Что делать с бабушкой 77 лет? С ней невозможно жить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня очень длинная история, постараюсь нарисовать всю картину, что бы вы понимали.
В общем моей бабушке 77 лет будет завтра, у неё сахарный диабет (это к тому что слышала, он съедает мозг), так вот началось всё это года два назад. Я иногда жила у бабушки, так как она говорила, что ей нужна помощь, до встречи с мужем, и у неё были такие "заскоки", например:
Поехала я к подруге, предупредила, что останусь у неё. На следующий день подъезжаю к дому, звонит мне мама, говорит где ты, бабушка вызвала участкового, пишет заявление, что ты пропала. Участковый позвонил маме, бабушка тоже ей звонила и много еще кому, всем кроме меня! Я прихожу, говорю почему ты мне не позвонила? Зачем ты так делаешь, знаешь же, что я у подруги. Она махнула рукой, ушла в комнату, я уладила все с участковым. После этого она стала злая, пыталась меня контролировать. Я от нее переехала, что бы не портить отношения. Следующая ситуация:
Приехала я к ней с ночевкой на пару дней. Через день прихожу домой после работы, она начинает меня обвинять в том, что я якобы украла деньги (хотя я работаю с 10 утра до 10 вечера, прихожу и ложусь спать, даже не знаю где она их прячет). В общем посыпались обвинения, мне стало обидно, я начала искать, переворачивать весь дом, нахожу в мусоре газету, из которой торчат деньги (она положила их туда, что бы отдать их сестре, та ходила платить за квартиру). Показываю ей, она не извиняется, ни слова. Я опять уезжаю и после этого я больше не приезжаю к ней с ночевкой, максимум на пару часов в гости.
Далее была такая же ситуация с тканью. Я забеременела, она хотела сшить пеленки, не нашла ткань, начала обвинять меня, что я ее взяла. Потом позвонила извинилась правда. Потом так выходит, что и ей нужен присмотр и у нас ребенок, квартиру снимать дороговато она говорит переезжайте ко мне, мы делаем ремонт, во время ремонта она опять чудит. То звонит в десять часов ночи, не может найти пульт от сплит системы (чуть ли не плачет, говорит, что задыхается от жары). Я приезжаю и нахожу его на самом видном месте на комоде! То кода мы попросили не ставить временно ничего на новый линолеум в ее комнате, потому что ему надо отлежаться, тащит стол со старыми железными колесиками, которые не крутятся, через всю комнату. Он немного надрывает линолеум (при этом плачется, что у нее все болит и она не может даже чайник поднять двух литровый, суставы, руки, все такое), устраивает истерики на пустом месте, доводит меня беременную до слез, говорит гадости... С горем по палам закончили ремонт, специально для неё установили в ванной кабину, т.к. ей тяжело в ванну залезать с благими намерениями ничего не деля на твое-мое. Она же в это время поставьте мне мой старый кухонный стол ко мне в комнату, поставьте мне в комнату холодильник мой, купите себе новый, шкаф мой кухонный поставьте мне на балкон, я туда буду складывать банки. Ну мы конечно пытались объяснить, что это лишнее и по хорошему и по плохому, но ничего до нее донести не возможно. Сделали как она хотела. Вот на днях ситуация заметили, что порой когда нас не бывает дома в нашей комнате, что то стоит не на своих местах. Установили веб камеру, уехали, приезжаем, смотрим, она облазила все шкафы, просто смотрела, и в чистое бельё в шкаф запихала грязный пакет, который лежал у нее на шкафу. Видите-ли он ей не нужен, мешает. Я спокойно подошла к ней говорю зачем ты так делаешь, он же грязный в чистое белье, не нужен он тебе, ну положила бы на пол в комнату. В ответ она начала выгонять меня из комнаты со словами "пошла на "три буквы"(прошу прощения). После этого на следующий день (мы приучаем ребенка засыпать без укачивания самому в кроватке) до этого он засыпал без проблем, а именно вчера начал капризничать, хочет, что бы его покачали. Взяли на ручки, пытались успокоить, не получалось, решили просто не обращать на него внимания с мужем, от слез еще никто не умирал, покапризничает и уснет (капризы были не более 3 минут). Она заходит в комнату, начинает кричать возьми его успокой, вы издеваетесь над ребенком. Я пытаюсь ей объяснить, она не дает вставить слово и говорит, что это муж мне не дает подходить к ребенку, что он тиран, вот у тебя он весь день не плакал, а он пришел, он плакать начал и все в этом духе. Я пытаюсь ее вразумить объяснить, что это не так и бред (муж у меня спокойнее, чем я и очень любит сына, позволяет то, что я не разрешаю) и она это прекрасно знает, она начинает кричать, что вызовет полицию, что бы нас лишили родительских прав за издевательство. В общем сын то уже спит, она кричит, еле выгнала ее из комнаты. Сегодня подошла к ней объясняю: "ты своих детей воспитала так как хотела, мы воспитываем так как надо нам, не лезь и не мешай и не смей больше оскорблять моего мужа и говорить про него такие вещи." В ответ я слышу "да мне по ****, еще раз он будет плакать, я вызову полицию, давай пошла на **** из комнаты". Начинает меня толкать и хватать за руки очень сильно, мне естественно больно (я не высокого роста 1,60 вешу 50 кг и она выше меня 98 кг), вырываюсь, она начинает махать руками, драться со мной, бить, царапать, расцарапала мне все руки и лицо немного. Я ее немного оттолкнула и выбежала из комнаты, закрылась в своей, при этом всём она в процессе меня обзывала матом и лицо у нее такое было злое и старательное и махала она руками так, как будто и не болит ничего вовсе, не каждый парень так махать умеет. Мне стало очень страшно, ведь квартира то ее, мы тут на птичьих правах, а она грозится нас выгнать. Мы на ремонт взяли кредит и не потянем снимать, работает муж только, я в декрете, плачу целый день, не понимаю, что с ней, почему она так себя ведет... Поговорила с ее сестрой, та тоже на нее жаловалась, говорит, что когда бабушка ее попросила купить ей яблоки и принести в этот же день, она ей отказала и бабушка распсиховалась, послала ее и бросила трубку. Еще рассказала, что это не первый раз, когда она что то просит и хочет, что бы это сделали в ту же минуту, а если делают не по ее, она обижается и не разговаривает. Соседка ее лучшая подруга тоже рассказала, что бабуля посылает её при разговоре, если она скажет то что по ее мнению не правильно (дело в том, что моя бабушка верующая, даже в секте была, из которой я ее еле вытащила, а соседка ее атеистка, на этой почве у них споры). Так вот часто она от нее слышала такие фразы как "пошла на ****", "пошла вон", "заткнись" и ей не однократно делали замечания по этому поводу, она отмахивалась. Как так можно, ведь они с этой соседкой всю жизнь вместе прожили, до сих пор целый день туда сюда ходят к друг другу, чай пьют вместе, едят за одним столом. Соседка эта ей продукты приносит первой необходимости (хлеб, кефир), так как я не могу оставить сына без присмотра, а муж приходит вечером. В общем вот такая проблема. Помогите, пожалуйста, что нам делать? На что это похоже? Как себя вести с ней?
Автор вопроса: Кристина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Кристина, здравствуйте!
Сочувствую Вам. Ситуация у вас сложилась нервная и выматывающая.
К сожалению, отношения с пожилыми родственниками не всегда складываются мирно и безоблачно. И не всегда получается воспринимать все спокойно и ровно. Иногда они могут доводить до кипения и бешенства.
Вам важно решить, что конкретно вы хотите в этой ситуации. Сразу скажу, что изменить свою бабушку вы уже не сможете. Вы можете изменить свое отношение к этой ситуации. И тем самым сделать ваши отношения более приемлемыми для вас.
«На что это похоже?» - точно сказать не могу, психологи диагнозов не ставят. Возможно, действительно, изменение поведения связано с болезнью. А возможно, все сразу – болезнь, возраст, недостаток внимания, чувство одиночества и брошенности. Может, бабушке хочется больше заботы и тепла. Для постановки диагноза лучше обратиться к профильному доктору.
Могу лишь дать некоторые рекомендации, как вы можете облегчить ваше совместное проживание.
Вы написали, что перемены с бабушкой произошли 2 года назад. Что случилось в жизни бабушки в тот момент? Что так повлияло на ее поведение? Вспомните, может это поможет вам принять ее поведение.
Вы можете попробовать наладить отношения с бабушкой – разговаривая с ней о ее прошлом. Проявите интерес к жизни бабушки. Заведите, например, привычку совместного чаепития. Возможно, бабушке не хватает внимания и поэтому она таким образом его получает.
Будьте готовы к тому, что бабушка будет постоянно рассказывать об одном и том же. Не отмахивайтесь от нее. Просто спокойно выслушивайте. Вам нужно всего лишь поддакивать и кивать. Вы можете в это время думать о чем-то своем. Бабушкам важна просто возможность выговориться.
Попробуйте просить бабушку о помощи в каких-то мелочах. Таким образом она будет чувствовать себя нужной и может станет спокойнее. Обязательно благодарите за всю ее помощь. Обсуждайте с ней какие-то бытовые проблемы. Советуйтесь. Вам не обязательно делать так, как скажет бабушка. Но ей будет приятно, что кому-то важно ее мнение.
То, что бабушка иногда что-то забывает – это нормально. У пожилых людей есть такая особенность, что они помнят до мелочей события своей молодости, но забывают то, что им говорили 10 минут назад. Это так сказать побочный эффект старости.
Представьте себе, что старческая память напоминает блокнот для записей. Блокнот уже исписан. Нет ни единой свободной строчки. И все, что сейчас происходит – просто некуда записать. Поэтому и не запоминается. Хотя кажется, что человек все внимательно и адекватно воспринимает и естественно должен помнить.
Возможно, именно поэтому бабушка объявила ваш розыск и вызвала участкового. Она могла просто забыть о том, что вы ее предупредили. Как и в других похожих случаях и ситуациях.
Подумайте о том, что пожилые люди начинают с возрастом и от болезней чувствовать свою беспомощность и от этого злятся. И это зло они выливают на окружающих. Подумайте о том, что это не бабушка кричит и ругается с Вами, а ее болезнь и беспомощность. Можете повторять это каждый раз мысленно, когда она будет ругаться с вами. Это будет вас отвлекать от ругани, и вы не будете так сильно включаться в этот процесс.
Так же в такие моменты уделяйте внимание своему дыханию. Старайтесь дышать глубоко. Или считать до 10, 20 или 100. Это так же переключает внимание, и вы не будете так остро реагировать на все, сказанное бабушкой.
С учетом того, что деваться вам некуда и нужно держаться за эту жилплощадь – попробуйте высказывания бабушки воспринимать абстрагированно. То есть – слушать, но не вникать и не впечатляться. Пусть бабуля говорит. Возможно, когда бабушка будет видеть, что вы не включаетесь в конфликт, у нее пропадет такой азарт цеплять вас.
То, что все отзываются о бабушке не очень хорошо – не должно быть для вас так важно. Если вы не собираетесь поместить ее в лечебницу - перестаньте искать подтверждение того, что бабушка невменяемая. Иначе вы себя так накрутите, что будет совершенно невыносимо и страшно находиться с ней на одной территории.
Попробуйте найти хорошее в своей бабушке. Она ведь на всегда была такой плохой и склочной. Возможно, ее есть за что поблагодарить. Когда вы будете относиться к бабушке без зла и страха, вы совершенно по-другому будете воспринимать ее поведение. А возможно, и поведение бабушки тоже немного изменится.
Подумайте о том, что и вы когда-то постареете. И вы ведь не знаете, какой старушкой будете вы. Постарайтесь относиться с пониманием и принятием возрастных изменений поведения вашей бабушки. Не циклитесь на своих обидах, раздражении и злости. Иначе вы себя сами доведете до нервного срыва.
Обиды старайтесь нейтрализовать. В интернете есть много способов, как это делать. Подберите именно то, что подойдет именно вам. Не копите зло, раздражение и обиды в себе.
Дайте себе срок – сколько вы должны еще потерпеть, пока у вас появится возможность съехать и жить отдельно от бабушки. Когда есть цель и срок – можно немного спокойнее к ней идти.
А возможно, вам и не захочется уезжать от бабушки, если у вас получится наладить отношения с ней. Возможно, она еще и помощницей-советчицей вашей будет.
Терпения вам, Кристина, и мудрости в принятии решений!