Навязчивый страх за жизнь дочери.

Вопрос психологу:
Знаю, тема не нова. Я уже искала в сети информацию, нашла похожий случай на одном форуме, в ответ на который психолог посоветовал упражнения типа "спойте ваш страх". Я не считаю это решением проблемы, тем более причину ее я примерно знаю.
Я расскажу о себе: Я с детства довольно мнительный человек. У меня есть эмоциональная сестра, склонная к истерикам, которая в детстве меня подавляла. Мы абсолютно разные люди (разница 7 лет) и так вышло, что мне, младшей, все время доставалось. Она давила на меня, врала о моих поступках родителям, чтобы выгородить себя, эмоционально шантажировала, заставляя бояться за ее жизнь (например, "если ты не зайдешь домой, то я прыгну с балкона). Я была мелкая и всему верила, хотя с ее стороны это было чистое хулиганство. Родители ругали ее за подобные поступки, но об их большинстве просто не знали, т.к. работали оба, а за мной присматривала сестра.
Сейчас мне 29 лет, у меня хороший муж и трехлетний ребенок. Я очень долго решалась на ребенка, он очень желанный.
Года полтора назад в нашем городе в одной семье трагически погибла двухлетняя девочка, а мне - просто снесло крышу на фоне этого случая.
Девочку ударило током прямо от раковины на кухне из-за ошибки электрика (или из-за махинаций соседей с электричеством). Ее мать до мельчайших подробностей написала все в группе в соц. сети, включая свои переживания (может ей так было легче, я не осуждаю ни в коем случае), но у меня сложилось впечатление, что я была на той дурацкой кухне и как-то к этому причастна, не в плане вины, а дело в том, что пару недель до этого я, гуляя со своей дочкой по набережной, случайно пересеклась с этой семьей. Такие счастливые родители, их красивая дочурка подошла к моей, они щупали друг другу носы, по-детски изучали друг друг друга. И тут этот случай, и я сама лично целый год периодически впадала в депрессию, плакала перед сном и боялась за свою дочь. И этот страх меня не отпускает до сих пор. Кто-то боится, что ребенок подавится, упадет, что его обидят на площадке, что его украдут. У меня таких страхов никогда не было. Я боюсь рокового случая, как с этой девочкой, когда от родителей ничего не зависело. Теперь периодически эта тема всплывает повсюду, в фильмах. Недавно вышел в прокат фильм Прибытие, по сюжету которого главная героиня теряет дочь из-за редкой болезни. А у меня снова приступы страха. Я безумно боюсь даже писать об этом, озвучивать эти мысли любым образом, не говоря уже о том, чтобы "спеть". У меня получается отогнать страх разными способами (я представляю будущее своей дочери, как она поступает в институт, выходит замуж, т.к. я боюсь за нее именно в период взросления), но он все равно возвращается стоит увидеть какой-нибудь фильм или прочитать историю. Я боюсь, что со своей мнительностью напрограммирую себе какой-нибудь ерунды.
Автор вопроса: Инна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Корнилова Ирина.
Инна, здравствуйте! Вы действительно серьезно подошли к изучению своей проблемы. Вы правы, корни мнительности и фобий часто кроются в детстве. И у вас была почва для того, чтобы стать особо чувствительной.
У вас развитое воображение и в подсознании с детства накопилось множество страхов, которые вы подавляли. Теперь на любой подходящий стимул вы автоматически выдаете реакцию страха, переживая сильные эмоции, которые возникли с прошлыми страхами. Физиологически это выглядит так - при определенных стимулах в мозге активируется цепочка нейронов, которая сформировалась под влиянием других пугающих событий (как будто гирлянда загорается, если нажимаете на кнопку).
Вам нужна длительная работа с психотерапевтом, который поможет вам "прожить" все ваши страхи, пройти через все разрушительные эмоции и выработать новый алгоритм поведения и ощущений на те стимулы, которые вас пугают (сформировать новую цепочку нейронов, которые будут активны на эти стимулы). Самостоятельно с такой задачей справиться очень сложно, так как вы включены в эти страхи и не можете в такие моменты рационально мыслить. Нужна помощь специалиста извне.
Но вы , конечно же, можете попробовать самостоятельно поработать над собой. Алгоритм избавления от страхов примерно такой:
- 1- вы осознаете свой страх, принимаете тот факт, что он есть и вам мешает ( это шаг вы сделали)
- 2- вы анализируете природу и корни своего страха - смотрите есть ли реальная почва для того, чтобы бояться?
- 3- если вы понимаете , что страх этот обоснован, то начинайте разрабатывать меры, чтобы предотвратить нежелательное развитие событий.
-4- если вы осознаете, что страх ваш в данный момент не имеет под собой объективной причины в реальной жизни, а это лишь отголосок того, что вы когда-то пережили или навоображали себе под влиянием фильмов или рассказов, то все, что вам нужно - это выплеснуть негативные эмоции и адреналин, который вырабатывается в момент страха.
Вам могут помочь арттерапия (с помощью красок вы переносите на бумагу свои чувства, избавляя от них свое сознание). Ещё вам помогут регулярные занятия дыхательной гимнастикой , направленной на релаксацию -например, вдох носом на 1-2-3-4 и медленный полный выдох ртом на 1-2-3-4-5-6-7-8. В йоге много таких упражнений.
Помогут вам и физические упражнения и прогулка на свежем воздухе в быстром темпе не менее 30 минут.
Главное - снизить активность симпатической нервной системы, которая участвует в реакциях страха. И после успокоение перевести свои мысли в рациональное русло, напомнив себе, что этот страх - результат психологических эффектов и негативного опыта из прошлого, а не реакция на текущую ситуацию.
Это всё гигиенические меры, которые помогут успокоиться и постепенно учиться реагировать не эмоционально , а рационально. Но эффективно искоренить ваши страхи все же поможет вам серьезная работа с психотерапевтом.