Постоянные страхи мешают жить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 20 лет и моя проблема такова, что я постоянно чего-то боюсь, и это очень мешает жить. Причем боюсь я различных мелочей, и когда я порой задумываюсь об этом, то понимаю, что это очень глупо, но ничего не могу с этим поделать. Например, я живу в общежитии и боюсь готовить на кухне. Я боюсь, что моя еда кому-то не понравится. Иногда я езжу домой, и мама мне дает с собой какую-либо еду, я приезжаю в общежитие и боюсь ее кому-нибудь показать, причем порой я сама не вижу на то причины. Я боюсь зайти с кем-то в магазин и купить то, что я хочу. Мне гораздо проще зайти в магазин одной и взять то, что мне нужно. В общении с людьми я больше слушаю, чем говорю, о себе я рассказываю мало, как правило, потому что боюсь, что человеку мои рассказы будут неинтересны. У меня был парень, и в отношениях с ним мои страхи мне очень мешали. Однажды мы пошли с ним гулять, на улице был дождь, и он попросил меня взять зонт, на что я ответила, что у меня нет зонта, так как боялась, что зонт ему не понравится. Мы встречались с ним около года, но за все это время я ни разу не включила при нем свою любимую музыку, я ни разу ему не готовила. Он не раз пытался познакомить меня со своими родителями и родственниками, но я настолько боялась, что постоянно придумывала какие-то отговорки. Я боялась сказать своей маме, что у меня появился парень, и она не знала об этом целый год. Когда мы ходили с парнем в магазин, и он спрашивал что купить, я говорила "не знаю". Когда я переехала к нему, я боялась даже привезти зубную щетку и чистить при нем зубы. В постели я также особо инициативы не проявляла. Спустя год он меня бросил. После этого я поняла, что у меня действительно проблемы. Я пыталась заставить себя смотреть в глаза своим страхам. Я пыталась делать то, что я боюсь, но это у меня не особо получалось. Когда я это делала, у меня начинали трястись руки, наступала тахикардия, и мне было тяжело сохранить невозмутимый вид. Эти страхи преследовали меня почти всю мою жизнь. Еще в детском саду, когда мы все хором пели какую-либо песню, я просто открывала рот и беззвучно проговаривала слова. В начальных классах на литературе, когда все активно обсуждали какое-либо произведение, я молчала. Несмотря на это, училась я всю жизнь на "отлично", все схватывала на лету. Сейчас я учусь на 3 курсе медицинского института, до сих пор боюсь поднимать руку, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы. Это меня очень гложет. Свои страхи я связываю с наследственностью, так как однажды при разговоре с мамой она сказала мне, что в моем возрасте была такой же и в ней до сих пор это чуть-чуть осталось. Помимо этого, в школе я связалась с не самой лучшей компанией, они постоянно обсуждали меня, мою одежду, они унижали мою семью, а я ничего не могла сказать в ответ и продолжала с этими людьми общаться. На настоящий момент я понимаю, что полноценной жизни у меня не получится, если я не справлюсь со своими страхами. Помогите мне, пожалуйста.
Автор вопроса: Александра Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Александра!
Давайте попробуем наметить пути решения проблемы страхов. Только наметить, т.к. в данном случае необходима работа с установками, которые формировались в течение предыдущего периода жизни и необходимо их изменить, а это работа не одной сессии.
Вы пишите про наследственность, ссылаясь на мамин пример. Мы наследуем от предков тип нервной системы, способы реагирования на раздражение. Это не мама была такой же, а Вы научились, от мамы всего боятся, скорее всего, ещё тогда, когда она была молода, а Вы были малышкой. Попробуйте спросить маму, как она изменила своё отношение к страхам, раз теперь она не такая?
Вы пишите: «….я постоянно чего-то боюсь, и это очень мешает жить.»
Вопрос: Что значит «мешает жить»? Что Вы чувствуете, когда не можете при всех купить что-то и т.д., кроме страха? Раньше Вы до разрыва с парнем считали это своей особенностью, раз не пытались что-либо изменить, значит, Вам эти страхи были зачем-то нужны? Что произойдёт, если Вы вдруг завтра перестанете бояться мнения окружающих о себе и своих поступках, действиях? Попробуйте представить себя уверенной в себе девушкой, которая знает, чего хочет от жизни? Как она ходит? Какая у неё осанка? И т.д. Вам нравится этот образ себя? Как мама отреагирует на такое Ваше изменение? Как Вы думаете она обрадуется или напротив, забеспокоится?
Вы пишите: «Несмотря на это, училась я всю жизнь на "отлично", все схватывала на лету.»
Вопрос: Вы обратили внимание, что Ваши страхи построены на вымышленных негативных сценариях, а в реальности всё с точностью наоборот?
Вы пишите: «Я пыталась заставить себя смотреть в глаза своим страхам. Я пыталась делать то, что я боюсь, но это у меня не особо получалось. Когда я это делала, у меня начинали трястись руки, наступала тахикардия, и мне было тяжело сохранить невозмутимый вид».
Вопрос: Если я буду смотреть страхам в глаза, то со мной скорее всего произойдёт тоже самое. Поэтому Вам не надо «преодолевать» страхи, а надо разобраться каким образом обыкновенное желание что-либо сделать в контакте с окружающими, превращается в страх.
Для этого, как только появляется желание, а вслед за ним мысль о том, что Вы боитесь это делать, просто спросите себя: «А что реально произойдёт, если я сделаю, то, что хочу?» Представьте, что Вы это сделали уже и что делали это будучи той уверенной в себе девушкой, которую уже представляли выше? Как то изменилось Ваше отношение к ситуации после того, что Вы проделали в своём воображении? Ваше состояние сопровождалось неприятными симптомами?
Отслеживайте свои негативные мысли и сопоставляйте их с реальными возможными последствиями своих действий. Веди Вы сами называете свои страхи глупыми, значит попробуйте проигрывать мысленно ту ситуацию, где Вы хотите что-либо сделать, как короткометражное кино с позитивным главным героем(ВЫ). Затем идите и делайте то, что хотите. Скорее всего, страх уменьшиться или исчезнет вовсе. Если этого не происходит, то проблему можно будет решить совместными усилиями со специалистом.
Александра, Вы пишите о периоде общения с теми, кто само- утверждался за Ваш счёт. Возможно Вы уже сделали вывод из той ситуации, что Вам необходимо общение с людьми с позитивными установками и взглядами на будущее.
Желаю Вам успехов Александра!