Чувство вины и долга перед родителями. И как избавиться от родительских программ и научиться жить не по их правилам, а создать свои.

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Мария, мне 25 лет. Я единственный ребенок в семье. Воспитывали мама и отчим. У нас есть скажем так родовая проблема в семье-денежная. Начиная с бабушки по маме. Не умеет тратить правильно деньги, всегда живет в долг и транжирит, накоплений совсем нет, живет очень бедно. Аналогично - мамина младшая сестра. Мама такая же, но она вышла второй раз замуж за человека, который хорошо зарабатывал (правда также транжирил и транжирит деньги, не имея никаких накоплений), на которого повесила весь груз денежных проблем. За его счет воспитывали и вырастили меня, за его счет также постоянно помогают бабушке, маминой сестре младшей и ее ребенку. Я была одним ребенком в семье, жили мы всегда неплохо, но деньги улетали то на поездки, то на шмотки, так и квартиры своей до сих пор нет, живем в съемной. Я пошла на работу в 17 лет, все хотела поскорее стать самостоятельной и скопить деньги, чтобы съехать от родителей. Работала, параллельно училась, но также транжирила деньги, родителям давала деньги очень редко. Дома за еду и т.д. ничего не платила. Потом наступил у меня затяжной период низких доходов, я научилась быть менее расточительной, но все равно грамотно денег тратить и копить не умею. От родителей так и не получилось съехать и жить за свой счет полностью. Так все свои расходы с 17 лет я полностью сама оплачиваю, но аренда квартиры и еда - тут в основном родители, я только из еды что-то покупала иногда и все. Сейчас я живу с мужем, не работаю, муж хорошо зарабатывает, но очень экономный. Его мой подход к деньгам бесит. Мы постоянно с ним ругаемся из-за этого. У мамы с отчимом с деньгами сейчас совсем плохо. При этом еще полная неразбериха в жизни, не знают, что хотят, что делать, где жить (в какой стране), чем заниматься, и денег нет. Полный кризис, депрессия и апатия. Живя с ними последнее время у меня было такое же состояние, я их в этом не виню, но бесконечный негатив и апатия в доме плохо влияют и усугубляют ситуацию в целом и настроение. Как следствие, теряется энергия. Ее нет ни на что вообще, и дела идут все только хуже и хуже во всем. Я все пыталась вырваться и найти выход, как дальше быть. Выход получился такой, что нашла мужчину, который хорошо зарабатывает, поженились, сейчас дала себе время, чтобы набраться сил, отдохнуть и забеременеть, а параллельно привести мысли в порядок, понять, чем заниматься дальше и вырулить снова на светлую полосу жизни. Но,есть несколько проблем, которые меня угнетают и я не знаю, как их решить:
1. От мамы передалось отношение к мужчине, что он должен. Должен и обязан зарабатывать и обеспечивать. В тоже время чувствую, что такая моя позиция со стороны смотрится как балласт, груз, который висит на шее у мужчины. Я не хочу быть таким грузом, хочу тоже быть самодостаточным человеком, но при этом хочется, чтобы мужчина дарил подарки хорошие, нес большую часть финансовый нагрузки в семье. Сейчас же финансовая нагрузка полностью на нем и все траты мои со скандалом. Все, что мне нужно, я из него выбиваю. У него у самого желание не появляется подарить мне что-то стоящее. Любая покупка - скандал.
2. Также от родителей передалось и не знаю, как избавиться от этого - все время желания прыгнуть выше головы. Нет денег, а ты на последние летишь куда-нибудь на дорогой курорт. И так во всем.
3. Мама все время жалуется и рассказывает, как плохо они живут и все плохо. У меня опять двоякие чувства, с одной стороны я дочь и обязана им помогать, с другой стороны, я сама живу за счет мужа сейчас и не считаю, что он должен тащить всех моих родственников так, как это делал отчим. В итоге, скрывая от мужа, даю деньги родителям, но по мелочи, на незначительные траты. При этом постоянно убиваюсь чувством вины, что я эгоистичная дочь, которая думает только о себе и зажимает деньги родителям. Болит душа, что родители сейчас совершенно потеряны в жизни, хочу им помочь, но чувствую, что нет у меня сил и энергии. Что сама не нашла еще себя и не встала на ноги так, как считаю нужным. Что нужны силы на себя и на будущего ребенка. И на то, чтобы выстроить правильные отношения с мужем. А все время думаю, как быть с родителями, то чувство вины и гноблю себя за свой эгоизм, то, наоборот, раздражаюсь на них, что вместо помощи от них просто моральной хотя бы просто хорошего настроения, только вечные жалобы, негатив и намеки на то,что нужны деньги.
Автор вопроса: Мария Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Санникова Галина Владимировна.
Здравствуйте, Мария!
Очень хорошо, что Вы так подробно описали свой вопрос.
Вы пишете, что в Вашей семье есть денежная родовая проблема - транжирство. Транжирство это в какой-то степени своего рода зависимость, зависимость от денег, и конечно как за любой зависимостью, за ним кроется определенная причина, проблема.
Причин этой зависимости может быть две:
1. Заниженная самооценка, чувство одиночества.
2. Скука, тоска, когда деньги являются единственным способом получения удовольствия.
Как Вы думаете, какая из этих причин стоит за Вашей зависимостью?
Может быть Вам не хватает внимания, чувства, что Вас любят такой какая Вы есть? Любите ли Вы себя такой какая Вы есть? Или чтобы любить себя, Вам нужно быть хорошо одетой и иметь возможность купить все, что Вам захочется?
Либо Вам ничего не доставляет удовольствие, ни общение с любимыми, с друзьями и истинное чувство радости, Вы испытываете только тогда, когда совершаете дорогостоящую покупку? Если Вам трудно ответить на эти вопросы, Вам необходимо проработать их на индивидуальных консультациях.
Вы пишете, что у Вас всегда есть желание прыгнуть выше головы, Вы создаете образ очень обеспеченной девушки, которая может позволить себе все. Как Вы думаете, для кого Вы это делаете? Кому Вы хотите показаться такой? Ведь сами для себя Вы понимаете, что за этим показным богатством ничего не стоит. Вы хотите обмануть сами себя? Но это невозможно. Ведь Вы же прекрасно понимаете, что для того, чтобы стать такой, какой Вы хотите казаться, нужно учиться правильно распоряжаться деньгами, увеличивая их количество, а не уменьшая, иметь накопления. И если Вы выросли в семье, где этого не делали, это не значит, что Вам надо опустить руки и смириться, тем более, что Вы чувствуете себя не комфортно в сложившейся ситуации.
Вы можете создать свою семью, не похожую на ту, в которой Вы выросли, и это будет правильно, если из семьи где Вы росли, Вы возьмете только хорошие примеры, а все остальное измените.
Стать мудрой женой никогда не поздно, и сделать это можете только Вы.
Вы пишете, что чувствуете вину перед родителями, но как Вы думаете, от того, что Вы мучаете себя этими мыслями, Вашим родителям становится хорошо?
Для того, чтобы иметь возможность кому-то помочь, Вы для начала должны помочь себе.
От Вас зависит, какая атмосфера будет царить в Вашей семье, либо напряжения, либо счастья и гармонии.
Для этого Вам нужно самой стать гармоничной. Займитесь делом, которое приносит Вам удовольствие. Если Вам будет сначала трудно понять, что это именно за дело, вспомните, что Вы любили делать в детстве? Петь, танцевать, рисовать, о чем Вы мечтали?
Занятие этим делом будет наполнять Вас положительной энергией, которую потом Вы сможете дарить своим близким. Подумайте, как Вы можете превратить свое любимое дело в способ зарабатывать на этом деньги? Ведь так оно станет еще более приятным.
Супругу же постарайтесь спокойно объяснять, на что именно Вам нужны деньги и что это сделает Вас счастливее. Возможно он нервничает из-за того, что просто не понимает важности Ваших расходов. А ведь Ваше счастье важно для вас обоих.
Когда Вы станете счастливой, вокруг Вас тоже все измениться, и в Вашей семье и в семье родителей.
Желаю Вам успехов и мудрости! Постарайтесь до беременности создать гармонию и счастье в Вашей семье, ведь детки должны рости в атмосфере любви и спокойствия. Всего Вам хорошего!