Постоянные кошмары, что делать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Дария, я учусь в 11 классе. Вот уже, наверное, 3 месяца меня преследуют кошмары. Стабильно, минимум 4 раза в неделю. Очень часто одни и те же кошмары повторяются, но итог один: я просыпаюсь в холодном поту и мне не хватает воздуха. Чаще это сон, где меня запихивают в багажник, а рядом спиной по мне стоят люди и я понимаю, что если я крикну, то мне помогут. Но когда я хочу крикнуть, то не издаю никакого звука. Я пытаюсь, но все, что я могу делать, это шепотом произносить нечленораздельные звуки. Также, часто мне снится смерть моих близких. Одноклассники, близкие друзья, любимый человек. В последнем моем кошмаре мой лучший друг перевернулся в грузовике. Я видела все это и понимала, что могу оказать ему доврачебную скорую помощь и мне надо только успеть добежать до него. Но мои ноги немели и все, что я могла делать, это очень медленно передвигаться и смотреть, как он потихоньку умирает. У меня не было психологических травм не в детстве, не сейчас. Не курю, не пью, занимаюсь спортом. Из-за этих кошмаров не высыпаюсь, потому что после них очень тяжело заснуть, следовательно, постоянно напряжена и раздражительна. 11 класс и так большая психологическая нагрузка, но кошмары полностью меня ломают. Я читала, что если снится смерть какого-либо человека, то это хороший знак. Но с трудом верится, что такое количество смертей к чему-то хорошему. Однажды снился сон, где мой отчим хотел убить ребенка и заставлял меня помогать ему. Я отказалась и он сказал, что я буду помогать ему в следующий раз. Мой отчим - один из самых добрый людей и относится ко мне как отец. И вот он убивает ребенка и заставляет меня смотреть. Я в какой-то одежде, которая закрывает все тело, но когда я выхожу из той комнаты и переодеваюсь, то вижу, что все мое тело в крови. Меня очень пугают эти сны. Часто, после них просыпаюсь и обнаруживаю носовое кровотечение. Были сны, где я пыталась бежать от кого-то, но не знала от кого именно. Много раз снилось, как за мной кто-то охотился. Каждый раз мне удавалось уйти от погони, но это давалось мне очень тяжело. Сюжет бывает одинаковый, но люди чаще всего меняются. Теперь мне становится страшно засыпать, потому что кошмары эмоционально меня опустошают. И я понимаю, что пока я от них не избавлюсь, то я не смогу ничего нормально делать. Не концентрироваться, не учиться и тем более не сдавать экзамены. Подскажите, что делать. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Дария Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Дария!
Смею предположить, что сны связаны со страхом перед выбором своего жизненного пути! Вы сами пишите, что кошмары появились месяца 3 назад, т.е. в начале последнего года обучения в общеобразовательной школе. Вероятно, тема выбора профессии обсуждалась в школе и дома. Вы находитесь на переходе во взрослую, ответственную жизнь, в тоже время сны свидетельствуют, что Вам не дают права сделать свой выбор, т.е «…меня запихивают в багажник, а рядом спиной по мне стоят люди и я понимаю, что если я крикну, то мне помогут. Но когда я хочу крикнуть, то не издаю никакого звука. Я пытаюсь, но все, что я могу делать, это шепотом произносить нечленораздельные звуки.»
В реальной жизни Вы Дария боитесь или считаете бессмысленным настаивать на своём видении будущей жизни. Вероятно, на Вас давит сильный авторитет взрослых, которых Вы уважаете! Вам надо сказать в реальности о своих мечтах и желаниях, Вас обязательно услышат, ведь во сне Вы точно знаете, что Вам помогут, значит это подсказка подсознания о том, что надо сделать.
Вы пишите: «…часто мне снится смерть моих близких. Одноклассники, близкие друзья, любимый человек. В последнем моем кошмаре мой лучший друг перевернулся в грузовике. Я видела все это и понимала, что могу оказать ему доврачебную скорую помощь и мне надо только успеть добежать до него. Но мои ноги немели и все, что я могла делать, это очень медленно передвигаться и смотреть, как он потихоньку умирает». Это символ взросления: смерть юности и в связи с этим утрата (смерть) прежних отношений. Все близкие вместе с Вами как бы перерождаются и переходят в другое качество. Вы дорожите дружбой и тревожитесь, что она может быть разрушена из-за новой жизни по окончании школы.
Вы пишите: «….снился сон, где мой отчим хотел убить ребенка и заставлял меня помогать ему. Я отказалась и он сказал, что я буду помогать ему в следующий раз. Мой отчим - один из самых добрый людей и относится ко мне как отец. И вот он убивает ребенка и заставляет меня смотреть. Я в какой-то одежде, которая закрывает все тело, но когда я выхожу из той комнаты и переодеваюсь, то вижу, что все мое тело в крови».
Этот сон символически убивает в Вас ребёнка. Отец – это символ учителя, который показывает Вам Дария, как он понимает и видит этот переход к взрослости. Вы сопротивляетесь, т.к. боитесь взрослеть, брать на себя ответственность за будущее!
Вам Дария надо определиться с выбором профессии, и сконцентрировать свои усилия в этом направлении (уделять больше внимания тем предметам, которые являются профильными для дальнейшего поступления и обучения). Если ещё не определились, то сходите на консультацию к психологу или в центр занятости, там можно пройти батарею тестов по профориентации и выбрать специальность наиболее соответствующую Вашим наклонностям и способностям, что поможет в дальнейшем быть наиболее успешной в выбранном направлении!
Уверена, что кошмары пропадут, как только Вам станет ясно, что, как и для чего надо делать усилия в этом последнем школьном году Дария! Успехов!