Я злюсь на своих родителей и сестру.

Вопрос психологу:
Доброго время суток. Я к своим 30 годам поняла что живу не так как мне этого хотелось. Читая книги по психологии, натыкаюсь часто на то, что надо искать проблемы в своем детстве. Так вот, я нашла фрагменты из своей детской жизни, которые могли повлиять на мою теперешнюю жизнь. У меня есть семья, есть работа которую я не очень люблю, а не люблю ее потому что она не приносит мне удовольствия, но так как более подходящей работы еще не нашла, так и плыву по течению которое меня не устраивает. А теперь подробней о моей работе:Я тренер по танцам, казалось бы что музыка, танцы, дети, свободный график, все это должно приносить мне радость, но нет(((. У меня в семье все танцоры. Мама, Папа 2 сестры и брат. Так как мои родители считали что я не смогу больше не чем зарабатывать на жизнь кроме танцев, я это приняла и стала Тренером. Но у нас среди сестер и брата пошло какое то внутреннее соперничество. Могу сразу сказать из всех нас четверых у меня быть тренером получается хуже всего. И у меня постоянное ощущение, как будто бы я изгой семьи, ну как говорится в семье не без уродов. Я это стало замечать в словах, в замечаниях или когда я пытаюсь выразить свою точку зрения по танцам, такое ощущение что меня в всерьез не воспринимают. Я устала быть такой, хочу как то все это изменить. И еще один момент. Наша старшая сестра погибла в автокатастрофе, пока она жила она среди нас была лидером и все с этим мерились. Она старше, опытней и этот вид деятельности у нее хорошо получался. Мы ее слушали, делали все что она скажет. Как только ее не стала, я как бы потеряла лидера. И поняла что нужно стать самой для себя лидером. Сначала все получалось, но потом все пошло как то не так. Были проблемы с мужем и у меня опустились руки совсем, младшая сестра была всегда во всем успешней меня. Она быстрей меня выскочила замуж. У нее раньше родился ребенок, у нее муж зарабатывает больше чем мой, работает она лучше чем я, она симпатичней меня, ее берут и отбирают на разных кастингах. В детстве как только я куда то пойду, ну например в модельное агенство, она шла со мной и ее выбирают а меня нет(((. Даже как то тетка одна моей маме сказала что младшая самая удачная из всех(((. Мне это было обидно и наверно до сих пор. Конечно звучит это как зависть. Но что мне с этим делать. Я не чувствую себя полноценной личностью и из-за этого у меня ничего не получается.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Геронимус Иван Александрович.
Здравствуйте, Ольга!
Сначала, попробую обобщить Ваше письмо, чтобы удостовериться, что я Вас правильно понял.
Вы пишите о том, что не вполне довольны ходом своей жизни (по крайней мере, профессиональной сферой) и часто не чувствуете себя полноценной личностью.
Вы связываете это с возникающим ощущением, что Вы изгой семьи, а также с тем, что младшая сестра Вам кажется более успешной, чем Вы.
Кроме того, Вы упомянули о трагической смерти Вашей старшей сестры, которая воспринималась Вами как лидер.
И Вы хотели бы изменить ситуацию, но пока нет точного представления как это сделать.
Поделюсь некоторыми возникшими у меня соображениями.
Во первых, судя по Вашему письму, Вы готовы тщательно исследовать свое прошлое (в том числе детскую жизнь), для того чтобы изменить настоящее.
Разобраться в причинах жизненных трудностей в прошлом может быть очень полезно (хотя, возможно, это проще сделать, в работе с психологом), но также важно понимать, как именно Вы хотите изменить свою жизнь сейчас.
Может быть полезно ответить себе на следующие вопросы:
- что должно измениться в Вашей жизни, чтобы Вы сделали для себя вывод, что проблемы решены?
- какой должна быть Ваша жизненная ситуация, чтобы она Вас устраивала?
- что должно измениться в Вас, чтобы укрепилось ощущение, что Вы полноценная личность?
- в каком случае Вы будете довольны собой?
Вы пишите о том, что сравниваете себя с сестрой и расстраиваетесь, так как она Вам кажется успешнее, чем Вы. С одной стороны, это естественно оценивать себя, сравнивая с окружающими. Но в таком подходе к оценке своих успехов таится и ловушка: всегда можно найти человека, который в чем-то нас успешнее, поэтому сколько бы мы не старались, мы никогда не будем довольны собой.
Психологи советуют другой подход: сравнивать себя с самой собой, но в прошлом: где мне удалось немного продвинуться, где нужно еще поработать над собой и т.д.
Это позволит отслеживать и продолжать работу над собой в желаемом направлении.
Вы пишите о том, что у Вас есть ощущение, что отношения в семье влияют на Вас (сложности в отношениях с другими членами семьи, ощущение, что Вас не воспринимают всерьез и др.). С одной стороны, это естественно: ведь эти переживания так или иначе были с Вами много лет. С другой стороны, у взрослого человека есть возможность психологически выйти за пределы своей семьи и строить свою самостоятельную жизнь.
Многие психологи считают, что для того, чтобы освободиться от влияния семейных отношений полезно разобраться в них. Для этого может быть полезна работа с психологом, но эту тему вряд ли можно обсуждать в формате "ответ на вопрос". Скорее, обсудить семейные отношения, можно в более длительной работе с психологом.
Ответить на вопрос о том, чего я хочу, разобраться с прошлыми переживаниями, начать жить, как хочется именно Вам и быть довольной собой - вполне возможно. Эти задачи можно решить самостоятельно, но, возможно быстрее и проще это сделать, работая с психологом.