Восстановить отношения до развода.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Чуть менее месяца назад муж подал заявление о разводе. На днях мне пришло уведомление о том, что нам дали срок для примирения 3 месяца.
Мы вместе 9 лет. Сначала встречались, затем начали жить вместе и затем расписались. Детей нет. У меня это первый брак, у него второй. Разница в возрасте 8 лет. На мой взгляд в жизни у нас было все хорошо. Были ссоры, но все очень быстро забывалось. Окружающие всегда говорили, что мы похожи и дополняем друг друга.
Около трех месяцев назад мы поругались. Я даже не помню причины. После этого муж сказал, что это конец нашим отношениям. И что он подаст на развод. Я не поверила этому, т.к. решила, что он сказал это сгоряча. Но после этого его отношение ко мне очень изменилось. Он начал показывать безразличие ко мне, иногда грубил. Я считала, что все это временно и когда он успокоится, то все будет хорошо. Но чем больше времени это продолжалось, тем больше он отдалялся от меня. Я понимала, что у него есть ко мне чувства, но решение уже было принято. Я понимаю, что у него накопилось и последняя ссора не является истинной причиной. Но я не слышала от него недовольства, которое могло бы привести к разрыву отношений. А может и не хотела слышать.
После этого я решила, что выжидать больше не стоит и начала совершать попытки к примирению: я разговаривала с ним, пыталась озвучить хорошие моменты из нашей жизни, попросила у него прощения. Но он оставался непреклонен. Хотя при этом он говорил обо мне такие милые вещи, что я не могла понять почему он принял решение уйти. Все это время мы жили вместе, и я очень надеялась, что все изменится.
Месяц назад я вернулась поздно вечером с работы, а его вещей уже не было. В связи с переводом в другой город он поменял местожительства. Первую неделю мне было просто невыносимо. Я приезжала к нему, но он даже не захотел разговаривать со мной. Поэтому я решила снова дать ему время, чтобы попробовать другую жизнь. Звонила раз в неделю и разговаривала на нейтральные темы. Некоторые его вещи остались у меня и он хотел их забрать, но при этом он до сих пор не приехал за ними. Живем мы в 15 минутах друг от друга. Я не могу понять почему он не едет. Может он не хочет меня видеть, а может он боится, что при встрече он сможет поменять свое решение? На звонки он всегда отвечает, иногда пытается пошутить, но при этом он не идет мне на встречу. Я знаю, что он очень упрямый и будет стремиться к намеченному, не обращая внимание на чувства.
Сейчас мне особо тяжело. Знаю, что другой у него нет. Я ему звоню и рассказываю о том, что со мной происходит. Он меня выслушивает, сочувствует, говорит, что не делал ничего специально. В последний раз он сказал, что уже привыкает жить один и не понимает почему с моей стороны сейчас возникают болезненные чувства, ведь на протяжении месяца при разговорах я была спокойна. Говорит, что из-за моих недостатков он меня разлюбил, но при этом до переломного момента мы планировали ребенка, решали как разместим мебель в новом жилье и многое другое. Каждое утро он целовал меня перед уходом на работу. Сейчас говорит, что делал это машинально. Я считаю, что сейчас он просто пытается меня убедить в том, что с его стороны любви больше нет. Я не верю в это, я ее чувствую.
Я понимаю, что время идет и чем дальше, тем сложнее будет что-то исправить. Не знаю, как мне дальше жить. Дать снова ему время и пока не трогать его? Или начать активно действовать, но с этим сейчас сложнее, т.к. он находится в другом городе. И если что-то делать, то что. У меня есть всего лишь 2 месяца, чтобы что-то изменить. На данный момент я не представляю как я буду без него. У меня пропал интерес ко всему.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Екатерина, здравствуйте!
Отношения – это серьезная работа двоих. Очень важно уметь понимать, слушать и слышать друг друга. Ведь если один партнер долгое время не слышит, о чем говорит второй, то второй теряет всяческий интерес к этим отношениям. Каждому нужно и хочется внимания и понимания. Если в отношениях этого нет – долго они не продлятся.
«На мой взгляд в жизни у нас было все хорошо. Были ссоры, но все очень быстро забывалось» - до момента развода Вы обсуждали с мужем Вашу семейную жизнь, что каждому из Вас хотелось бы в отношениях, какими каждый из Вас видел эти самые отношения? Для мужа тоже все было хорошо? Забывалось быстро Вами, а он тоже все быстро забывал? Кто чаще был инициатором ссор? Кто чаще шел на примирение?
Успокойтесь и проанализируйте – так ли все хорошо было в Ваших отношениях. Или Вы просто не углублялись и не обращали внимание на существующие проблемы? Почему?
«Около трех месяцев назад мы поругались. Я даже не помню причины» - постарайтесь все же вспомнить причину ссоры. Ведь именно эта ссора стала последней каплей для терпения Вашего мужа. Что его так сильно достало, что он решил подать на развод? Возможно, ссоры именно из-за этой причины были регулярными?
«Я понимаю, что у него накопилось и последняя ссора не является истинной причиной» - и это верно. Это была просто последняя капля. Ведь у каждого человека есть свой лимит терпения и своя точка невозврата. И Ваш муж не имеет больше терпения и желания жить так, как он с Вами жил. А это хороший повод задуматься, что все же было не так. И хорошо подумать над причинами Ваших ссор. Что в процессе каждой из них пытался сказать Вам муж, но Вы его не слышали?
«Но я не слышала от него недовольства, которое могло бы привести к разрыву отношений. А может и не хотела слышать» - подумайте очень хорошо над тем, что говорил муж о Вашем к нему отношении и совместной с Вами жизни. Можете даже выписать на лист бумаги его выражения и фразы. Это нужно сделать обязательно. Иначе – не поняв и не осознав истинные причины развода, Вы не сможете найти нужных слов в разговоре с мужем.
«Я ему звоню и рассказываю о том, что со мной происходит. Он меня выслушивает, сочувствует, говорит, что не делал ничего специально» - Вы интересуетесь его делами, настроением, самочувствием? Вы постоянно только жалуетесь на то, как Вам плохо? Подумайте, как это выглядит со стороны? Вам было бы приятно постоянно выслушивать такое? Что Вы при этом чувствовали? Попробуйте не просто обсуждать нейтральные темы, а иногда вспоминать самые счастливые, смешные, радостные моменты совместной жизни. Это делает отношения более теплыми.
«Говорит, что из-за моих недостатков он меня разлюбил» - о каких конкретно недостатках идет речь? Вы знаете? Для Вас это недостатки? Что за время, которое Вы не вместе, Вы сделали с этими недостатками? Вы работали над собой? Или ждете, что муж просто так изменит к Вам свое отношение?
Катя, то, что муж всегда берет трубку и выслушивает Вас, значит, что он, возможно, ждет, что Вы скажете ему то, что заставит его передумать разводиться. А Вы постоянно говорите о себе, о том, как Вам плохо. Возможно, ему нужно и важно услышать об осознании Вами ошибок и желании исправить недостатки, из-за которых он Вас разлюбил. Что думаете по этому поводу?
«И если что-то делать, то что. У меня есть всего лишь 2 месяца, чтобы что-то изменить» - начните в первую очередь с себя. Если Вы знаете о каких недостатках говорил муж – выпишите их на лист бумаги. Как по-вашему - это действительно недостатки? Как их можно превратить в достоинства? Готовы ли Вы меняться и работать над собой?
Если же не знаете о каких недостатках идет речь – Вы можете абсолютно спокойно спросить об этом мужа. Обосновав тем, что не хочется в будущем допускать тех же ошибок. И подробно расспросите мужа, что ему не нравилось в отношениях с Вами. Комментируя каждый момент фразами: «С этим я легко справлюсь… Это я больше вообще никогда не буду делать… Над этим нужно будет поработать…» И обязательно поблагодарите его за искренность и честность. И за то, что было между Вами. За его терпение, нежность и ласку.
И как бы невзначай спросите – если бы вы изменились – хотелось бы ему начать все снова с чистого листа? Но при этом будьте готовы к любому ответу. Если ответ будет положительный – радуйтесь – не все потеряно. Если же ответ будет отрицательный – не унывайте. Активно приступайте к работе над ошибками. За 2 месяца можно достичь хороших результатов, если видеть цель. Ваш муж, который будет наблюдать изменения, происходящие с Вами, может и передумать разводиться.
Чтобы давать более действенные и полезные советы – нужно больше и глубже знать о Ваших отношения. Я бы советовала Вам обратиться к психологу. Это будет более эффективно, чем письмо на сайт. Вы быстрее и качественнее сможете проработать моменты, создавшие такую ситуацию в отношениях.
Катюша, если в отношениях что-то не ладиться – виноваты всегда оба. Но начинать всегда нужно с себя. Начнете меняться Вы – начнет меняться и ситуация. Так что начинайте активно действовать – анализировать произошедшее, думать, что и как можно было сделать по-другому, как нужно было реагировать или не реагировать в тех или иных ситуациях, внимательно слушать и слышать, о чем сейчас говорит Вам муж по телефону, работать над собой.
Когда отношения доходят до развода – это не всегда окончательный разрыв отношений. Точнее, иногда это конец старых и начало новых, более взрослых, зрелых и осознанных отношений. При условии переоценки ценностей, работы над собой и своим отношением к партнеру.