Тяжелые отношения у внучки с прабабушкой.

Вопрос психологу:
Добрый день! Живу с мужем, дочкой 10 лет и старой моей бабушкой. Моя бабушка постоянно вяжется к моему ребенку (она является для нее прабабушкой), пытается заставить его кушать, спать очень навязчиво, в общем терпимо, если стараться не обращать внимание, но она не дает ребенку прохода и на улице, чтобы ребенку полноценно погулять, приходится его увозить. Во дворе не складываются отношения со сверстниками, потому что везде присутствует бабушка. Я начинаю ее ненавидеть, стала постоянно орать на нее, потом жалко ее, она старая очень (84 года), в глазах пустота. Живем в ее квартире, поддерживаем, одной ей уже никак. А хочется сбежать очень очень далеко. Дети ее разъехались, никому она стала не нужна. Очень переживаю за ребенка, что дочка не имеет свободы, переживаю как бы не было комплексов по этому поводу. Ночами не сплю, мысли плохие стали в голову закрадываться, прям какое то безвыходное положение получается. С мужем по этому поводу начались серьезные разногласия, не могу увидеть ничего хорошего в сложившейся ситуации, накатывает депрессия. Дочь вроде ничего, подружки в школе есть, там с ними гуляет, общается (школа в другом районе). Подскажите как найти выход или поменять отношение к ситуации, бессонные ночи и нервные дни просто разрушают все хорошее во мне. Муж ругает, что я не даю спокойно дожить старость, а мне то когда проживать молодость? Все положить в пользу бабушки? Переезжать куда то дорого и все равно придется ухаживать, убирать квартиру. Мама уехала далеко от нас, сын навещает ее крайне редко и предупреждает постоянно, чтобы не обижала, а сам ничего делать не хочет. А я как будто в какую то поруку попала, должна, должна. А мне кто нибудь что-нибудь должен? Но больше конечно переживаю за дочь, ей по нервам достается сильнее. Разговоры не помогают, бабушка замыкается в себе и не слышит что говорят. Более действенно делом, уже мысли лезут комнату на щеколду закрывать. Но как то это не по человечески и возникает ощущение что эти проблемы усугубляются из за моих переживаний и постоянной нервозности.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Ирина, здравствуйте!
Тут дело не в дочке, дело в Вас. Может побудило Вас написать и переживание за нее, но истинная причина в том, что именно ВЫ не можете с этим уживаться. Поразмышляйте на эту тему, и если это так - осознайте и четко отдайте себе отчет, что это у Вас проблема, а не у дочери, у бабушки или у мужа. Вы верно подметили - все усугубляется из-за Вашего отношения к проблеме. Да и есть ли проблема? Детки - очень гибкие, дочка сейчас тоже проходит свои важные жизненные уроки - терпимости, сочувствия, принятия и понимания, что иногда надо уступить и тд. То, как сейчас она проживет эту ситуацию (с Вашей помощью) - так она будет относиться к Вам в старости. Так работают эти законы. Травм никаких не останется у нее, если Вы ей в правильном ключе все покажете и научите, как правильно относиться. Но для этого Вы сами должны поработать над своим отношением. Сгладить острые углы.
Ясно одно - говорить о чем-то с бабушкой не стоит. Внушать, объяснять, требовать, просить....это не сработает. Ее уже не переделать. И если она считает, что надо укладывать спать - ну так оно и будет уже до конца. Психика с возрастом...деревенеет, что ли. Как и разум. Как и тело. Теряет гибкость, эластичность. Но Вы - молодая, а дочка и подавно. Вы - те люди, которые способны приспособиться в этой ситуации.
Еще я слышу в Вашем письме интонации жертвы. Ирина, подумайте об этом... Вы чувствуете себя жертвой? Кто Вас заставил ею быть? Чувство долга и человечность? Тогда, быть может, не нести это, как крест, а с гордо поднятой головой понимать, что Вы поступаете так, как не все бы поступили? Что Вы в сложной ситуации не оставили старого и беспомощного человека, который помогал Вам неоднократно, скорее всего, когда мог. Что Вы правильно воспитываете свою дочку, учите ее правильным моральным и этическим ценностям. И что придерживаться их не всегда бывает легко и в интересах самого человека.... Но тем не менее, это нас делает ЧЕЛОВЕКАМИ.
В целом Выделаете все очень правильно. И муж у Вас - редкая поддержка! Вам бы только немного эмоциональности убрать из всей этой ситуации, и станет намного легче! Всем, причем. Просто чуть больше любви, сострадания, тепла и душевных улыбок. Бабушка капризничает - а Вы улыбнитесь и обнимите ее. Подайте своим примером урок дочери. Чтобы когда Вы в старости хотели, чтобы все было по-Вашему, когда у Вас будет все болеть и ныть, и разум уже не будет четко держать все то, что Вам гвоорят дети - она не стала думать как бы Вас изолировать, а обняла и показала, что все еще любит Вас. Что она будет любить до самого конца, какой бы Вы не были. Это очень важно для всех людей, и для бабушки - в частности.
Я желаю Вам терпимости, терпения, сострадания, любви, эмпатии и веры в то, что станет легче! В любом случае, долго это длиться не будет так или иначе. Проживите оставшееся время с бабушкой так, чтобы потом не пришлось ругать себя за какие-то резкие слова и действия, которых Вы не в силах изменить и даже попросить прощения. Это страшная мука.
Всего доброго!