Программирование детей на удачу.

Вопрос психологу:
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли каким-то образом снять запрограммированные бабушкой неудачи (я так это называю). Дело в том, что моя бабушка (скорее всего несознательно) дала моей маме и впоследствии мне "программу на "нищету" и "неудачи" в личной жизни. В двух словах: у бабушки две дочери: моя мама (младшая дочь) и моя крестная (тетя). В силу характера так получилось, что крестная не близка с мамой (как с мамой), и никогда ей ничего о личной жизни, ни о проблемах в семье не рассказывала. А мама - наоборот: всегда жаловалась, что муж обижает, что недостаточно денежных средств для полноценного существования. Бабушка в свою очередь же всегда говорила, Катя (вымышленное имя младшей дочери) бедная, несчастная, живет в нищете; а Таня (тоже вымышленное имя старшей дочери) счастливая и муж хороший, и деньги в доме... И все в этом духе... Жизнь так по разному и сложилась: Катя - выживает, Таня - процветает. У Кати тоже есть дочь (т.е. я). Так вот с самого детства слышу от бабушки, что я такая же как мама, и судьба у меня такая же. А ведь это действительно так... Я даже замуж вышла второй раз как мама. С разницей только, что второй мой муж - хороший, не пьющий, со своими тараканами конечно, не без этого (у мамы второй муж (мой папа) до 40 лет нервы то потрепал)... Но я стала замечать, что моя семья так же пытается выжить... Нет материального успеха. Хотя у Таня дети - наоборот: построили дома, работа хорошая, в общем все гуд!!! У меня есть сын и в силу такого плохого примера в жизни, я ему всегда говорю, что он умный, что счастливый, что всего добьется и т.д. и мама моя ему говорит также (что он умный и хороший). А еще бабушка не верит, что я могу хорошо жить и что у меня может быть хороший мужчина, она все время спрашивает сколько он зарабатывает, и чем он занимается. Даже недавно, она все время спрашивает когда мы с вторым мужем ребенка заведем, на что я ей отвечаю как дом построим так и заведем. А она все время говорит, да может вы в однушке всю жизнь жить будете... Подскажите можно ли убрать эту программу??? Не хочу всю жизнь существовать!!!
Автор вопроса: Ника Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Ника.
Программирование на удачу или неудачу - тема модная, широко и по-разному освещаемая в прессе, в интернете и т.д.
Конечно, неоспоримый факт в том, что ближайшее окружение "закладывает" в сознании детей то, чтотназывается "жизненной стратегией", делая их уверенными или неуверенными, оптимистично и позитивно настроенными или вечно сомневающимися, счастливыми или несчастными, зависимыми или независимыми!
Другое дело, что я категорически не согласен с тем, что даже вот так, неукюже, воспитанные дети обязательно должны стать неудачниками! Жизнь, условия, ситуации и люди меняют очень многое, многое корректируют и многое трансформируют! Потому, что мы с вами ЛЮДИ! У нас есть мозги, у нас есть опыт, возможность критического осмысления действительности и логика! У нас есть эмоции. У нас есть желания и есть психология!
Ошибка тех, кто формально подходит к таким вещам, как , скажем, "программирование", "когнитивная терапия", установочно-аффирмативная терапия в том, что приемы и способы воспринимаются слишком формально, слишком инструментально и слишком уж конкретно.
Ничего не изменится в жизни, говори вы себе хоть каждые 20 секунд "Я успешен"! Ничего! То есть, на уровне мыслей работа , наверное, будет. Но если эта работа будет единственным способом решить какие-то задачи, то вряд ли что-то поменяется. Надо все "подкреплять" на уровне ДЕЙСТВИЙ!
Правильные мысли + соответствующие действия = изменения!!!! Вот и все!
Ваша бабушка свои "идеи" подкрепляла опорой на конкретный действенный ряд: выбор мужа, конкретная последовательность событий и результаты!
И даже не в этом дело!
Самая правильная и самая активная действенная мысль, на мой взгляд, в том, что мы никому ничего не должны! Никто не ДОЛЖЕН быть ТАКИМ ЖЕ богатым, ТАКИМ ЖЕ известным, ТАКИМ ЖЕ умным (!!!!), как "ктототам"!
Человек должен с самых ранних лет понять, что его путь - его СОБСТВЕННЫЙ ЗОЛОТОЙ ПУТЬ, на котором он сам себе хояин, сам отвечает за поступки и их слкдствия! Счастье, уверенность, удовлетворенность и полноценность не стнонимы слов обеспеченность и богатство!
Для мужчины, например, важнее всегр остального - чувствовать свою востребованность, подтвержденность, незаменимость, если хотите! Для девочки , я уверен, тоже!
Если человек занимается делом, в котором он хорошо разбирается, чувствует себя уверенно, авторитетно и т.д., то ни о каком "неудачничестве" речи не идет! Сколько бы денег ему не платитли!
И все замечательно!
Правда, близкие должны его поддерживать, понимать, а не упрекать, сравнивая формальные покаатели успешности (деньги-квартиры-машины)!
Как только мы начинаем сравнивать "свое" с "соседским" - начинаются проблемы! Мы перестаем жить для себя! Мы начинаем жить, обслуживая тщеславие, гордыню и зависть! Причем, как свои, так и других людей!
Например , Вы и Ваша сестра. Я не хочу сказать, что Вы завидутет. Но неудовлетворенность имеет место быть! Причем, даже по письму "слышно", что это неудовлетворенность соседствует и с обидой, и с раздражением.
Ваш сын должен выбрать САМ то дело, которое он будет любить. Он должен научиться СЕРЬЕЗНО и УВАЖИТЕЛЬНО относиться к своему выбору, без оговорок. И неважно, каким этот выбор будет: сапожник, учитель, банкир или психолог! Неважно! Важно уважать себя!
В Вашей жизни многовато людей, к чьему мнению Вы прислушиваетесь и мнение это не ах какое политкорректное!
Вы , Ника, слишком уж ранимы и слишком зависимы от всего, что называется контекст. Это плохо. И это говорит о том, что Вам самой надо над собой поработать!
Есть один интересный момент, который Вы отразили в письме, сами того не желая:
Я про слова о том, что второй ребенок будет, когда Вы дом построите!
Смысл слов бабушки в том, что НИЧЕГО НЕ НАДО ОТКЛАДЫВАТЬ НА ПОТОМ! Тем более, рождение ребенка! Пусть даже вы будете все в "однушке" жить!
Короче, задумайтесь! Вы не привыкли работать с тем, что Вам транслирует социум.
Итак...
- Научить себя говорить "спасибо"! Бабушке - в первую очередь!
"Спасибо за Вашу заботу. Я многое поняла. Надо жить для себя, а не для других, без конца ощущая себя участником бега по кругу!"
- Учить себя жить "здесь и теперь", благодаря жизнь и Бога за то, что здоровы, за то, что есть что-то в холодильнике, за сына, за мужа и т.д.
- Учить себя говорить "МНЕ ДОСТАТОЧНО"! Достаточно! Это от слова "достаток". И, в-общем, у Вас ведь действительно все есть!
- Воспитывать сына УСПЕШНЫМ И САМОДОСТАТОЧНЫМ, а не "умеющим зарабатывать"! Тьфу! Это даже звучит погано! Успешность - в удовлетворенности. Удовлетворенность - в ПРАВИЛЬНОМ И ОТВЕТСТВЕЕНОМ РЕШЕНИИ, выборе!
- Учитесь и учите ЖИТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ!
Если Вас напрягает общение с бабушкой и сестрой, то сведите общение до минимума! Учитесь смело смотреть в глаза и отвечать , что СЧАСТЛИВЫ!
И рожайте второго! Или не рожайте. Но НЕ ЖАЛЕЙТЕ ни о чем, потому что Вы имеете право ВЫБРАТЬ!
У Вас своя, единственная, жизнь!
Пишите. А. Журавлев.