Как вести себя с бабушкой?

Вопрос психологу:
Когда мне было 5 лет, мама с папой развелись, и мама передала меня в руки бабушки и дедушки. Сама же строила свою личную жизнь. Отца я видела после этого раза 3. Лет до 14 отношения с бабушкой и дедом складывались хорошо, но потом что-то изменилось. Начались постоянные упреки в том, что я ленивая, сижу у них на шее, хотя они могли бы жить без меня припеваючи. За каждое опоздание домой объявлялся бойкот и мы могли не разговаривать по нескольку недель. Эти слова и действия меня задевали очень сильно, я начала прогуливать школу и нашла работу, но упреки на этом не закончились. И поэтому когда посыпались тройки я одумалась, и бросила работу. Закончив школу я поступила в институт и колкости от бабушки приобрели новые краски. Тут уже упоминалась и мама типа "будешь как мама всю жизнь уборщицей работать" и прочие очень обидные слова, вплоть до нецензурных выражений. Она вечно напоминает сколько денег на меня потратила и что за это я должна кланяться ей в ноги. Я очень благодарна им за воспитание и содержание меня. Мне осталось учиться 2,5 года, но я думаю, что не выдержу столько времени, зная какая я обуза. В последнее время мы общаемся, как на минном поле - не та интонация, плохо подобранное слово и все - скандал, разборки, оскорбления. Сейчас она меня посылает открытым текстом, говорит, что я грубая и неблагодарная, но при этом продолжает меня содержать. Пугает постоянно тем, что отправит жить к родителям и говорит, что если бы не они с дедом, была бы я девушкой легкого поведения. Я все понимаю, пожилые люди, которые устали от меня - груза, который они тащат уже 15 лет, но я не понимаю, как мне себя вести. Жить отдельно я не могу, нет дохода, родителям на меня наплевать. Меня очень напрягает данная ситуация и очередная стычка вызывает у меня такие чувства, что волком выть хочется, а то и вообще бросить все и уйти, чтобы прекратить это. Я не знаю, может дело действительно во мне и я на самом деле неблагодарная скотина? Они говорят, что любят меня и хотят для меня лучшего, но я ощущаю только материальную поддержку и моральное издевательство. Я очень ее люблю, но как с ней общаться ума не приложу.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Шиленкова Людмила Николаевна.
Татьяна, здравствуйте!
К сожалению, из вашего письма не ясно, как вы сейчас общаетесь с бабушкой, что говорите, как реагируете на ее упреки. Пытались ли вы сказать все прямо, как есть: что вы не понимаете, что между вами происходит, по какой причине изменилось к вам отношение? В конце концов, что осталось потерпеть 2,5 года, а потом вы пойдете работать?
Если поговорить прямо не получалось, то подумайте, что бы вы хотели честно и открыто сказать свой бабушке? Какие вопросы вы бы ей задали? О каких своих чувствах сообщили? Попробуйте сначала все записать, мысленно представляя, что все слова говорите бабушке.
Насколько я понимаю, все бросить и уйти у вас не получится – вам некуда идти. Если уйдете из института, где гарантия, что упреки закончатся? Может быть, напротив, их количество только увеличится? Поэтому сложившийся конфликт надо разрешать: надо прояснять, договариваться, совместно решать, как жить дальше.
Еще не вполне понятно, какова позиция дедушки? Он поддерживает бабушку, к ней присоединяется? Или вы можете обратиться к нему за помощью? Если второе, то расскажите ему все, как есть. Примерно так, как описывали в своем письме.
Ну и напоследок, в конфликте «отцов и детей» виноваты всегда старшие. На то они взрослее, чтобы вести себя более разумно. Наверное, это единственный вид конфликта, когда ответственность не делится между сторонами пополам. Вспоминается цитата классика: «мы в ответе за тех, кого приручили». Может, она в полной мере не относится к детско-родительским отношениям, но, на мой взгляд, емко описывает вашу ситуацию.
С уважением,
Людмила.