Плохие взаимоотношения с отчимом.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я студентка университета на очном отделении, пока учусь, не работаю, живу с родителями. У меня крайне напряженные отношения с моим отчимом. Проблемы у меня с ним с детства. Во первых, он очень грубо со мной разговаривает. Может позволить себя меня оскорбить, послать, унизить, если я что-то сделаю не так, как хочет он. Он очень часто наказывал меня по каким-то глупым и надуманным причинам. Например, я не принесла ему стакан воды, так как уже выходила из дома, опаздывая к репетитору. Или отказалась убраться дома в ответ на его оскорбление меня. Он привык к тому, что основную функцию по уборке дома выполняю я, поэтому если я что то не делаю или делаю не так, следуют замечания или скандалы. Средства наказания разные. Обычно запрет компьютера (я студент, компьютер в доме один), отказ дать денег на репетитора, был случай, когда он пытался запретить мне есть (кто не работает- тот не ест, сказал тогда он). Мама нас разнимает по мере сил, но она устает. Я, признаюсь, потеряла всякое уважение к отчиму. Зарабатывает в разы меньше мамы, свои слова не держит, оскорбляет. Я не могу с ним нормально разговаривать. Разговор напоминает общение с гопником из не благополучного квартала. Он не слушает аргументы, затыкает меня, если я что то говорю. Ему не объяснить, что я не могу что то сделать, потому что учу уроки или готовлюсь к экзаменам. Когда я убираюсь дома, он обязательно найдет какой то недочет и сделает замечание. Наши с ним ссоры доводят меня до срывов, я понимаю, что не могу находиться в условиях постоянного стресса. Но у меня нет возможности переехать. Я постоянно плачу, уже и без повода. Просто не могу держать себя в руках. Есть моменты, когда мы нормально общаемся, но они не долговечны. Недавно был как раз момент, хотела сесть за комп, он запретил, потому что не принесла кружку с водой (см. выше), на что я сказала, что тогда и убираться он будет дома сам. Он сказал: "хорошо". На следующий день, нацепив дурную улыбку спрашивает: "ты ведь завтра уберешься?" Услышав отрицательный ответ, послал меня. Просто не знаю что мне делать и как найти выход из ситуации.
Автор вопроса: Мария Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог .
Доброго дня, Мария. Как я понимаю из вашего письма, отношения Ваши с отчимом не сложились с самого начала его жизни в Вашей с мамой семье. Так же могу предположить, что Вы чувствуете себя загнанной в угол и не видите выхода из сложившейся ситуации.
Если это так, то, скорее всего (это сугубо моё предполжение), Вы просто в своё время не приняли его в свою семью - он не смог в неё войти в меру своих каких-то личностных качеств и отсутствия стараний. Его картинка мира и ваша не совпали тогда, не совпадают и сейчас. И в настоящее время это приводит к скандалам. Изменить отчима Вы, Маша, никак не сможете. Вы сможете изменить своё отношение к нему и ситуации вцелом.
Я не могу всего знать, не знаю ваших маму, отчима, не знаю ситуацию полностью. Могу предположить, что у них свой взгляд на воспитание, а Вы для них до сих пор ребёнок. Меняться нужно Вам. Вырастать в их глазах из ребёнка во взрослую девушку. Знайте, но они любят вас, даже отчим, хоть как-бы вам это и не казалось странным.
Вы пишете: "основную функцию по уборке дома выполняю я". У Вас есть обязанности? Вы их добросовестно выполняете? Если есть обязанности, то они есть. Сколько зарабатывает отчим... это уж удел его, и вашей мамы.
Вам уже 19 лет. Вы молоды, у вас есть планы на будущее. Стоит всего лишь расширить своё представление о мире и его возможностях. Помните, с любой ситуации не менее 3 выходов. А в вашем случае - миллионы. Вы можете перевестить на заочное отделение и устроиться на работу, будете самостоятельно себя обеспечивать. Вы можете выйти замуж и жить с мужем. Вы можете договориться и жить в общежитии, если учитесь на стационаре. Вы можете... Придумайте ещё хотябы 3 варианте решения своего вопроса.
Также вы можете поговорить откровенно с мамой, пройти консультацию психолога (много в вашем вопросе неясного для меня), трененги личностного роста.
Можете просто выполнять свои обязанности ответственно (извините, но в 19 лет "я учу уроки" - это не отговорка для того, чтобы не убираться или не подать стакан воды старшему человеку), попробовать посмотреть на отчима не как на мужчину, "укравшего вашу маму", а на взрослого, старшего человека, к которому стоит проявить уважение и ситуация сама поменяется.
Маша, будьте снисходительны, мудры, и всё наладится.
Придумайте себе, как должен относиться к Вам отчим. И так и будет) Удачи.