В жизни подростка слишком много интернета.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 20 лет, учусь на третьем курсе университета, где-то раз в пару-тройку недель приезжаю домой на выходные, к маме и младшей сестре. Именно из-за сестры и беспокоюсь.
Сестре 12 лет, учится в 6 классе. Всегда была довольно милым, веселым, активным и умным ребёнком, по крайней мере при общении с близкими, и проблем с ней не было. Однако с возрастом все слегка поменялось. Когда приезжаю я, мы с ней хорошо общаемся, она весёлая, шутит, рассказывает истории, в общем, почти все замечательно. Однако меня смущает, что она очень часто "зависает" в телефоне, при этом прячет экран, сразу вскакивает, если её телефон тронуть, не хочет делиться музыкой, которая так же часто играет в её наушниках. Спит, ест - все с телефоном. Казалось бы, современность, она такая, кто сейчас без телефона. Но у сестры же нет никаких увлечений. Она не читает книг, не смотрит фильмов. Хотя вся семья читающая, куча классных книг на полках. Ходила было в музыкальную школу, но бросила, уже год как. Но тут, наверное, мы просто слишком активно это поощряли. Учится хорошо, на пятёрки, но она и не глупая, да и всего лишь 6 класс. Проблем с учебой нет. Но судя по всему, вне школы с ровесниками не разговаривает, да и, вероятно, в школе тоже не слишком активно это делает.
Судя по тому, что я вижу, и по рассказам матери, дома сестра всегда сидит в одной из комнат, закрывая двери. А двери мы вообще редко закрываем. Ест тоже не на кухне, а в спальнях, в одиночестве. Отношения с мамой, по-моему, у сестры довольно плачевные: если дома только они вдвоём и мама пришла к ней в комнату, то сестра через минуту быстренько смотает в клубочек наушники-или-что-там-в-руках и уйдёт в соседнюю комнату. Они почти не разговаривают, только по бытовым вопросам. А просто так, по душам - я и не вспомню такого разговора между ними. При этом сестренка маме помогает, не особо старательно, но все же. Не грубит, ничего такого - просто при первой возможности уходит и молчит. Я стараюсь вытащить сестренку из-за этих закрытых дверей, чтоб хотя бы мы все втроём поели на кухне, и вроде получается. Но вечный телефон в руках никуда не девается, и в присутствии матери она все равно не словоохотничает. Наша мама, конечно, не из разряда весёлых мам-подружек, у неё и болезни постоянные, и плохое настроение бывает, и в быту погрязла, и работы много, и бывает, скажет грубовато - но это же не повод не терпеть её общества. Она адекватный человек, не орёт, не запрещает лишнего, заботится, иногда пытается жизнью сестры интересоваться. И переживает по поводу того, что в ответ получает только ужин в одиночестве.
Я не сказала про отца. Они с мамой уже лет пять как не вместе. Мы с ним живём в городе, где я учусь, в квартире. Он приезжает к сестренке и маме чуть реже, чем я. Помогает с домом, все такое. С сестренкой они хорошо общаются, в настольные игры играют, веселятся. Но он все-таки далеко, хотя, конечно, небезразличен к этой замкнутости сестры.
А что сестренка делает в телефоне? Как и ожидалось, ничего такого, чего бы, полагаю, не делал современный подросток. Основу её интересов составляют ютуб-блогеры, их личная жизнь и все около того. Их биографии, любовные похождения, фанфики на различные любовные/сексуальные темы, какие-то сплетни, песни, клипы, вот это все. Большая часть потребляемого контента, конечно же, совершенно не подходит для 12 лет. Пошлость, интим, плохие шутки, мат, порно - то, что обычно и находишь в интернете, если не фильтровать. Нашла её твиттер, в котором она излагает в матерном и саркастичном, злом стиле, какой часто можно встретить в разных интернет-пабликах. Несёт там какую-то чепуху, в принципе безвредную, но сдобренную матом, враньем и оскорблениями.
Все это я подсмотрела в её телефоне, пока она спала. Полагаю, что все-таки нужно это как-то контролировать. Хотя я понятия не имею, как. Я недавно была подростком, я тоже читала в интренете всякий бред. Но у меня были и увлечения, я рисовала, на каток ходила, на велосипедах с подружками в библиотеку каталась. Понятно, что сейчас все по-другому. Но нельзя же погрязать в этом болоте интернета, среди сплетен о блогерах, и ничего не делать в реальной жизни. Да и для 12 лет то, что она потребляет - слегка чересчур. Человек и Гарри Поттера не смог прочитать, а уже пытается писать какие-то фанфики про выгнанную из дома героиню. По-моему, если так будет продолжаться, то из сестры ничего путного может и не вырасти. Вряд ли такая среда способствует личностному росту.
В связи со всем этим вопросы: что нужно сделать, чтобы ребёнок понял, что так много времени уделять жизни блогеров - это как минимум уныло, к тому же отупляет? И как её раскрепостить в отношениях с матерью?
Буду признательна за ответ.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Юлия! Согласна с Вами, что постоянный интернет-серфинг - не лучший способ времяпрепровождения. Но чтобы ваша сестра перестала зависать часами и днями над своим телефоном очень важно предложить ей что-то не менее интересное. Вы пишете, что увлечений у нее нет. 12 лет - подростковый возраст, и в этом возрастном периоде очень важно мнение сверстников, авторитет родителей уходит на второй план. Почему ваша сестра ищет подробности жизни других людей в интернете, а не общается доверительно с подругами, есть ли у нее вообще близкие подруги - это важно выяснить. Возможно, что по каким-то причинам она не может выстраивать дружеские отношения. Если с родителями отношения не слишком доверительные, то хорошо было бы обратиться к подростковому психологу, которая сможет поработать с вашей сестрой и выяснить причины происходящего, провести работу по коррекции ее внутреннего состояния и поведения.
По поводу отношений с мамой - их возможно улучшить, если мама будет проявлять инициативу в общении и начнет с обсуждения тех вопросов, которые хотя бы как-то интересны вашей сестре. Например, попросит показать какой-нибудь сайт, рассказать о каком-либо блогере и т.п.
Раз ваша сестра пытается писать фанфики, то можно и пообщаться в целом насчет творчества, сочинительства, писательских фантазий, попытаться перенаправить ее творчество в несколько иное русло. Возможно, в вашей сестре откроется настоящий писательский талант.
Замечания и нотации вызовут только противостояние, поэтому чтобы не обострять и так не самые гармоничные отношения, лучше начать с организации общих интересов с учетом склонностей вашей сестры.
С уважением,
Виктория.