Сестренка вредит своему здоровью (таблетки для похудения). Как ей это объяснить?

Вопрос психологу:
Мне 24, своих детей нет, есть младшая сестра. С родителями отношения у нее напряженные: хамит, дерзит, считает себя самой умной. Вообще стандарт для 17 лет. Проблема в том, что она склона быть идеальной. Идеальный макияж, внешний вид и т.д. Был период, когда она отказывалась есть что либо - ела почти только яблоки, сидела на диете, сильно похудела, обрадовалась. После чего у нее возникли проблемы со здоровьем. Гормональные сбои, после пары лет регулярного и усиленного лечения, вождения по врачам, гормоны ей привели в норму (ситуация была очень серьезная, органы не развивались из-за недостатка витаминов в таком возрасте). Сейчас все близится к завершению. Но возникла новая проблема, она со мной поделилась своей "радостью". Нашла таблетки для похудения. "Это БАДы! Они не вредные! Это просто добавки к еде! Витамины! Ты ничего не понимаешь!" Живу я уже не с родителями. После долгого разговора, показа последствий, анализа форумов - я все материалы скинула ей, что случается после таких таблеточек невредных. Она пообещала больше не пить (я провела серьезный анализ научный, разобрала таблетки по составу, к каждому ингредиенту ей написала последствия, долго ей это все объясняла). Это было несколько месяцев назад. Недавно мама при уборке нашла у нее несколько выпитых уже упаковок этих таблеток. Она похудела. К выпускному, наверное. Как объяснить ребенку, что пить их нельзя? Как быть уверенным, что она поняла и больше так не сделает? Она мне пообещала, что так делать не будет, получается, наврала. Как быть уверенной, что она за спиной у нас не купит себе еще таблеток? Она будет аккуратней просто. Какие рычаги давления можно использовать? Важное замечание: союза с родителями не получится, мама очень эмоциональная, она много кричит. Когда кричишь много - слова твои становятся пустым звуком. Папа просто сложил руки на всю эту ситуацию и работает по 12-14 часов в сутки, не желая быть дома. Я очень волнуюсь. Из нас троих я единственная, к кому она прислушивается, но считает себя умнее меня, ну как все подростки. Помогите, пожалуйста, с уважением, Ольга.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Ольга!
А проблема-то серьёзная!
Всё дело в том, что несбалансированные диеты "самопального" характера очень вредны для людей определённых возрастных групп (дети и подростки, пожилые).
Дело в том, что значительные ограничения минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, углеводов и т.д. наносят вред в том числе и на уровне мозга! Ограничение в чё-то - всегда стресс. А раз стресс, то напряжение и тревожность! А раз тревожность и напряжение, то ни о какой стабильности психической деятельности речи быть не может! Тем более, у подростка. Тем более, у девушки! Но и это ещё не всё.
Организм-то умеет бороться со стрессами. То есть, организм учится бороться со стрессом. И , если мы разок удачно худеем , выполняя некие процедуры, то второй и третий раз мы уже не похудеем так же эффективно! Организм адаптировался. Нужен другой подход, другой способ похудания, который тоже не станет универсальным и долговечным.
Возможные страдания от неудачи (а она бывает часто), связанные с ней чувства вины и стыда, боль, нанесенную самокритикой, ощущение своей слабости, неспособности "взять себя в руки" ("а что я вообще могу, если такая ерунда не получается"), - всё это тяжело переживается и порой приводит к депрессии в большей степени, чем само наличие каких-либо показаний к диете, избыточного веса и связанные с ним неудобства.
Диеты могут привести к резкому уменьшению количества кровяных телец, а восстанавливаются они крайне долго и трудно , при помощи лекарств, которые воспринимает далеко не каждый организм. В частности, для этого используются препараты железа, вызывающие резкое отторжение, сильное головокружение и даже рвоту. То есть, на чисто объективном уровне ничего хорошего не происходит.
Короче... У девушки невроз. И нормальный такой невроз. Ей абсолютно точно надо показаться психиатру и специалисту по пищевому поведению.
Психолог тоже нужен. Задача - снимать вовремя приступы повышенной тревожности и слишком острые невротические переживания относительно самой себя!
Идеальное Я - это очень индивидуальная штука. Здесь требуется гармония! То есть, если человек сводит всё к своей внешности, то на лицо дефицит (или ущербность) я-концепции, которая состоит из очень многих "я": я-современный человек, я-профессионал, я-девушка, я-сестра, я-в конфликте, я-образованный человек, я-интересная, я-идеальная, я-такая, какая есть и т.д.
В те или иные периоды жизни какое-то "я" обязательно выходит на первый план, диктует манеру поведения и т.д. Это нормально! Если человек работает директором, то он должен демонстрировать директорские качества! Но только НА РАБОТЕ! Плохо, когда это "я-директор" постоянно: и на работе, и дома, и где угодно...
Я-концепция должна быть объёмной и многогранной. Личностные проявления могут быть самыми разными, но они не должны заслонять собой ЧЕЛОВЕКА!
Ты можешь быть худым или толстым, спортивным или неспортивным, отличником или троечником, знать английский или не знать вообще, но человеком ты всё-равно остаёшься! Причём, человеком уникальным, индивидуальным, со своим уникальным путём, со своим эксклюзивным набором качеств и т.д.
"Я люблю сладкое, но я спокойно ощущаю себя полноценным человеком! Я имею пару лишних килограмм, но я умный и эти килограммы на моих умственных способностях не сказываются. Я люблю жизнь , а жизнь многообразна в тех удовольствиях, которые она дарит миру. Я не сижу на диете, но я занимаюсь спортом. Я динамичен и поэтому я уверен в том, что контролирую свой вес!" - Такой вот порядок мыслей.
Но когда приходит невроз, тогда возникают всякого рода "программки" и акценты. А если ещё и гормоны включаются, то - ой!
Навязчивые страхи (поправиться, потерять красоту, отстать от требований моды и т.д.) или навязчивые иррациональные желания (хочу быть похожей на...), особенности стиля жизни (профессия, семья и т.д.) - вот то, что чаще всего лежит в основе перекосов пищевого поведения в сторону так называемой анорексии.
И - да, у девушек-подростков такое встречается очень часто, что приводит к серьёзному заболеванию (анорексии) и осложнениям после него.
Повторюсь, но лечить и корректировать такое состояние может только врачь (психиатр, диетолог).
Психолог может помочь разобраться в себе, определить цели и задачи текущего периода жизни и поддержать человека в стремлении вырулить ситуацию.
Симптомы анорексии:
- навязчивое желание похудеть, когда человек уже и так сильно потерял в весе;
- отвращение к пище (потеря аппетита);
- огромная потеря в весе;
- иногда при анорексии могут наблюдаться также приступы булимии (человек набрасывается на еду, наедается, а затем вызывает рвоту или принимает слабительное);
- чрезмерная озабоченность собственным весом. Больные анорексией могут взвешиваться несколько раз в день;
- раздражительность, особенно в отношении пищи;
- навязчивая тяга к физическим упражнениям;
- сухая, бледная или землистого цвета кожа;
- проблемы с ногтями, выпадение волос;
- запоры;
- гипотермия. Температура тела понижается, т.к. в организме совсем не остается жира. На ногах и руках могут начать расти тонкие волоски;
- у женщин аменорея или нерегулярные менструации.
Итак, Ольга!
Если к Вам прислушиваются, то убедите сестру, прежде всего, обратиться к диетологу! Опытный врач обязательно направит её к психиатру.
Вы же - всячески поддерживайте её и любите!
Что бы там ни было!
Уговаривать не надо. Надо убеждать и действовать!
Убеждать спокойно, аргументированно, НЕЭМОЦИОНАЛЬНО и позитивно!
Удачи! Пишите. А. Журавлёв.