Муж критикует меня как хозяйку.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мы с мужем были женаты пять лет, сейчас мне 24, ему 29. У нас двое детей. После пяти лет брака мы развелись. Теперь мы снова вместе. Самая большая проблема для меня всегда была его критика. Когда мы поженились мне было 17 лет, я мало что умела по хозяйству. Мужу было 23 года. Он начал меня критиковать за то, что я ничего не умею, хотя я и старалась всему научиться. Двое детей родились с маленькой разницей в возрасте и конечно, мне было нелегко справляться и опять я выслушивала претензии. Сейчас мы вместе год после того, как год не жили вместе. Я снова жду ребенка, и сейчас плохо себя чувствую из-за токсикоза и почти ничего не могу делать по дому, но так только в последнее время. Я не домохозяйка, в том смысле, что я учусь и работаю, не весь день дома, но стараюсь поддерживать порядок и уют в доме, но супруг этого не видит. Особенно он упрекает меня сейчас, когда у меня совсем нет сил и то я стараюсь что могу делать. Я в отчаянии, мне ужасно обидна его критика. Мне кажется, он не ценит мой труд совсем. Не знаю, как с ним разговаривать, я пыталась сказать ему, как мне плохо от его критики, но это его не волнует, он продолжает делать замечания. Мне хотелось бы, чтобы он меня поддерживал и ценил то, что я делаю. У него тоже есть недостатки, я стараюсь не акцентировать на них внимание. В "воспитательных" целях я пыталась его тоже критиковать, ему неприятно, но он не меняется. Я от такого устаю, чувствую себя подавленно. Я всегда считала, что это женские задачи - накормить, убрать, постирать. Но я не могу это делать, когда все, что я делаю, он критикует. У меня опускаются руки, а ему все равно. Еще он подчеркивает, что делает все лучше, чем я. Ну, ладно бы если только так, но еще и критика... Муж вроде бы любит меня, помогает, потому что я сейчас не всегда даже есть себе могу приготовить, но нет нет да и попрекнет, мол, лежишь, ничего не делаешь. Я не знаю, как я могу улучшить наши отношения, мне сейчас из-за этого состояния нелегко, все время тошнит, а с его стороны вот такое отношение.
Автор вопроса: Вероника Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Вероника,
Вы пишете, что муж начал Вас критиковать с самого начала ваших с ним отношений. Но с тех пор прошло уже много лет, у вас родились и подросли дети, да и Вы сама уже не та молоденькая неопытная девочка 17-ти лет, наверняка Вы обрели все качества хозяйки, жены и матери, но вот «стиль» отношения к Вам мужа почему-то не поменялся. И очень полезно задать себе вопрос: а почему?
В любых взаимоотношениях обе стороны играют равные по значимости роли. Неверно думать, что стиль отношений целиком и полностью зависит только от кого-то одного. Но безусловно иногда отношения складываются людьми таким образом, что они не приносят им удовлетворения или даже заставляют страдать. И если супруги ценят свой союз, хотят оставаться вместе, то вполне возможно работать над отношениями и реально их улучшать.
Вероника, постарайтесь подумать и поразмышлять на тему, почему за пять лет у Вас не получилось изменить к себе отношение мужа. Могли ли Вы сами допускать и повторять какие-то ошибки, которые привели к тому, что закрепился некий «сценарий». Чтобы определить эти ошибки, для начала определите весь этот «сценарий». В общих чертах, исходя из Вашего письма, он таков: Вы что-то делаете, муж Ваши действия критикует, Вы обижаетесь и после этого ещё что-то происходит, о чём Вы не написали. Но важно присмотреться ко всей цепочке очень пристально, отметив самое её начало, какую-то отправную точку, как бы запускающую всю цепочку, и, самое главное – завершение, то есть чем обычно всё заканчивается. Заканчивается ли всё тем, что вы просто расходитесь и не разговариваете, или же вы наоборот бурно ссоритесь, или же ещё что-то происходит. Каким бы ни был финал, именно он является целью всего взаимодействия, и в нём сокрыто нечто, что приносит условное «удовлетворение». Понять и разобраться с этим не всегда просто, потому что удовлетворение действительно только условное, ведь трудно понять и принять, что негативные эмоции могут каким-то образом удовлетворять психику. Но если бы этого не было, то скорее всего и многолетний сценарий не сложился бы, и не отыгрывался постоянно в вашей семейной жизни.
Вероника, изменить другого человека нельзя, но вот изменить отношение не только своё к нему, а что важно в Вашем случае, его отношение к Вам – можно. Вам не нравится, что муж Вас критикует, и выставляет Вас неумехой, но ведь есть что-то в Вас, что позволяет ему так к Вам относиться. Вернее, Вы сами и позволяете. Может быть, Вам стоит пересмотреть Ваш собственный статус? Да, когда-то, когда Вам было 17, ваша разница в возрасте могла иметь значение, но не теперь, когда Вам 24, а мужу 29. Сейчас между вами не может быть психологической разницы, обусловленной возрастом. А если таковая есть, то дело не в возрасте, а в чём-то другом. Не может ли быть так, что Вы сами относитесь к себе и считаете себя слишком «младшей» и неопытной по сравнению с мужем. Ведь то, как мы относимся сами к себе, мы транслируем и окружающим, способствуя формированию их собственного отношения к нам.
Вероника, кроме вышесказанного, предлагаю Вам, помимо изменения отношения к самой себе, изменить и Ваши ожидания от мужа. Вы пишете: «Мне хотелось бы, чтобы он меня поддерживал и ценил то, что я делаю». А Вы попробуйте не ждать этого и не рассчитывать на это, когда что-то делаете по дому или для мужа. Такое внутреннее Ваше изменение цели поведения может изменить и само поведение, что, конечно же, повлияет и на отношение к Вам (Вашему поведению) мужа.
И запаситесь терпением. Изменение отношения к себе, изменение сценариев взаимодействия – всё это требует времени. Но никаких усилий и никакого времени не жаль для улучшения психологического климата в семье, особенно если есть дети. Не будьте слишком строги и требовательны к себе. Вы беременны, а значит имеете полное право сейчас не отдавать все свои силы на хозяйство и быт. Даже если муж не хочет вникать в Ваше состояние, понимать его, подстраиваться под него, Вы сами прислушивайтесь к себе и поступайте так, чтобы Вам и малышу внутри Вас было максимально комфортно. Избегайте обижаться и расстраиваться, старайтесь пропускать мимо себя критику и ворчание мужа, акцентируйте внимание на радостных и приятных моментах вашего с мужем общения, поощряйте его вести себя так, как Вам бы хотелось. То есть всегда благодарите его и говорите, как Вы счастливы и как Вам хорошо, в те моменты, когда муж проявляет теплоту и заботу по отношению к Вам (даже если это не так часто).
Всего Вам доброго!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi