Социофобия. Возможно ли изменение моих убеждений?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня два вопроса о убеждениях. У меня социофобия с детства, страх критики и страх, что меня оценят негативно. Состояние тяжелое, в основном сижу дома. В добавок расстройство кишечника, в больнице поставили диагноз - синдром раздраженного кишечника и порекомендовали консультацию психиатра. Сейчас вот стою на учете в пнд и принимаю нейролептики - сонапакс уже не первый год. Еще сильная бессонница. Я уже работал с психотерапевтом и знаю о когнитивно- поведенческой терапии не понаслышке. Мы с ним составили список негативных убеждений (промежуточных, типа "долженствований", например "ко мне должны все хорошо относиться"), составили список рациональных убеждений, повторяю их + оспариваю старые убеждения. Все это длится уже около полугода. Да, в какие то из них я уже меньше верю. Стало полегче, прошла сильная усталость, усталость была такая, что кое как мог еду приготовить и вставал с утра весь "разбитый" и подавленный. Прошли головные боли. Но кишечник пока не пришел в норму, да и тревога еще есть, избегание продолжается, в основном никуда не выхожу. Я понимаю? что это зависит от моих убеждений и уверен, что я поправлюсь, когда изменю свои установки.
Вопрос: 1 Нормально ли, что так долго происходят изменения? Учитывая тот факт, что страхи и тревога по поводу, как меня оценят и критики у меня с детства. Еще есть тот факт, что поведенчески я мало преодолеваю, то есть хожу только в магазин, за квартиру заплатить, да к сестре изредка выбираюсь. Может это влияет. Продолжать ли мне работу? Хочу отметить, что все это я делаю мысленно, разные специалисты дают разные рекомендации, одни говорят можно мысленно, другие требуют, чтобы вели дневник мыслей, то есть письменно. Я по началу вел дневник, но просто надоело.
Вопрос 2: Вот есть глубинные убеждения о себе самом, например "я слабый". Возможно ли их изменить просто оспаривая и рационально рассуждая, как? например "долженствования" ( например "ко мне должны все хорошо относиться") или с ними не так все просто?
Автор вопроса: Алексей Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Буйлова Юлия Сергеевна.
Здравствуйте, Алексей! Начну отвечать по порядку на Ваши вопросы.
Вы задаете вопрос: нормально ли, что так долго происходят изменения? Учитывая, что многие симптомы у Вас с детства, то вполне нормально. Психологические изменения происходят так же постепенно как и физиологические в каком-то смысле. Чем чаще Вы будете "тренироваться", тем быстрее они наступят. Результат прямопропорционален вложенному труду. О каких-то конкретных сроках говорить не приходится, все очень индивидуально - кому-то требуется 2-3 года, кому-то 10-15 лет, чтобы произошли видимые изменения.
Второй Ваш вопрос действительно не так прост. Ведь, если бы все было так просто, то можно было бы внушить человеку (под гипнозом, например), что "он сильный", что "он не боится собак" или что-то в этом роде, и все было бы в порядке. Но нет, психика не так проста, более 100 лет назад было увлечение гипнозом и некоторые были уверенны, что это панацея, но, к сожалению, "излечение" было не полным, со временем симптомы возвращались или даже происходили ухудшения и врачи, психотерапевты, психологи и даже философы стали думать, как все же добиться улучшения состояния или излечения. В результате образовалось множество направлений в психологии и психотерапии (только официальных около 400!). И как найти тот подход, который поможет? Вопрос не из легких. Кто-то действует методом проб и ошибок, кто-то даже сам идет изучать психологию, кто-то увлекается самообразованием.
Лично я считаю, что в Вашем случае не достаточно просто сменить убеждение (установку), чтобы все изменилось и стало хорошо (но это лишь мое личное мнение). Для наилучшего результата, нужно постараться найти причину, по которой эта установка у Вас образовалась, причем это не одна причина, их может быть несколько. И когда эта причина(ы) вскроется, то тогда Вам самому станет легче выполнять те действия, которые Вам предлагает Ваш психотерапевт. Но здесь нужно сказать, что "учиться" общаться Вам все-таки придется, это умение не свалится с неба, но выполнять необходимые действия будет проще, это да.
В любом случае не бросайте работу над собой. Вы уже проделали достаточно большой путь и, как Вы сами говорите, результаты есть. И это очень хорошо! На пути к цели всегда есть разные ловушки и одна из таких ловушек - у меня все равно ничего не получится, все напрасно и т.д. - это неправда! Не попадайтесь в эту ловушку! Постарайтесь найти в себе ресурс, новые силы для того, чтобы продолжить путь и получить результат, которым Вы были бы довольны!