Панический страх смерти, осознания того, что после смерти тебя не будет больше НИКОГДА!!!

Вопрос психологу:
Навязчивый, неконтролируемый страх смерти, паника. Ощущение бессмысленности всего вокруг происходящего. Каждый поступок, движение, любое действие кажется бессмысленным, если все равно все придет к неминуемому концу.. Могу выделить, наверное, конкретный страх. Страх бесконечности своего отсутствия. Т.е. страшно именно то осознание, что после смерти тебя не будет больше !Никогда!.. Когда в голове вспыхивает такое слово - начинается, порой дикая, паника.
Такое началось наверное лет после 25, мелкими приступами, на несколько минут, после которых я как-то пытался отвести мысли в другую сторону, отвлечься. В принципе получалось. В этом году в июне после орви у меня была ВСД, с которой я ходил к врачу и за недели 3, в общем-то, вылечился. ВСД проявлялась ощущением типа головокружения, расфокусировки зрения, ощущения давления внутри головы. Это состояние было постоянным. Вот с того момента такие приступы паники стали происходить чаще. Накручивал сам себе проблемы в голове, в духе «а вдруг это... а вдруг то», болезни, может с мозгом что... В конце августа снова после орви вновь ВСД. Только уже затянувшаяся, пропил по рецепту врача 1,5 месяца фенибут и 1 месяц фезам. Толком все это не прошло, а с недавних пор только усилилось. Усилилось, наверное, в связи с уже другой стадией такой паники. Паники, которую я уже не в состоянии сам заглушить какими-то мыслями, действиями и прочим. В этот раз это можно назвать «прорвало». Эти мысли про ужас смерти преследуют с утра и до вечера. Уже почти неделю. В жизнь после смерти я не верю. Слова "жить ради того.. другого.." для меня пусты. Я представляю себе это так, задаю сам себе вопрос «Вспомни себя до своего рождения?» это и есть смерть. И это дико пугает. Я понимаю, что страх только по эту сторону, там его уже не будет. Но это тоже только слова.
Доходит вплоть до того, что идя по улице смотришь на каждого человека и думаешь о том, что их всех когда то не будет. Никого из нас. Будет момент, когда на нашей планете не будет ни одного человека, который живет в данный момент. Еще больнее, когда смотришь на своего ребенка и приходят снова эти мысли…
Понимаю, что от этого не уйти. Но и смириться не могу. Слишком много вопросов. Почему и зачем все именно так.
Есть еще один момент, который, как я думаю, стал эпицентром взрыва этого стресса. Моя деятельность. Мне 28 лет, бросил колледж на 2-м из 3-х курсов. По специальности, которую тогда считал той, которой я хочу заниматься всю жизнь (годам к 25 я понял, что это не то). Т.е. образование 11 классов и все... Нет каких то сфер, в каких я могу назвать себя профи или хорошо разбирающимся. Работаю я с 19-лет в фирме, занимающейся бытовой химией, сейчас лет 6 уже как экспедитор. И я ненавижу свою работу. Каждое действие, которое я делаю на своей работе, я ненавижу. И себя тоже, за то, что не могу все это изменить. За то, что позволил отдать 9 лет своей жизни абсолютно бестолковому делу. Единственное, что держит меня на этой работе - это график, я уделяю нелюбимому мне делу 4-5 часов в день. Если я просто уволюсь и найду другую работу, то я так же буду заниматься неприятным мне делом только уже по 9 часов, как многие это делают. Мне страшно от мысли, что я вот так всю жизнь буду делать то, что я не хочу, делать бессмысленные действия. И получать за это гроши. Финансовое положение забирает в обычной жизни процентов 80% моих мыслей и «думок». Постоянно думаю как изменить свое положение. Отучиться? Нужны либо огромные деньги, либо хороший ум, на бесплатное я точно не смогу поступить, всегда учился на 3-ки. Пойти на курсы? Перебираю кучи специальностей и курсов какие есть — мне это просто не интересно, чтобы опять заниматься тем, что не нравится. Лет в 26-27 я понял, что мне действительно интересно. Я хотел бы профессионально овладеть английским и китайским языками. Высшее образование в этой сфере стоит около 79 т.р. в год. 5 лет очно. Это нереально. У меня семья, ребенок 5 лет. Вот так и гоняешь себя по замкнутому кругу. Скорее всего он и не замкнут, просто я не вижу из него выход.
Автор вопроса: Anton Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемый Антон, добрый день.
Прочитав Ваше письмо, у меня в голове всплыла картинка - приходит очень грустный человек в цирк, он очень хмурый и говорит с кислой миной - ну рассмешите меня, ну попробуйте... а я посмотрю. Как Вы думаете его рассмешат? Надеюсь, что это не про Вас.
Страх смерти есть у почти всех людей, но степень проявления его разная. Есть общеизвестные истины: первая – мы все умрем, вторая – неизвестно, когда, хотя конечно существует масса предсказателей.
Навязчивый страх смерти, или по научному его называют - танатофобия, встречается достаточно часто и есть такое мнение, что в основе вообще всех фобий лежит страх смерти. Танатофобия - страх вне источника угрозы. Ведь пока мы живы, смерти нет, здесь и сейчас мы живы! А когда она приходит, нас уже нет, и мы не можем знать, что это! Так как можно бояться того, чего не знаешь. В этом и заключается иррациональность страха. страх - это реакция организма на опасность. В данном случае скорее всего речь идет о бесспокойстве, о повышенной тревожности, которые могут перерасти в фобии.
Сразу оговорюсь, что подобный страх, фобия лечатся на приеме у психотерапевта (не путать с психиатром). В письменном ответе довольно сложно провести консультацию и реально помочь. Поэтому есть смысл обратиться на очный прием к специалисту.
Вы пишите - "Каждый поступок, движение, любое действие кажется бессмысленным, если все равно все придет к неминуемому концу. Могу выделить, наверное, конкретный страх. Страх бесконечности своего отсутствия. Т.е. страшно именно то осознание, что после смерти тебя не будет больше! Никогда! Когда в голове вспыхивает такое слово - начинается, порой дикая, паника." Что самого страшного случится из-за того, что Вас больше не будет? Следующий вопрос: Вы вообще не получаете удовольствие от жизни? Ваш ребенок, его рождение, его жизнь - они бессмысленны? Если бы не было Вас, то не было бы и его и может не быть последующих людей - Ваших внуков и правнуков. В этом тоже нет смысла?
Может быть за всем этим стоит страх забвения? Так сделайте что-то, чтобы Вас запомнили!!! Вас будут помнить Ваши близкие, родные! Чем больше Вы сделаете для детей, для родных, для человечества, тем больше и дольше будет память о Вас. Это непреложная истина. Вы не исчезнете бесследно. Все зависит от Вас! Начните действовать!!! Чем трястись от страха, думая о смерти, делайте добро, совершайте поступки, воспитывайте сына, любите жену, заботьтесь о родителях. Можно вести дневники, записывать интересные наблюдения из жизни. Чего именно Вы боитесь? Что именно доставляет Вам боль? Даже если не будет уже тех людей, которые Вас окружают, но и Вас не будет. Что страшного? Очень многое зависит от Ваших ответов - ведь в этом проблема с которой надо работать. Понимаете? Страх смерти подогревается именно неизвестностью. Возможно Вы боитесь неизвестности, а возможно того, что не сможете все контролировать.
Очень часто страх смерти появляется у людей, которые бояться жить!!! Подумайте над этим. Чего Вы боитесь? Возможно, что Вы привыкли подавлять свои эмоции. А они ведь никуда не пропадают, а лишь подавляются до поры до времени, а потом могут вылезти как раз в виде фобий. я специально пишу бытовым языком, чтобы было понятно. Возможно, что Вы потеряли связь с самим собой и начать надо с этого, с познания себя, своих целей, эмоций, желаний, надежд, страхов, обид и т.д.
Примите решение сейчас встать и начать делать то, что когда-то хотели сделать, но почему-то не смогли, вспомните себя. Если Вы потеряли смыслы, так найдите их!!! Какая у Вас цель в жизни???? Поставьте себе цель! Пропишите цель, на год, два, пять и действуйте.
Вы пишите про свою деятельность. Как мне кажется, это очень важный момент. У Вас что-то вроде кризиса нереализованности. возможно, что отсюда ноги и растут. Образно говоря Ваша душа дает Вам знать, что ее не устраивает то, как Вы живете, а Вы не хотите или боитесь что-то менять в своей жизни.
По поводу болезни. Если она только усиливается, то есть смыл поменять врача!!!! Дабы исключить серьезную соматику. Но, скорее всего, как Вы сами правильно пишите, ВЫ накручиваете себя сами.
Вам может помочь поднятие самооценки. Обязательно пропишите хотя бы 10 своих значимых качеств. Делайте это ежедневно. Заведите дневник успеха.
Боязнь смерти – у нее могут быть много причин. В ее основе часто лежит «невыполненная миссия», когда возникает необходимость изменения собственной жизни с учетом всего, что не выполнено, не реализовано, не пережито и не прочувствовано. Большинство философов и писателей повторяют в своих трудах мысль, что смерти боится лишь тот, кто неэффективно проживает свою жизнь. Подумайте над этим!
Причинами могут быть - избыток информации, когда все изучить невозможно, избыток возможностей вообще и понимание, что ты не сможешь охватить все. Отсюда мысли, что «Промедление смерти подобно» и мысли о никчемности бытия начинают посещать все чаще. Невротическое расстройство может быть обусловлено мыслью «бессмысленно что-то делать», ведь успеть можно немного («а мне уже так много лет»), нет необходимых ресурсов для качественной жизни («да разве с таким умом можно на что-то рассчитывать, денег нет и т.д.») и любым другим поводом, который подчеркивает отсутствие стремления что-либо построить в жизни.
Любой страх и в т.ч. страх смерти – основа самосохранения и выживания, присущая всем живым существам и людям, и животным. В древности дикари, увидев дикое огромное животное, испытывали страх, который усиливал их бдительность – «опасность рядом, нужно быть внимательным». Сегодня именно страх смерти вынуждает нас осмотреться по сторонам и лишь потом перейти дорогу, мы лучше пойдем по освещенной улице, чем зайдем в темный переулок, мы учим детей не подходить к незнакомцам.
Но танатофобия – навязчивая мания, которая начинает РУКОВОДИТЬ жизнью человека. Спусковым курком ее возникновения может быть любое драматическое событие:
 потеря близкого человека;
 смертельное заболевание;
 кризисный «переходный» возраст – 30, 40, 50 лет;
 потеря работы, переезд или любое другое жизненное потрясение.
Что может помочь:
 сосредоточение на вопросе самореализации: определение незадействованных аспектов, которые могут быть реализованы, поиск ответа на вопрос «как я действительно хочу жить, кем хочу быть?»;
 изменение своей жизни с учетом «потенциальных сожалений»: что необходимо сделать, чтобы через несколько лет не сокрушаться о содеянном/не содеянном;
 понимание, что смерть лишь усиливает ценность жизни, предоставляя все возможности для ее чувственного, эмоционального и другого обогащения: наполнять каждое мгновение действием, поступком, чувством;
 осознание «волнового эффекта»: ваши добрые дела станут продолжением вашей жизни;
 утешение и/или ответы можно найти в религиозных течениях.
Никто из страдающих ВСД не болеет намеренно, ради выгоды. Но иногда бывает, что подсознательно человек при помощи болезни уходит от чего-то, что ему очень не нравится. Может быть это нелюбимая работа?
При приступах главное, осознавать, что с вами ничего страшного не случилось и не случится (это только наш ум накручивает и рисует страшные картины). Конечно, после панических атак человек ощущает себя более чем, угнетенным. Он находится в постоянном ожидании следующего приступа, что может и привести к нему. Основные шаги на пути лечения ВСД:
1. Разобраться в том, что такое «ВСД» на самом деле;
2. Обратиться к терапевту для сдачи основных анализов, для исключения серьезных заболеваний;
3. Прийти к психотерапевту, который вылечит Вас без медикаментов, т.е. к психологу
4. Дыхательные упражнения купируют приступ, предотвращают его;
5. Уменьшение чрезмерной реакции на телесные ощущения; есть определенные упражнения для этого
6. Проработка стрессовых ситуаций, вызвавших панический страх и тревожность;
7. Проработка даже тех ситуаций, где есть малейшая тревога.
Психокоррекция симптомов вегето-сосудистой дистонии – это труд и со стороны психолога (или психотерапевта), и со стороны самого человека.
Релаксация — первое и наиважнейшее средство помощи при панической атаке.
Контроль дыхания как средство для снятия приступа паники.
Итак, вот что следует делать при панической атаке:
 Наберите воздуха в легкие так, чтобы ваш живот выпрямился;
 Старайтесь дышать не поверхностным дыханием, когда вдох производится в верхней части грудной клетки, а животом;
 Вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот;
 Старайтесь сделать плавный вдох на «1 и 2 и 3 и 4». Потом выдох на «1 и 2 и 3 и 4 и 5 и 6».
 Повторите цикл, до тех пор, пока вы почувствуете, что ваше дыхание нормализуется.
Вдох: 1 + 2 + 3 + 4
Выдох: 1 + 2 + 3 + 4 +5 + 6
Вдох: 1 + 2 + 3 + 4
Выдох: 1 + 2 + 3 + 4 +5 + 6.
Это сложно, но постарайтесь сопротивляться желанию еще немножко вдохнуть, и каждый раз напоминайте себе о том, что вам надо дышать медленнее.
Отвлечение, переключение мыслей поможет отодвинуть патологические мысли
Беспокойство, волнение о том, что происходит внутри организма; чрезмерное прислушивание к работе своего сердца; переживания о своем состоянии здоровья — эти и другие тревожные мысли как раз формируют замкнутый цикл панической атаки. То есть, по сути, вызывают панический приступ
Поэтому вместо того, чтобы концентрироваться на себе, можно переключить ваше внимание, например, на то, что происходит вокруг вас. Это как раз поможет разорвать замкнутый круг панической атаки на ранней стадии ее формирования.
Отвлекаться можно по-разному. Можно попробовать изучать окружающих вас людей, или высчитывать корень кубический из 127. Можно представить какой-либо предмет, сосредоточиться на нем в деталях: какой формы, цвета, вес, запах и т.д. Важно помнить, что вы должны очень подробно и внимательно сосредоточиться на том, что представляете.
Техника отвлечения не изменяет самих тревожных мыслей и поэтому в целом не решает проблему панических атак. Но эта техника дает хороший, краткосрочный результат и опыт, который можно использовать в борьбе с тревожными мыслями.
Если у вас наблюдается синдром гипервентиляции попробуйте, не спеша подышать в бумажный пакет или хотя бы в сложенные ладони. Гипервентиляция нарушает баланс углекислого газа в организме. Вдыхая воздух, который вы выдохнули, вы нормализуете баланс.
Сила позитивного опыта. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель. Собирайте свой имеющийся позитивный опыт и накапливайте новые успехи. Учитесь новому и учитесь запоминать в первую очередь свои удачи и успехи. Чтобы опыт был позитивный, обеспечьте себе легкое, успешное начало, а большие трудные дела превращайте в последовательность небольших действий, каждое из которых вам по силам. Большинство страхов перед какими-то действиями у людей лечится методом "легкое начало, посильные этапы" при наличии доброжелательно настроенного и квалифицированного профессионала рядом. Если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию! Страх неизвестности. Что делать? Вот эффективный прием борьбы со страхом. Он заключается в том, что вы начинаете размышлять: «Если это случится в моей жизни - что самое страшное может произойти?» Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего Вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит вас более всего. При этом желательно утрировать эту ситуацию по максимуму. Фантазируйте от души. В общем, раскручивайте нелепость этой ситуации до предела, пока вам не станет смешно! Почему этот прием работает. Зачастую Вам кажется, что если произойдет, то произойдет такое... Такое!.. Что лучше даже и не думать об этом! И, стараясь об этом не думать, Вы себя накручиваете, настраиваете на нечто ужасное. Когда же Вы об этом задумываетесь, то кажущаяся важность этого лопается, как мыльный пузырь. Порой даже становится обидно, что миру настолько все равно, как Вы вообще живете и, что делаете. Лучшее средство от страха - это смех. Поэтому желательно утрировать ситуацию до тех пор, пока не станет смешно. А здоровый смех гораздо лучше, чем страх, вызывает хорошее ресурсное состояние. Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящего события - со страхом или с нетерпением, - во многом зависит от наших установок, от того, как мы его себе представляем. САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕ СТРАШНО!
Сила позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы. На данный момент Вы запрограммировали себя на негатив негативными мыслями внутри себя (рисуя ужасные картинки и смотря свой личный внутренний фильм ужасов). Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе». Как-то наблюдали за одним олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Перед прыжком он некоторое время стоял на старте с полузакрытыми глазами, слегка напрягал и расслаблял свои мышцы, как будто что-то проигрывал внутри, в своем воображении... И только потом начинал бежать. Иногда он начинал бежать к планке через 5 секунд. Иногда через минуту. Причем это время было каждый раз разным. Когда спортсмена стали расспрашивать, что же он делает в те мгновения перед стартом, то выяснилось следующее. Выйдя на старт, спортсмен начинал представлять, как он стартует, бежит к планке и прыгает вверх. Если в этом воображаемом прыжке планка сбивалась, то он стирал эту картинку и вновь начинал представлять себе, как стартует, бежит к планке, прыгает вверх... И так до тех пор, пока в воображении ему не удавалось взять высоту. И тогда он срывался с места. Бежал. Прыгал. И легко брал эту высоту! Потому что до этого он успешно взял ее в своем сознании. Подумайте над этим!!! Если Вы займете все Ваше внутреннее телевизионное время «позитивными фильмами», то для «фильмов ужасов» просто не останется места!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт Вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое. Смените «пластинку». Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую. Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу/подруге, отремонтируйте что-то, почитайте интересную книгу. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если Вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что Вами владеет страх ума, а не реальный страх.
Помните о том, что, когда человек преодолевает страхи, он открывает для себя новые возможности, становится сильнее, расширяет границы своей личности, совершенствуется и идёт вперёд, а также начинает видеть мир в новых тонах. Поэтому, не поддавайтесь своим страхам, воспринимайте их как новый шанс и возможность стать лучше. Перебарывая страхи, Вы становитесь другим человеком.
Очень хорошо, что Вы написали, что поняли, чего Вы хотите. Я про изучение языков. Но что мешает Вам их изучать? Вы можете их начать изучать самостоятельно! Начните! Может у Вас это получится великолепно!!!! Если Вы не хотите оставлять работу на которой работаете сейчас, то можете что-то что Вам близко, что по душе сделать Вашим хобби. И постепенно уже хобби может перерасти в работу и приносить большой доход!!! тому масса примеров. Почитайте книги про людей, которые сделали себя сами, их биографии - воодушевитесь ими.
Я бы Вам посоветовала почитать книги Экхарта Толли. Он много писал про силу настоящего момента. Вам очень не хватает понимания жизни здесь и сейчас.
Я верю в Вас Антон и желаю успеха!