После ограбления страшно боюсь одна ночевать дома.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 26 лет. Я замужем, есть дочь (1 год). Мой муж работает сутки через двое. То есть в определенные дни мне приходиться дома ночевать одной (с маленьким ребенком). Попробую объяснить суть проблемы. Я до 24 лет жила с родителями и сестрой в однокомнатной квартире. Привыкла к постоянному шуму. Никогда не ночевала одна. И вот я выхожу замуж, переезжаю в другой город, даже в другую страну. И сталкиваюсь с тем, что в определенные дни я ночую сама. Сначала было все терпимо. Я включала светильничек и через час засыпала спокойно. Потом я забеременела и стала спать еще лучше. Родила. Первые 3 месяца я вообще была рада поспать и мне было все равно одна я или нет. И вот год назад я просыпаюсь утром, а в нашей квартире все перевернуто вверх дном, все окна открыты. Пока я спала со своим маленьким ребенком и включенным светильником, к нам пролезли и лазили по квартире, украли ценные вещи. Я пережила такой шок, который не передать словами. Ведь я часто ночью вставала кормить ребенка и могла все это увидеть и услышать. Вот такой неприятный случай... поставили решетки на 2 окна (квартира съемная, не нам решать), на вторые 2 не поставили. И вот суть моей проблемы - с того самого дня вот уже как год я так и не смогла уснуть, когда я дома одна. Это уже сводит меня с ума. Я больше не чувствую себя безопасно дома. Днем все нормально, я спокойна. Правда когда прихожу с прогулки, то с опаской проверяю комнаты. Но когда приходит ночь... сердце учащенно бьется, меня бросает в пот... я не могу расслабиться и уснуть. Я сижу в кровати до 5 утра. И после уже от усталости засыпаю. В 7 утра просыпается ребенок и я с трудом встаю. Это приносит мне значительные трудности. В эти дни ночью у меня во всех комнатах горит свет, работает телевизор. От любого шума я вздрагиваю, мне кажется что кто-то уже ходит по квартире. Бывает страх настолько сильный, что я боюсь покинуть комнату и выйти в туалет. И так уже целый год. Муж не считает это проблемой и не хочет переехать в другую квартиру. Подскажите, пожалуйста, это психологическая проблема, над которой нужно поработать или это обычный страх после пережитого и со временем он пройдет? Я уже очень устала от постоянного стресса и недосыпа. Очень буду ждать ответ!
Автор вопроса: Ирина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Ирина!
Мне очень жаль, что вам пришлось пережить негативный опыт ограбления, который оставил свой след в вашей душе.
Но ваша ситуация измениться, если вы приложите к этому усилие.
Давайте начнем с того, что поразмышляем о природе самого страха. Что это за явление в нашей жизни?
Страх проявляет себя на уровне инстинктов, которые сигнализируют нам об опасности. То есть в страхе есть польза, он активизирует защитные функции организма и побуждает нас спасать свою жизнь. Но при этом, человек испытывает много негативных эмоций, которые ярко запечатлеваются в памяти и впоследствии напоминают о себе, как сигнал тревоги. Тревогу и страх человек может испытывать на том месте, где он пережил встречу с опасностью. И первый шаг, к тому, чтобы облегчить ваше страдание, это поменять квартиру, которая была ограблена. Думаю, вам следует убедить в этом своего мужа, ради вашего спокойствия. Чтобы страх впоследствии вас не преследовал, необходимо взять власть над ним. Ваши мысли способны «рисовать» различные картины в вашем воображении под воздействием страха, поэтому вы способны даже слышать мнимые шорохи и звуки, которых на самом деле нет. Вы должны научиться отслеживать свои мысли и вовремя пресекать размышления на эту тему. Давайте себе установки: « Я не хочу, и не буду думать о грабителях!»; «Я не боюсь оставаться одна в квартире, потому что уверена, что я в безопасности»; «Я буду спокойно спать, потому что уверена, что мне не грозит ничего плохого» и т.д.
Задайте себе несколько вопросов и озвучьте ответы на них:
1. Что я большего всего боюсь в момент ограбления?
2. Что я больше всего боюсь потерять: свою жизнь или имущество?
3. Что будет со мной, если нас вновь ограбят?
4. Как я могу себя обезопасить?
Отвечая на эти вопросы, постарайтесь пережить это состояние вновь и в своем воображении поищите выход из этой ситуации. Представьте себя смелой, решительной, способной дать отпор любому, кто покусится на вашу территорию. Зачеркните в своем воображении образ жертвы и дайте волю положительным эмоциям, которые наполнят вас верой в себя.
Второй способ, это взять чистый лист бумаги и цветные карандаши и нарисовать свой страх так, как вы его представляете. Потом дайте ему имя. После этого, обратитесь к нему, как к живому существу и повелите ему исчезнуть из вашей жизни. Ваш голос должен звучать твердо и уверенно. После, сожгите свой рисунок и в своем воображении поставьте точку в этой истории.
Ирина, на самом деле вы в силах контролировать свой страх. Перестаньте его бояться. Что может быть самое страшное в этой ситуации? Представьте себе. Теперь вообразите, как эта ситуация может закончится для вас хорошо ( например, грабители испугались и убежали), пофантазируйте и запомните те положительные эмоции, которые вы переживали в этой ситуации.
Ирина, я вам предложила простые упражнения, которые помогут вам взять страх под контроль. Для этого необходимо немного потрудиться. Я уверена, вы справитесь!
Если будут еще вопросы, пишите мне в скайп, буду рада вам помочь!