось, что я полностью от него завишу, мои родители из деревни. Сейчас уже на протяжении пары лет постоянные ссоры, может поднять руку. У него много достоинств - без вредных привычек, хорошо зарабатывает, строит дом, покупает вещи и не гуляет. Я человек скромный и покладистый. У мужа очень взрывной характер. Последние пару лет продолжаются постоянным гноблением меня. Его не устраивает все: как воспитываю детей, как укладываю волосы, походка, улыбка, и т.д. и т.д., особенно упрекает меня что я не удалась в карьере - у меня нет приданого и высокого заработка, хотя я пытаюсь работать даже в отпуске по уходу за ребенком., постоянно показывает мне какие успешные и красивые жены у его друзей и как ужасна я. По его инициативе я похудела на 12 кг, занимаюсь спортом, поменялась и во всем следую его советам. Но оскорблений становится все больше. Состояние мое удручающее, постоянно вижу как он смотрит и лайкает голых девушек в контакте, мне это очень обидно. Запуталась, не знаю что делать дальше. Сейчас уже и на самом деле думаю, что он прав - я действительно не интересный человек, ему нужна другая девушка, но решиться уйти никак не могу, ведь люблю его и хочу чтобы дети воспитывались в полной семье- ведь им еще на двоих 5 лет...
Автор вопроса: Алина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Алина! Вы любите мужа, стараетесь сохранить семью, но любые отношения, в том числе, семейные, зависят от поведения обоих партнеров, а не только от одного. Судя по поведению вашего мужа, он не очень заботится о том, чтобы в ваших отношениях была гармония, чтобы Вам было хорошо. То, что Вы описываете - психологическое и физическое насилие. И в этом живете постоянно Вы и ваши дети.
Что бы Вы ни делали, Вы не можете и никогда не сможете угодить мужу. И если так будет продолжаться дальше - он не изменит своего поведения. Зачем ему меняться? Ведь Вы и так делаете для него все.
Вам сейчас плохо, а как Вы будете ощущать себя в тех же условиях через 3-5-10 лет? Дети будут расти и все это видеть. Даже ежедневные упреки, выражение недовольства - уже очень тяжело выносить, а если говорить о рукоприкладстве - получается, вы сохраняете семью ценой вашей жизни и здоровья.
Подобная модель поведения в семье разрушает женщину, как личность, как человека, подавляет, женщина постоянно находится в напряжении, испытывает чувство страха.
Возможно, Вы испытываете благодарность к мужу за то, что изменились: похудели, занялись спортом и т.п. Но важны те изменения, которые происходят по нашей собственной воле, а не в угоду кому-то, ведь тогда мы уже проживаем не свою жизнь, а живем по чужой указке.
Вам важно, чтобы у детей была полная семья. А хорошо ли им будет в такой полной семье?
Конечно, каждая ситуация индивидуальна, однако приведу Вам случай из моей практики: клиентка всеми силами старалась сохранить семью, терпела ради троих детей оскорбления и пощечины мужа. Но пришла она ко мне по поводу истерик и агрессивного поведения детей в детском саду и в школе, а не по поводу своей семейной ситуации. В результате она все же решила развестись с мужем, переехала к родителям. Буквально через несколько месяцев дети стали спокойными, агрессия и истерики исчезли. Постепенно успокоилась и их мама, стала выстраивать совершенно новую жизнь по своим правилам. В этой ситуации развод родителей и раздельное проживание с отцом явно пошли детям и женщине на пользу. Как в вашей ситуации действовать - Вам виднее.
Уйти от налаженного быта, от привычного образа жизни психологически бывает очень сложно. Может поначалу казаться, что обрушился весь мир. Но не будет действий с вашей стороны - ничего и не поменяется.
Сейчас я предлагаю Вам задуматься о том, что для Вас важнее - сохранение привычного быта, нахождение рядом с человеком, который Вам дорог, но поведение которого подавляет Вас и это не изменится. Или же абсолютная перемена вашего поведения, отстаивание своих ценностей, но, возможно, развод.
К сожалению, я не могу вместе с Вами проработать ситуацию полностью - письменный формат одноразового ответа просто не дает такой возможности. В некоторых ситуациях женщина может изменить свое поведение в семье и муж, видя это, также меняет свое отношение к жене. А в иных ситуациях отстаивание женщиной своих позиций может привести к ее избиению мужем вплоть до летального исхода.
Поэтому постарайтесь оценить насколько целесообразно Вам отстаивать то, что дорого, хватит ли у Вас сил защищать свои интересы.
Если Вы все же склоняетесь к мысли о разводе, но в ближайшее время не готовы к этому, то пока можно начать откладывать хотя бы какие-то деньги, которые позволят Вам с детьми продержаться первое время после ухода. Рассмотрите возможность проживания вместе с детьми у ваших родителей или где-либо еще, оформление детей в сад и выход на работу. Подумайте, есть ли у Вас друзья или родственники, к которым можно обращаться за поддержкой, не бойтесь просить о помощи.
Дорогая Алина, Вы не виновата в поведении вашего мужа. Вы хороша сама по себе, Вы не обязаны меняться так, как того требует муж или любые другие люди. Вы имеете право жить так, как Вам нравится и чувствовать себя счастливой. Вы не должны равняться на других женщин, которых Вам муж приводит в пример.
Жизнь одна у Вас и у ваших детей. Как Вы ее проведете, наполните ее радостью и счастьем или слезами и отчаянием - зависит от вашего выбора. И даже если Вы решите развестись -это не конец жизни, а трудная ситуация, которую можно преодолеть и выйти из нее победительницей.
С уважением,
Виктория.