Боюсь, что меня назовут скромной и избегающей общения с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Олеся и мне 18 лет. Я всегда была очень закрытым и малообщительным человеком, долго привыкала к окружающим людям. Из-за этого меня часто называли стеснительной, тихой, скромной девушкой. Меня это очень обижало, даже доводило до слез. Одно время я пыталась исправить эти качества в себе, быть более открытой. Знакомилась с людьми, приходила в новые компании своих подруг. Но мнение этих людей обо мне опять было как прежде. Они считали меня скромной и т.д. Однажды одна девочка сказала мне, что как только увидела меня, подумала "какая святая девочка". Я проплакала весь вечер после этих слов. Не понимаю, что во мне не так. Я одеваюсь, выгляжу и веду себя, как все остальные. И для меня не понятно, что именно в моей внешности заставило ее так подумать. Я не знаю почему, но для меня эти слова самое ужасное оскорбление. Понимаю, что в них вроде бы нет ничего такого, но меня они обижают очень сильно. В последнее время я просто начала избегать общения с людьми, особенно новых знакомств. Я боюсь услышать, что про меня опять скажут что-то подобное. Дошло до того, что я перестала выходить даже с теми, кого давно знаю. Не могу ничего с собой поделать, это превратилось в какой-то навязчивый страх. Скоро мне идти в институт, там меня будет ждать множество незнакомых мне людей. Я хочу общаться с ними, хочу найти друзей, но понимаю, что уже заранее жду от этого общения плохого. Не видя еще даже этих одногруппников, я воспринимаю их врагами для себя. Помогите мне пожалуйста. Как мне избавиться от этого страха? Мне говорят, что в этих словах нет никакого оскорбления и что люди, которые их говорят, не хотят меня обидеть. Но я не понимаю этого. Я хотела бы узнать, почему люди так думают обо мне, когда еще даже не начинают общение со мной. Может быть этот страх, что меня назовут скромной и тихой как-то отражаются на моей внешности, лице? И они это замечают. Буду очень благодарна, если вы поможете мне.
Автор вопроса: Олеся Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Олеся, здравствуйте!
Ниже проследует череда вопросов, ответы на них могут стать решением Вашего запроса (проясните для себя ситуацию, т.к. тревожность и страх возникают от непонимания, отсутствия некоторой информации по тому, что происходит с Вами). Для начала - поймите и примите то, что есть. После, подумайте чего хотите и как это можно исправить.
Итак:
1.Как Вы сами характеризуете себя? Как хотите, чтобы Вас воспринимали другие люди? Как говорите, заявляете о себе в желаемом образе/имидже? Например, если Вы хотите, чтобы Вас считали деловой и энергичной то, что нужно говорить, делать, чтобы другие видели в Вас эти характеристики? Как Вы сами определяете деловых и энергичных людей? (рассмотрите интересные для Вас характеристики в рамке данного вопроса)
2. Наши определения слов и характеристик могут быть отличны от определений их другими людьми (вкладываются разные понятия).
Для Вас скромный человек - это какой человек: что скрыто в слове и характеристике "скромный"?
И как думаете, те люди, которые называют Вас "скромной", что имеют ввиду? Что включают в характеристику "скромный"?
3. Из числа знакомых и друзей, ВСЕ ли называют Вас скромной? Можно ли, условно, Ваших знакомых и друзей разделить на группы: те, кто называет Вас скромной и те, которые так не говорят? Может какие другие характеристики слышали о себе?
Будет правильно поставить себя на место знакомых и посмотреть как бы со стороны на себя:
- что хорошего в том, что о Вас думают определенным образом?
- чего не замечают другие люди? (например, в силу, сложившегося стереотипа: если человек молчит, значит он скромный и т.п.)
4. Возможно, что Вы много внимания уделяете конкретной характеристике (в силу ее частой адресности Вам) и поэтому отражаете поведением именно "скромность" (для определенного круга людей, предполагая, что последует от них знакомая реакция)? Здесь страх работает на Вас. Начните акцентировать внимание на других качествах (Вы же не только "скромная", в глазах других людей?)
Впереди у Вас новый этап жизни (поступление в институт), после окончания школы большинство людей (если не все) меняются очень сильно, идите вперед смело, если хотите быть смелой и уверенной, а если уверенности все меньше и меньше, значит правы Ваши знакомые - робость и скромность в Вас есть.
Подумайте чего хотите, как можно исправить то, чего не хватает, то, чего хотите.
Будьте такой, какой интересно.