Боюсь детей и летнего лагеря.

Вопрос психологу:
Я боюсь детских летних лагерей.
В детстве я была очень неуверенной в себе и с лишним весом. Этого вполне достаточно, чтобы подвергаться нападкам сверстников. Когда мне было лет 12, мама отправила меня в летний лагерь. Я была взволнована, надеялась познакомиться там с интересными ребятами и девчонками. Но вышло все совсем не так.
Несколько девчонок с параллельного класса, причем самых отвязных. Лагерь был бесплатным и не престижным, поэтому все "лишние" дома дети попали туда. Много девочек, мало мальчиков. В конце концов надо мной стали издеваться, я почему-то не была приучена давать сдачи и просто плакала. Воспитатели и вожатые вообще меня не замечали, как будто я прозрачная. Никто не помог мне, а мне нужна была помощь. Но меня в принципе никто не защищал, поэтому я по привычке уходила в себя. Меня не приглашали нигде участвовать, я думаю, они даже не знали моего имени. На дискотеках, естественно, меня тоже никто не приглашал. Почти всегда я была одна и просто слонялась по лагерю. Территория была открыта, я подумывала сбежать оттуда. Потом я стала общаться с отрядом детей из детдома, что тоже очень не нравилось моим соседкам по комнате. В последний день одна самая агрессивная соседка испортила мои вещи. Я просила маму забрать меня, все бесполезно. Три недели ада.
Когда я думаю об этом, то фантазирую, как бы могла исправить ситуацию - дать отпор, уйти из лагеря, вынудить маму приехать за мной. И жалею, что даже не попыталась сделать хоть что-то. Хотя ничего уже не изменить, это было так давно. Перед активными, самоуверенными людьми я до сих пор тушуюсь, становлюсь более тихой как будто на контрасте.
От самого упоминания летнего лагеря я начинаю испытывать страх. Как отпустить ситуацию, не знаю. Это уже сказалось на моей карьере. Я училась на очном в педагогическом вузе, понадобилось пройти практику вожатой. Отказаться не получилось, и я сбежала на заочное, только бы не ехать на эту практику.
Детских коллективов я тоже опасаюсь, хотя не так сильно, т.к. это не закрытая территория лагеря.
Очень нужен совет.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Доброго времени, Анастасия! К сожалению, в лагерях по соц. путевкам бывают дети из не самых благополучных семей, которые повторяют модель поведения, усвоенную в своем ближайшем окружении. И то, что они получили в семье подобный опыт - это их беда, а не вина.
Вам не повезло.
Но не стоит жалеть сейчас о том, что Вы не сделали тогда - ведь в 12 лет Вы были растерянной, испуганной от напора, оскорблений и невнимания окружающих девочкой. Да и ваши обидчики тогда тоже были детьми. Да, жестокими, но не умеющими анализировать ситуацию так, как это умеют взрослые, следующими "стадному чувству".
Попробуйте посмотреть на эту ситуацию глазами взрослого человека, которым Вы являетесь сейчас.
К сожалению, в том лагере не нашлось чутких взрослых, способных оценить происходящее, отреагировать должным образом, поддержать Вас.
Сделайте сейчас это самостоятельно.
Попробуйте применить следующую технику.
Выберите время и место, когда Вам никто не будет мешать. Сядьте поудобнее, расслабьте тело, сделайте глубокий вдох и выдох.
Представьте себе часы, которые быстро идут против часовой стрелки. Они перемещают Вас, взрослую, в ваше прошлое. Перед Вами мелькают люди, с которыми Вы общались последнее время, события, которые происходили в вашей жизни месяц, год, несколько лет назад. И часы возвращают Вас к той 12-летней девочке, которая бродит одна по территории лагеря. Посмотрите, какая она? Что она чувствует сейчас? Возьмите ее за руку. Скажите этой девочке все, что хотите сказать. Расспросите ее о том, чего ей не хватает, о том, что ей хочется. Поддержите ее. Скажите, что она ни в чем не виновата.
Посмотрите ей в глаза, приобнимите ее за плечи и скажите: "Я тебя очень люблю. Я защищаю тебя. Я рядом". Пусть она знает, что Вы всегда можете прийти к ней на помощь. Почувствуйте внутри себя любовь в виде светящегося шара, как часть этого света передается девочке, окутывает ее со всех сторон.
Подарите ей что-нибудь, что поднимет ее настроение - игрушку, красивое платье.
После этого сделайте глубокий вдох и выдох и вернитесь в свое настоящее. Откройте глаза.
Анастасия, теперь давайте продумаем, как Вам преодолеть нынешние страхи.
По тем или иным причинам, Вы выбрали себе профессию, которая связана с постоянным взаимодействием с детьми.
И, как Вы уже заметили, ваши страхи мешают вашей карьере.
Задумайтесь, скольким детям нужна поддержка взрослых. Сколько детей не уверены в себе, сколько так же, как и Вы когда-то, боятся неодобрения сверстников.
Вам уже пришлось столкнуться с равнодушием педагогов и Вы знаете, как это неприятно, когда не к кому, в отсутствие родителей, обратиться за помощью. И с этим опытом Вы можете понять детей, возможно лучше, чем те, у кого данного опыта не было. Попробуйте слышать переживания детей, с которыми работаете, говорить о них, поддерживать. Такие педагоги - на вес золота.
Так же, Вы знаете, как события, произошедшие в детстве, могут влиять на взрослую жизнь. Но эти события могут быть не только негативными, но и положительными! Подумайте, возможно, вовремя сказанные Вами слова поддержки, оказанная помощь, откровенный разговор запомнятся ребенку на всю жизнь. Вас будут вспоминать с благодарностью через годы, десятки лет.
Возможно, сейчас Вам тяжело это осознать, но и тем детям, которые травили Вас, тоже нужна была помощь чуткого взрослого в свое время. Слова, которые могли бы помочь им посмотреть на мир иначе, показать, что в поддержке более беззащитного ровесника нет ничего плохого, это вовсе не является проявлением слабости, а наоборот - проявление внутренней силы. С ними рядом тоже такого взрослого не оказалось.
И сейчас Вы можете стать именно таким педагогом - неравнодушным к проблемам детей. И очень важно тут рассматривать детей не только, как коллектив, но и каждого ребенка, как отдельную личность, к которой нужен свой подход.
Анастасия, я очень рекомендую Вам выбрать лагерь - самостоятельно, без всяких направлений для прохождения практики. Хороший лагерь, где в первую очередь, уделяется внимание потребностям отдыхающих там детей и адекватное отношение к работающим специалистам. Часто это можно понять, уже просмотрев сайт лагеря и поговорив с руководством. Наметьте себе лагерь для работы там в должности вожатой на удобный Вам период. Пусть это даже будет для начала всего лишь неделя (хотя есть и смены выходного дня).
К сожалению, не знаю, в каком населенном пункте Вы находитесь. Если это крупный город, то, скорее всего, там есть Школа вожатых, и не одна. Некоторые Школы вожатых абсолютно бесплатны - информации о них в интернете немало. И если у Вас есть возможность записаться туда - сделайте это. Доброжелательная атмосфера, которая обычно царит в подобных школах, командные игры, которым там обучают, практические задания помогут Вам чувствовать себя более уверенно.
А работа в выбранном Вами лагере поможет осознать свой статус взрослого человека, авторитет, ваши возможности для поддержки детей.
Если Вы поставите себе цель преодолеть ваши страхи и будете действовать - сможете освободиться от внутренних блоков и ничто не помешает вашей карьере.
Удачи Вам!
С уважением,
Виктория.