Развод или...? Жена уже несколько лет упрекает моей изменой.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 40 год, 16 лет в браке, есть общий ребёнок 16 лет. Почти 4 года назад жена узнала, что у меня есть другая женщина. Скажу честно девушки всегда увлекали меня, а я их. В школе, в академии, на работе. Встретил будущую жену, решил, все, нагулялся. Прошло время, встретил старую знакомую, которая очень соскучилась и пошло поехало. Нет, не подумайте, что я гулял в открытую и звездочки на дверях машины рисовал. Как то само все это получалось. Не скажу, что всегда легко, где то добиваться нужно было, но в этом наверно и весь кайф... Потом встретил эту девушку. Год прошёл, пока я ее добился. Может нюх потерял, может влюбился, может и то и другое, жена поняла, потом и нашла подтверждение этому. Казалось это конец отношениям. Она не прощает. Нашлись взаимные упреки. Когда женился, она была стройнее и ухаживала за собой, теперь имеем то что имеем... Она в свою очередь тоже нашла массу обидных вещей. Прошло время. Я с той девушкой порвал. У меня ребёнок и я его люблю. И не хочу, что бы какой то чужой дядя его воспитывал. Ребёнок любит меня. Вроде помирились. По началу любой конфликт (бытовой) со стороны жены перерастал в напоминание о том какое я дерьмо. Как я сделал ее жизнь ужасной и невыносимой. Я терпел. Мой же косяк. Через 1,5 года это мне надоело и я сказал или живем вместе или разбегаемся. Перестала. Почти. И через 4 года опять начала вспоминать. Так получилось, что меня по службе передислацировали в другой регион, полтора года живу один. Ребёнок же учится в хорошей школе, у жены хорошая работа и зарплата, а я служу в дыре. Смысла перевозить семью сюда не вижу, те более, что через 14 мес пенсия и скорее всего я уволюсь. Скажу честно надоело это ее отношение. Терпеть надоело. Чувствовать себя виноватым надоело. Что делать?!
Автор вопроса: Николай Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Николай, здравствуйте!
Чувство вины - оно изнуряющее чувство и чем чаще его пытаются вызвать в Вас, тем нетерпимей становится Вам, и мысль о разводе появляется чаще, как одного из вариантов развития событий. Если интенсивность напоминаний измены будет возрастать со стороны жены, мысли о разводе, как способе ухода от чувства вины, будут в Вас усиливаться. И, решение разойтись станет очевидней. Если Ваша жена перестанет напоминать Вам о факте измены - совместная жизнь более или менее урегулируется (при условии,что не произойдёт нового знакомства, ведь ситуации были в прошлом и они не исключены в будущем - недоверие может быть, Вам могут перестать припоминать прошлое, но подозрение на будущее - останется).
Что можно попробовать сделать, если решение о расставании даётся непросто.
1. Оценить для себя важность отношений с женой и брака в целом. Не только ради ребёнка (если больше ничего не связывает и не интересует, то восстановить отношения будет сложно: рано или поздно Вы вновь можете заинтересоваться другой девушкой - просто потому что с женой не интересно, ничего не связывает).
Для чего сохранять брак? И как можно наладить, вернуть отношения?
2. Поговорите с женой на тему того, что: если она Вас принимает и прощает, и Вы, со своей стороны не даёте более повода для упреков, ради сохранения вашего брака, то припоминание факта прошлой измены уже не актуально. Иначе, Вам при любом недовольстве будут напоминать измену и ещё много чего впридачу. Если Ваша жена не смогла внутри себя простить Вас и ничего со своими обидами поделать не может, упреки продолжатся - предоставьте ей выбор варианта развития событий, в том числе и расставание.
Проговорите ваши совместные планы на ближайшее будущее. Есть обиды - найдите время, проговоритесь, после чего, обиды оставляете (без последующих обвинений). Новые, альтернативные, совместные планы смогут вас объединить. Переводите разговор с прошлого на будущее - как теперь луче сделать, поступить.
Поставьте себя на место своей жены - так, Вам будет проще найти ответы на ее вопросы и упрёки.