Как стать другом сестре?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Сестра двоюродная, но семьи общаются очень близко и по сей день. Каждые выходные в детстве проводили у них, как и лето. Она меня меня старше, и с самого детства ей говорили о том, что на ней лежит ответственность за меня и мои поступки. Кроме того, постоянно пытались меня ей навязать. Разница между нами 3 года. Подростковый период у нее наступил раньше, и я своим присутствием довольно сильно его ущемляла, как самим наличием меня в виде балласта, так и требованием внимания, поскольку мне было откровенно скучно. У нее был компьютер и свои дела в нем, свои друзья, я же, хоть и молча, но суетилась рядом. И мне кажется, что это ощущение балласта с нее так и не спало. Она многим делилась со мной в моем сознательном возрасте, и продолжает делать это до сих пор. Но в реальной жизни. И в этом одна из проблем. Она переехала в другой город, где начала жить сама. Через год я решила переехать к ней, это было связано с учебой, но и потому, что за этот год, (да и прошлые), я не знала и о малой доле вещей, которые с ней происходили. Мы не переписывались, не общались, не созванивались. Переехав, я могу ее слушать в жизни. Это радует меня. Но стоит ей уехать, как эта стена вновь возникает. Она пишет о своих переживаниях кому угодно, кроме меня. Может, в ее глазах я до сих пор ребенок? Так же на некоторые ее откровения, когда она просила совета, я отвечала честно и как думала сама. Но позже, осмысливая свои слова, я начинаю задумываться о том, что слишком прямо говорю свое мнение. И не вышло ли это мне боком? Пытаясь быть честной, могла ли я ранить ее и оттолкнуть еще больше? Может, я душу ее свои присутствием, и лишь больше доставляю ей неудобств? Я хочу стать ее другом, как все те, с кем она искренне делится не просто потому, что не рассказала в свое время. Может, это наш с ней вид взаимоотношений- писать друг другу тексты-эссе раз в пол года и считать, что выговорились и все в порядке? А может причина и во мне. Потому что что она, что моя лучшая подруга, на расстоянии теряет со мной то единство, что было. Пока мы рядом - все отлично, но стоит нам не видеться достаточно долго, как начинает пролегать пропасть.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Филина (Шаипова) Екатерина Борисовна.
Здравствуйте, Виктория! Как здорово иметь старшую сестру. Ведь наши родные-это особенные для нас люди.
Вы хотели бы стать лучшей подругой вашей сестре, хотели бы с ней сблизиться еще больше. Очень важно Вам для себя определить, что для Вас является дружба. Какие взаимоотношения Вам бы хотелось выстраивать со своей лучшей подругой (желательно продумывать абстрактный образ подруги, а не конкретного человека). Хорошо, если Вам удастся даже прописать ответы на эти вопросы. Продумать, прописать, какие отношения есть сейчас с сестрой, по каким пунктам, и как Вам хотелось бы их изменить?
А сейчас предлагаю вместе разобрать подробнее ситуацию и найти ответы на Ваши вопросы.
Дружба для каждого из нас - это источник счастья и радости от взаимного близкого общения с другом, от того, что есть взаимопонимание, общие интересы, жизненные ценности, доверие и принятие друг друга такими какие мы есть. Именно на эти «киты» опирается дружба между людьми. Виктория, из Вашего письма можно сделать вывод, что доверие между вами с сестрой есть, вы делитесь друг с другом чем-то сокровенным и важным, хоть это и не происходит регулярно. Проанализируйте, есть ли у вас общие интересы с сестрой и жизненные ценности, понимаете ли вы друг друга.
У вас есть небольшая разница в возрасте – 3 года. Но это только на первый взгляд небольшая. До Вашего подросткового возраста эта разница ощущалась очень серьезно. Представьте, Вы еще были на ступени «Детство», а сестра уже перешла на ступень «Подросток». Вы верно описали этот момент в своем письме. Виктория, так же Вы верно заметили, что, возможно, у сестры уже сложился определенное восприятия Вас, как «младшую», ведь много лет Вы именно эту роль и играли во взаимоотношениях с сестрой. Однако, с годами, разница в 3 года начинает исчезать, когда вы обе встаете примерно на одну ступень развития в жизни - «Взрослые», когда у вас появляются общие интересы и ценности, когда у вас совпадают жизненные этапы (такие как обучение профессии, выход на работу, появление своей семьи, детей). На сегодняшний день, у Вас идет этап становления, возможно, разница в возрасте все еще играет свою роль. Но это обязательно пройдет со временем. Обязательно продолжайте поддерживать отношения, несмотря на периодические «охлаждения» дружбы.
Что может помочь установить теплые дружеские отношения с сестрой. Хочу привести сравнение. Растение живет и цветет, когда мы его регулярно удобряем и поливаем, так и дружба крепнет, если мы уделяем другу свое время, регулярно проявляем свое внимание и не безразличие к его жизненным событиям, мыслям и интересам. Виктория, проявлять свое внимание можно по-разному: на встречах, с помощью писем или сообщений в мессенджере, можно звонить и интересоваться делами, что нового и интересного происходит, все ли хорошо, как прошла неделя. Важно порадоваться, если у сестры произошло что-то хорошее или поддержать, если возникли трудности. Если сестра спросит про Вас, обязательно будьте искренней и открытой в ответ.
Виктория, Вы пишете, что, возможно, обидели сестру, высказывая свое мнение. В этом случае Вы можете открыто спросить ее об этом. И если это действительно так, извиниться перед ней за резкость и в следующий раз быть аккуратной в разговорах. Ведь близких людей очень легко ранить.
Виктория, дружба-это выбор двоих, она подразумевает свободу выбора каждого из вас, с кем дружить, общаться, делиться чем-то сокровенным. Очень важно при поддержании дружеских отношений уважать свободу выбора сестры.
Виктория, Вам важно идти своим путем, не гонитесь только за сестрой, создавайте свой круг общения с теми людьми, кто близок Вам по духу, с кем у вас есть общие интересы, и Вы обязательно обнаружите тех, кому Вы можете доверять, кто Вас понимает и принимает такой какая Вы есть, отвечайте взаимностью Вашим друзьям, будьте открытой и искренней в общении. У Вас обязательно сложится крепкая дружба на долгие годы. Виктория, я Вам этого искренне желаю!