ОКР, тревожность, мнительность, страх причинения вреда ребенку.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 22 года, замужем, есть сын 3 года. Работаю сама на себя, открыла свой сайт (интернет магазин). После родов, я заметила что у меня появился страх причинения вреда своему ребенку, нежелательный образ и мучительные мысли стали меня одолевать, но именно в какой то критичной как я думала ситуации, когда кормила были мысли закрыть носик, когда купала были мысли утопить, какой то раз я себя даже по лицу ударила я не понимала что происходит. Потом как то это все само рассеялось, мысли были при купании только но я сразу переключалась на что то другое, дальше сыночка рос все было хорошо, не могу вспомнить но по моему были эти навязчивости но я как то могла побороть даже не побороть я уже перестала думать об этом. А пол года назад, у меня вдруг дико разболелась голова, настолько сильно что я уснуть не могла. Это продолжалось 4 дня, все эти дни я просто лежала с ужасной пульсирующей болью в затылке, мама мне вызвала терапевта на дом, мы ей сразу сказали что ни одна таблетка мне не помогла, она поставила укол какой то и сказала на след.день придти. На следующий день мне было тоже плохо, но вдруг я сама как то поняла что мне нужно к неврологу. К неврологу я записалась платному, и вот этот самый момент с чего все началось. С работы пришел муж, стоял умывался и вдруг стоя рядом с ним моментально пронеслась мысль что я должна буду рассказать неврологу о навязчивостях, и тут понёсся кошмар, я испытала дикую Паническую атаку. А когда она закончилась, я была в шоке и не могла понять что это было. Естественно когда я к ней пришла (до сих пор не понимаю зачем) если я ей не рассказала об страхах причинения вреда, она меня направила на щитовидку узи, на шею снимки. Нашли только шейный остеохондроз. Дальше я как все видимо залезла в интернет и понеслась, я прочитала про шизофрению и дико стала её бояться, все переживания пошли именно услышав симптомы этой ужасной болезни. У меня все обрушилось, я от этой мысли что у меня может быть такое бросила свое дело, не занималась с сыночком я была в отчаянии. Я достала всех, маму, мужа. И когда я дальше стала копаться в себе в симптомах, то многое вспомнила. У меня было такое в лет 14-15 что когда я была у братика маленького в гостях стояли на балконе и вдруг я подумала что я могу его скинуть, у меня пронесся образ как он упал. Но я это быстро забыла, не предала значения, далее мне было лет может 7-8 и было за всю жизнь пока я была маленькой раза 2-3 что перед сном закрытыми глазами мне казалось что предметы в комнате увеличиваются в круг и потом сужаются, и я в этот момент не могла уснуть от того что мне было страшно я уже маленькая не понимала что это было, сейчас я прочла что это были эпизодические единичные галлюцинации, что они и бывают 2-3 раза за жизнь, далее сразу скажу с САМОГО ДЕТСТВА с лет 8 я всю жизнь КАЖДЫЙ ДЕНЬ плакала плакала из-за отца, у нас УЖАСНЫЕ отношения, мне запрещали ВСЕ (я пела, была солисткой с 1 по 9 класс в группе, после школы записывала свои песни,хотела стать певицей) но потом все рассеялось, я выросла и поняла что у меня заниженная самооценка, я не знаю что такое мужская любовь, первый молодой человек мне изменял, второго я дождалась он ушел к моей подруге, сейчас живу с мужем он меня не любит часто орёт на меня, нервничает, я понимаю что я так устала, я всю жизнь с детства плакала и не понимала за что мне это, хотела быть любимой. Дальше я начитавшись про симптомы шизофрении начала находить все симптомы, например боковым зрением часто начала видеть какие-то блики, или тень проскочила или еще что то, поворачиваюсь и уже нет, было пару раз что как будто мама меня позвала прям отчётливо слышала и пошла спросить что она хотела, один раз она сказала что сейчас обо мне просто подумала в тот момент когда мне показалось что она позвала меня, далее у меня всю беременность было чувство да я была уверенна в этом когда я ложилась спать я постоянно чувствовала как будто меня кто то по голове гладит, сразу скажу еще я верующий человек естественно я считала что это может бабушка или дедушка которые радуются что я жду малыша, но я сразу скажу что я не чувствовала именно руки а как бы просто задевание было по волосам, сейчас же что происходит со мной, я постоянно коверкаю слова, не помню что было вчера но помню что было давно, может в письме заметили но в разговоре люди часто замечают что я перескакиваю с одной темы на другую, иногда путаю слова когда говорю потом себя поправляю, могу сказать мужу: Ты виделА? Или ты смотрелА? Я мнительная, и не уверенная в себе это точно, но я так устала сомневаться, боюсь идти к психологу я боюсь психологических заболеваний, я даже готова была смерится со всем что происходит кроме навязчивости об ребенке это самое ужасное! Потому что я этого не хочу, мне страшно я стала замечать что когда пишу иногда могу пропустить букву или не ту написать, память ухудшилась, я не знаю как мне дальше жить....помогите пожалуйста, вот я описала весь набор симптомов, скажите на что это похоже :((((((((( но скажите правду пожалуйста, я каждый день прохожу по 100 тестов на шизу на картинки, маску смотрела определение шизы, все говорит что норма, на раздвоение личности тоже, еще не сказала что у меня всю жизнь музыка в голове но мне никак не мешает потому что эта та которая мне нравится, и я думала просто что я писала музыку была творческой личностью писала песни может по этому, и еще говорю сама с собой но не на людях, если на людях то про себя думаю рассуждаю какие то ситуации как я скажу человеку что он ответит, а когда одна дома могу вслух ходить рассуждать.... Я жду вашего ответа...
Автор вопроса: Марина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Добрый вечер, Марина.
Вы достаточно четко подметили, что навязчивые идеи причинить вред Вашему ребенку или ранее (в подростковом возрасте) брату носят обсессивно – компульсивный характер. В Вашем случае, навязчивые идеи носят в большей степени обсессивный характер. Дело в том, что в психиатрии не описана точная этиология возникновения данного вида расстройства (я бы назвал - невроза), так как существует несколько теорий. Во-первых, Вы указываете, что в подростковом возрасте (в 15 лет) была мысль «а что будет, если сбросить брата с балкона». Причиной тому мог послужить гормональный дисбаланс (в связи с переходным возрастом). С 18 до 22 лет, также мог возникнуть данный дисбаланс в следствии Вашей беременности, в ходе которой изменяется работа нейромедиаторов. Также это могло быть спровоцировано послеродовой депрессией или чисто психоаналитическими факторами (к примеру, в 15 лет желая нанести вред своему брату Вы в большей степени хотели получить дополнительное внимание со стороны Ваших родных и близких, дабы вся их любовь принадлежала не брату, а Вам). Существуют также, чисто биологические теории. Поэтому уместно задать Вам вопрос: Кто-нибудь из Ваших родных и близких в каком-либо поколении страдал от психических расстройств? Пила или курила ли мать во время беременности? Болела ли Ваша мама чем-либо во время беременности?
Однако, учитывайте тот факт, что данные навязчивые идеи, носят лишь характер идей и не выражаются в реальном причинении вреда ребенку. Дело в том, что у молодых матерей (тем более в 22 года) могут возникать негативные эмоции по отношению к своим детям, в силу того, что ухаживание за ребенком – это большой труд. В этой ситуации главное не «накручивать» себя мыслями о том, что Вы плохая мать из-за того, что у Вас появляются такие мысли. Так как Вы себя только больше «загоняете в угол», пытаясь отгородиться от ребенка, пытаетесь таким образом уберечь его от себя самой. Но помните о том, что ребенку ведь необходим эмоциональный контакт с матерью.
Что делать?
1) Рекомендуется в этой ситуации подойти к ребенку (и, если он на самом деле вам дорог) обнять его и сказать, что никогда его не обидите и будете всегда с ним. Возможно он не все поймет, что вы сказали, но он это почувствует.
2) Кушайте больше продукты (которые содержат серотонин), а именно рыбу, печень, грибы, сыр, бананы, орехи, бобовые продукты, другие овощи и фрукты; черный шоколад.
3) Соблюдайте режим питания, сна, бодрствования. Спите по 7-8 часов.
4) Занимайтесь спортом по мере возможности (хорошо помогает бег, плаванье и другая аэробная нагрузка; закаливание).
5) Посетите врача-психотерапевта, либо психолога, который специализируется на когнитивно-поведенческом подходе.
6) Больше бывайте на свету, свежем воздухе – это способствует вырабатыванию серотонина.
7) Своевременно лечите другие заболевания.
8) Избегайте употребления алкоголя и курения.
9) Если симптомы ОКР (по частоте своего проявления) не уменьшаются в течении 3 – 4 недель после соблюдения вышеизложенных рекомендаций, рекомендуется обратиться к врачу-психиатру.
Голова Вам болела 4 дня по всей видимости, как уже выяснили врачи, из-за шейного остеохондроза. Испытали «дикую паническую атаку», так как боялись, что Вам поставят тот или иной диагноз психического расстройства. Поэтому, подобное волнение вполне оправданно.
Шизофрении, по Вашему описанию, я у Вас НЕ вижу. Скорее из-за излишней мнительности и эмоциональности Вы развили в себе «синдром студента-медика 3 курса». Как Вы поняли из названия, такое часто встречается как у врачей, так и у психологов. Когда, тот или иной студент находит в себе симптомы разных заболеваний, а на самом деле заболевания то отсутствуют.
Вы пишите, что в 7-8 лет Вам «казалось, что предметы в комнате увеличиваются в круг и потом сужаются и я в этот момент не могла уснуть от того что мне было страшно я уже маленькая не понимала, что это было». Так Вам «казалось» или Вы реально глазами видели, что предметы сами по себе «увеличиваются в круг и потом сужаются»? Это очень важно. Если казалось – то это проявление Вашей впечатлительности, возможно после просмотра того или иного фильма ужасов, если же Вы видели и ощущали реальное движение тел в комнате, то это признак, того, что Вам следует обратиться к врачу – психиатру.
Далее Вы указываете, что у Вас были плохие отношения с отцом. Вы занимались долгое время пением и хотели стать певицей. Но потом поняли, что у Вас заниженная самооценка… а как Вы это поняли? Пишите, что не знаете, что такое «мужская любовь», живете с мужем, которого не любите, при этом который на вас часто «орет и нервничает». Но как же Вы выходили замуж, не по любви ли? А от кого ребенок?
«Было пару раз что как будто мама меня позвала прям отчётливо слышала и пошла спросить, что она хотела, один раз она сказала, что сейчас обо мне просто подумала в тот момент, когда мне показалось что она позвала меня».
Я не буду писать здесь псевдонаучные вещи о телепатии, но такое вполне могло произойти. Видимо Вы очень хорошо эмоционально чувствуете и понимаете свою маму.
«Боковым зрением часто начала видеть какие-то блики». – Тут сложно сказать, но думаю, что это просто были блики.
«У меня всю беременность было чувство, да я была уверенна в этом когда я ложилась спать я постоянно чувствовала, как будто меня кто-то по голове гладит». Опишите, насколько реально Вы это ощущали и чувствовали. Или Вам просто казалось или хотелось, чтобы «это была бабушка или дедушка которые, радуются, что Вы ждете малыша»?
«В разговоре люди часто замечают, что я перескакиваю с одной темы на другую, иногда путаю слова, когда говорю потом себя поправляю». – Да, небольшая скачка идей наблюдается, но я думаю, что это в пределах нормы, так как Вы пишите достаточно эмоционально, возможно находитесь в состоянии тревоги. Или это просто Ваши особенности темперамента.
Бояться психологических (поправлю: психических) заболеваний не стоит, так как Вы только больше нагнетаете на себя негативные и стресс содержащие эмоции и чувства. То есть, Вам необходимо успокоиться. Так как я НЕ вижу у Вас серьезных психических отклонений. Вы достаточно аргументированно и связанно высказываете свои мысли.
«Музыка играет в голове» скорей всего вследствие того, что Вы долго занимались музыкой. Причем заметьте, играет именно та музыка, которая Вам нравится. Это норма, а если более точно – это показатель развитости музыкального интеллекта по Говарду Гарднеру. Очень важно здесь уметь отличать музыку, которая играет внутри мышления и ту музыку, которую Вы ушами реально слышите, а по факту она не играет. Если у Вас второй случай – обратитесь к врачу-психиатру (так как это слуховые галлюцинации), если первый случай – то это норма. Обсуждения «вслух» относятся к этому же явлению. Если у Вас присутствует внутренний диалог, то это есть ничто иное как внутренняя речь или по факту мышление. Если же Вы слышите голоса, то это другой разговор. Общение с самим собой вне людей, встречается у многих людей у которых оказывается ведущей аудиальная репрезентативная система. Некоторые люди, так учат к примеру стихи, и не могут «учить про себя». И в этом случае «разговор с самим собой» - это норма.
Возникнут вопросы – обращайтесь.
Всего доброго.