Как справиться со страхом смерти?

Вопрос психологу:
Я не атеист, но в последнее время не дает покоя страх смерти. Мне 21 год и пугает меня больше не конец жизни скорее всего, а бессмысленность всего происходящего во всей Вселенной, когда люди рождаются и умирают и все забывают их. Но не в этом суть. Сам страх навязчив и начался после недавно перенесенной операции на позвоночник (за несколько минут до наркоза была навязчивая мысль о смерти, о том что возможно умереть под наркозом и даже не понять, что умер, так и канув в вероятное небытие). Обычно я справляюсь с подобным страхом некоторыми рассуждениям (например о том, что жизнь каждого прожитого человека это часть вечности уже сама по себе). Но сам страх панический и не дает собраться с силами (я творческий человек). Сама мысль о смерти, о том, что время вероятно пролетит незаметно и что, возможно, останутся лишь сожаления о людях, которые останутся в прошлом и о родных, которым также суждено умереть. Все доходит до того, что хочется наложить на себя руки как бы глупо это не было. Вероятно такая навязчивая фобия проистекает из депрессии, но как с ней справиться. Я не живу, а существую. Не могу наслаждаться жизнью и радоваться ей. Я не знаю, что именно скрыто за этой фобией. Вероятно что не сам страх смерти, а что-то другое, но это отравляет всю жизнь, когда живешь с осознанием того, что мол и это пройдет и канет в небытие (и не испытываешь радости). Порой это доходит до того, что по ночам не могу уснуть и просто нахожусь в каком-то истерическом состоянии (сожалениях о том что прошло и пройдет в будущем). Не осталось той наивности, которая бывает в 17 лет, уже не так сильно прикипаю к новым людям, с которыми сталкивает жизнь. Понимаю, что слишком рано задумываюсь о смерти, но прошу помощи.
В религии придерживаюсь точек зрения христианства и буддизма. Не верю в Ад и Рай. Только в реинкарнации, при которых полностью стирается память о старых жизнях.
Мечта/цель: стать писателем (уже имеется ряд крупных наград).
Но сама фобия смерти рушит эту мечту, делает меня циничным и порой доходит до того, что приношу боль окружающим людям, а потом сожалею о том, что сделал так. Как замкнутый круг. Запутался в себе.
Автор вопроса: Павел Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Павел.
Давайте сразу оговоримся:
В принципе, страх покинуть этот мир - абсолютно нормальное явление для простых , не отягощённых философскими изысками, людей.
Это неважно, сколько Вы знаете, какая у Вас информация, насколько широк кругозор по теме "переход из одного состояния в другое")))). Философию знания не выстраивают. Философия - образ жизни, образ и способ мышления, способ восприятия всего того, что мы видим, слышим, ощущаем.
Многие медики, имеющие дело со смертью, "встречающиеся" с ней почти каждый день, тем не менее, не могут похвастать равнодушным отношением к этому! А ведь это - профессионалы.
Тайна! В смерти есть тайна, до сих пор никем не разгаданная. И НИКТО точно нам не сказал, а что там, за "гранью"? Куда всё уходит? Нет ответа.
Теорий, концепций, предположений - масса. Но в этом-то всё и дело. Уж слишком их много. И слишком большой спектр теорий - выбирай любую. И поэтому, ни одна особого доверия не вызывает.
Первая причина фобии - неизвестность. Никто ничего не знает! Мы всегда насторожено относимся к тому, что для нас тайна, неизвестность. А самого неизвестного мы реально побаиваемся!
Мы боимся войны, инопланетных захватчиков, вирусов и болезней. Боимся, несмотря на то, что информации по любому из этих вопросов у нас много.
А вот о смерти, кроме того, что есть определённая "процедура" и последующие , весьма неприятные, но почему-то обязательные, ритуалы, мы не знаем практически НИ-ЧЕ-ГО.
Никто не хочет согласиться с тем, что конец нашего существования на физиологическом уровне = концу существования вообще!!! Мы надеемся, что душа бессмертна, сознание каким-то образом продолжает свой "путь", что есть тот самый , волшебный "свет в конце тоннеля". Но никаких гарантий нам никто ещё не дал!
Раз тайна, раз слишком мало подтверждённой инфы, то и контролировать всё, что связано с процессом смерти и последующими событиями, у нас возможности нет.
Потеря контроля для нас - весьма важное основание для страха. Мы всегда будем стремится контролировать всё, что так или иначе связано с нашей жизнью.
А тут мы не можем контролировать ни сам момент, ни время его прихода, ни то, что собственно после.
Прибавьте к этому буйство невротической фантазии и вот оно - состояние паники, гипербола эмоционального всплеска, острота и болезненность.
Причинами страха смерти в сознательном возрасте ещё могут быть боязнь болевых ощущений и того, что часто предшествует и сопровождает смерть: болезни, мучения, страдания, беспомощность, старость, одряхление и т.д.
Тут как раз виновата информация: слишком уж много горя вокруг, много смерти в самом разном виде, со всех сторон.
Есть ещё и страх за родственников. "Все умрут" - мысль, с которой очень трудно примириться!!!
Я уже сказал волшебное слово "невроз"?
Это , скорее всего, именно он. Липкое, неприятное, болезненное состояние, связанное с определёнными психо-физиологическими реакциями на определённые обстоятельства жизни.
Мы выбрали определённую жизненную стратегию. (У каждого есть стратегия.)
Мы стараемся эту стратегию реализовать.
И когда мы сталкиваемся с препятствиями на пути реализации стратегии, то реагируем. Если препятствие сложное, непреодолимое, да ещё и объективно неотвратимо (бессмертных людей нет!), то нам надо как-то "вписать" это в свою жизненную концепцию.
И иногда это сделать очень трудно. Или невозможно. И смириться с этим тоже невозможно. Возникает некий внутренний конфликт, который и является почвой для невроза.
Что делать?
1. Если форма переживаний острая, то врачи Вам в помощь. Простая медикаментозная терапия в виде специально подобранного курса лёгкий успокоительных.
2. Консультации с ХОРОШИМИ психологами. Надо выговариваться. И желательно не просто в "свободные уши", а профессионалам, которые умеют слушать и слышать. Задача - понять основы страха, причины, пусковые механизмы, + снять чрезмерное напряжение, а оно уже хроническое.
3. В моменты особо чувствительные надо научиться расслабляться! Именно мышечно! Не надо выгонять мысли, вытравливать, давить себе на мозг. Надо просто вспомнить мой совет и попытаться чисто физически снять напряжение с каких-то мышечных групп: мышц лица, например, кистей рук, ног (ступней, бёдер), мышц спины и т.д.
В сущности, для этого надо просто себя "просканировать" на предмет того, какие мышцы сейчас напряжены, и расслабить их, "стряхнуть" напряжение. Можно сначала сильно напрячь всё тело, а потом - расслабить. Можно аналогичным образом напрячь, скажем, кисти, сжав их в кулаки, а потом расслабить, разжав...
Вы обязательно почувствуете ,вслед за расслаблением мышечным, расслабление и "мозговое". Станет легче.
4. Старайтесь найти для себя некий ментальный "ластик", которым Вы будете "стирать" нежелательные мысли.
(Из своего опыта скажу, что хорошо помогает такой приём: в тот момент, когда начинаем думать о чём-то тревожащем и болезненном, мы сразу представляем некую тетрадь, ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ МЫСЛЕННО ЛИСТ, и начинаем с нового, чистого, абсолютно белого листика. Лист можно просто выдёргивать!)
Фишка в том, чтобы вовремя "ловить" плохие мысли и вовремя принимать меры, не дожидаясь острой фазы! Приходит мысль, тень мысли - СРАЗУ ЧТО-ТО ПРЕДПРИНИМАЕМ. Главное, вовремя "диагностировать" деструктивную, невротическую мысль!
Самоприказы, самоустановки тоже хорошее средство. Приказать себе! Но это не все могут.
5. Найдите себе наставника, референтного человека, с которым Вы могли бы посоветоваться. Это может быть не обязательно врач, психолог, а родственник, товарищ, кто угодно, кому Вы верите и кто обладает жизнелюбием и здоровой философией.
Иногда таким человеком может стать даже экстрасенс, гадалка и т.д. Не могу это советовать, но, если это помогает, то в виде психотерапевтической "игры" - да. Но помните: ОНИ дорого стоят! И найти ТЕХ САМЫХ, настоящих, очень непросто.
Вообще, всё не так просто. Но есть мы. Есть другие возможности, как Вы видите. Надо пользоваться абсолютно всеми средствами!
По поводу депрессии...
Мне кажется, что депрессивный момент присутствует. Я сейчас говорю о депрессии, как о болезни.
И тут, в формате письма, я могу Вам сказать точно:
у Вас есть будущее!!! И это будущее не смерть. Вернее, до этой "точки" Вам ещё идти и идти... Подумайте о том, чего бы Вы хотели завтра, послезавтра, через месяц, через час... Подумайте о том, сколько Вы ещё не видели и не попробовали из интересного, вкусного, необычного и обязательно ХОРОШЕГО!
ХОРОШЕЕ, Павел! Учите себя смотреть и видеть именно хорошее.
Учите себя бережно относиться ко времени: Ваши мысли занимают много времени и отнимают много сил. Вам точно никто не возместит ни одной минуты. Так стоит ли тратить жизнь на переживания и обдумывания того, что связано со смертью?
Ищите смысл жизни. Ищите и находите перспективы для себя, как для творческого человека!
Леонардо давно умер, но он жив! Банально, но факт!
Даже драматические артисты, чьё творчество определяется параметрами "здесь и теперь", получили возможность жить, независимо от своего формального физического состояния! Да! В фильмах и спектаклях, зафиксированных на видео.
Тоже банальность. Другое дело, что это надо как бы заслужить! Надо быть творчески интересным, объёмным, многогранным, вне времени и т.д.
Что я Вас учу! Вы и сами лучше меня всё это знаете!
Последний мой Вам совет-напоминание конкретного характера :
Чередование мышечного напряжения и мышечного расслабления в сочетании с вдохом (напряжение) и выдохом (расслабление) поможет Вам справиться с Вашим состоянием. Особенно, когда Вы ложитесь спать!
Пишите. А. Журавлёв