Конфликт со свекровью.

Вопрос психологу:
День добрый, меня зовут Ирина, уже два года в гражданском браке, без детей. Проблема накипела, что уже не знаю с кем посоветоваться. Очень постараюсь разложить все по полочкам. Ужасно не переносим друг друга со свекровью. Я познакомилась со своим мужем года 2,5 назад, очень быстро съехались и живем все это время у него в квартире с его мамой. Изначально она в души во мне не чаяла, радовалась, что сын пристроен и наконец она спокойно может доживать свои года. Называла нас детьми и всем хвасталась. Жили поживали, мне конечно было первое время очень не комфортно, так как я переехала не просто в чужую квартиру, но и город. Как ни как, я тут не чувствовала себя хозяйкой. Но вроде все шло неплохо, на мне было хозяйство, я убирала везде (включительно и в комнате свекрови), готовила на всех и мыла посуду так же за всех. Но любому хорошему рано или поздно приходит конец. Меня начали упрекать мол я не мою посуду пока готовлю (хотя я физически не могу это сделать), то я пыль на ее шкафах не вытираю, а ведь она на табуретку стать не может из-за страха упасть. Ладно, это мы пережили, началось следующее, она сыну втихаря говорила "вы не кушаете вовремя, вы спите до 12, сыночек а ты уже покушал?". Готовила для него, ботиночки ему мыла, показательно при нашем с ним возвращении кричала "сыночек вернулся", а я была не при делах. Меня это крайне раздражало и обижало, ведь мы жили в согласии с мужем и у нас был свой уклад, а тут видите ли я стала каким-то отсутствующим звеном. Ладно, обсудив с мужем поведение его матери и это пережили, но оказалось это не все. Муж периодически начал вечерами попивать пиво, что ужасно возмущало свекровь, я в свою очередь наедине общалась с ним на эту тему. В итоге, как-то мне уже по какому-то поводу захотелось шампанского, пошла открыла бутылочку, а в этот момент свекровь на кухне была. Молча прошла, а в итоге, сыну этим же вечером чуть ли не истерику закатила мол "как это? Пьянство в моем доме? Я терпеть не могу пьяных! Может в ее семье так и принято, но я этого не потерплю". И словами передать сложно насколько меня это задело, при том, что я пьянством или чем-то подобным не страдаю, и с моей семьей свекровь относительно знакома. Настолько по хамски высказаться в адрес моей семьи было уже слишком. Я не стала скандалить, так как мне лично никто ничего не высказывал, я сделала выводы. Я стала холодно с ней общаться, так как я все делаю как бы понравится, а мне тут втихаря мужу такое рассказывают. Свекровь заподозрила что-то неладное в моем отношении к ней, и опять пошла с расспросами к сыну, мол почему и зачем ты все рассказал и разрушил отношения между нами. Он же ей объяснил, что от меня ничего не скрывает и поделился своим недовольством и непониманием ее возмущений. Шло время, меня уже начали раздражать ее повадки и отношение ко мне, ее вечные недовольства и причитания, мол я то не так готовлю, мол я то не так делаю и вообще "в квартире так грязно, вообще не убирается". Тоже самое рассказывалось сыну, мол что это за невестка такая. Я уже не выдержала убирать за ее собакой, мыть ванну по три раза на дню из-за того, что она купает там свою золотую собачонку, вымывать все и вся после нее, ведь банально меня напрягало не сама уборка, а то, что она не удосуживалась к примеру сполоснуть раковину, над которой красила голову и капли краски так и остались и прочее в таком же духе. Банально она оставляла и бросала грязные вилки на кухне, оставляла и коллекционировала весь мусор с собаки после прогулки на ванной. Думаю, ну хорошо, раз ничего не делаю, так посмотрите что будет если я действительно всего этого делать не буду, перестану подчищать хвосты за всеми. Перестала убирать в ее комнате, со временем отношения все ухудшались, мне уже надоело за всеми прибирать и выслушивать что свекровь все так же поносит меня за моей спиной. Муж на ее возмущения отвечал, что она хоть раз что-то убирала? На некоторое время это ее осаживало, но в последнее время это уже набрало огромных масштабов, все ее не устраивало, уже и картошку я не так на пюре режу, и не тот салат ее сыночек любит, и "вообще мне бы руки мать оторвала, если бы я посуду не мыла сразу! Ой, окна такие грязные, никто не моет!" Ни разу не попросила! Я слышала только причитания и недовольство за спиной. Мне уже стало совсем противно делать по дому все за нее, перестала убирать за ней и ее собакой. Следила и отвечала только за нас с мужем. Естественно я жаловалась мужу и рассказывала как мне неприятно наблюдать как не ценится мой труд и сразу после уборки его мать даже не удосуживается хоть как-то следить за чистотой после себя. На это он отвечал что "она считает, что это ее дом, она здесь хозяйка и делает что хочет. Она так считает и что тут поделать. Не обращай внимание и делай то, что считаешь сама нужным для нас". Так и жили. А совсем на днях у нас произошел инцидент, точнее между свекровью и мужем. Он молча забрал свою долю от проданной кучу лет назад квартиры. Я об этом не знала и узнала из криков и ссоры между ними. Отреагировала я конечно не лучшим образом, в слезах собрала вещи некоторые и ушла на пару дней жить к подруге. И вот мы подобрались к итогу. По моему возвращению свекровь еле процедила приветствие на мое почтительное здравствуйте и, хлопая дверьми своей комнаты, обозначила свое обиженное состояние (двери комнаты она закрывала только когда обижалась). Мы вроде эту пару дней жили спокойно, помимо ее показательных громких высказываний у дверей нашей комнаты в адрес своей собаки "пошли от этих воров, сыночек. И прочее в этом духе". Ладно, с одной стороны ее можно было бы понять, но некоторые ее повадки уже просто не поддавались объяснениям. Когда я одна заходила в квартиру, она бегом бежала, спотыкаясь закрыть дверь в свою комнату и из-за двери звала зайти в комнату собаку свою. Ну что поделать, ладно уж и это терпела. Но вот сегодня уже был апогей: я была на кухне и она, не ожидая что я там буду, зашла проверить свою стряпню, естественно царило молчание, я даже не собиралась как-то на это реагировать или пытаться завязать разговор. Ведь нас с мужем просто показательно игнорировали все это время. В итоге сейчас муж рассказывает, что он выходил на работу и она к нему пристала с вопросами о том, почему же это невестка с ней не здоровается? Муж естественно задал встречный вопрос: " а ты сама с нами хоть раз поздоровалась?". На что она высказалась: "И послал же Бог такую невестку, за это время ни разу не убралась и вообще..." Честно говоря, я уже на грани того, чтобы пойти ругаться с ней глаза в глаза, потому как это капание на мозги за моей спиной меня уже изрядно достало. Я молчу про свой вклад в жизнь в этой квартире, так как что не делай все не так. Я прекрасно понимаю, что нахожусь здесь на птичьих правах, но это же не значит, что я должна всем пятки вылизывать, угождать и делать все по указке. Я слежу за собой своей семьей и не нанималась в няньки свекрови и ее сыноподобной собаки.
Не знаю как рассмотреть эту ситуацию так, чтобы меньше нервов было и с мужем по этому поводу меньше ругаться. Есть ли смысл вообще пытаться найти выход из конфликта? Потому как в свекрови, как человеке, я разочаровалась после ее наплевательского отношения к собственному сыну, моему мужу, а сюсюканья с какой-то собакой, которого она сыном называет чаще и откровенно относится лучше чем за всю жизнь относилась к родному и единственному сыну. Помогите, пожалуйста, разобраться и в общей ситуации и в том, стоит ли пытаться что-то менять.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Леонова Татьяна Александровна.
Здравствуйте, Ирина. Ваша проблема очень распространенна среди молодых семей и выход из этой проблемы только один – жить отдельно. И Вы, и ваш муж прекрасно понимаете, что это ее дом и в нем ее правила и вести она может себя там как угодно. Изменить ее поведение невозможно без ее желания. Но при этом, вы, безусловно, можете изменить свое отношение к сложившейся ситуации.
В первую очередь, как бы она не вела себя, не стоит забывать о правилах приличия. Будьте в дружбе со своей совестью и со своим воспитанием, и не осуждайте ее за ее поведение. Она старше вас, вы в ее доме. Следовательно, здороваться нужно первой вам.
Дальше попробуйте выстраивать разговор в форме «Я высказываний». Например «Мне неприятно ….», «Мне хотелось бы….». Не осуждайте ее. Эти осуждения лишь усугубят ситуацию.
Не стоит жаловаться мужу. Она его мама и он прекрасно знает ее характер и видит ваши отношения. Заставляя становиться его между двух огней, вы делаете ему больно.
Попробуйте обсудить с мужем переезд от свекрови. На расстоянии ваши отношения могут улучшиться. А если нет, то не стоит брать ее агрессию на свой счет. Она злится не на вас. Это просто ее отношение к миру.
Удачи Вам!