Боязнь смерти. Как мне перестать думать об этом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Недавно появился страх перед смертью, хотя я не больна ничем смертельным, даже наоборот - абсолютно здорова, но почему-то я всерьёз задумалась об этом и меня объял непреодолимый ужас. В бога я не верю, больше предполагаю, что после смерти мы просто перестаём существовать и это до ужаса пугает. Что значит перестать существовать и воспринимать мир? Неужели когда-нибудь я действительно перестану себя осознавать? Я понимаю, что смерть естественный процесс и не стоит из-за этого переживать, но я не в силах принять это. Страх нарастает всё больше и больше. Уже неделю в голове крутятся только эти мысли, от которых никак не получается избавиться. Я пыталась отвлечься, заняться любимым делом, думать о другом, но ничего не выходит. Это страх, которому тяжело посмотреть в глаза. Раньше я относилась к этому намного спокойнее, но сейчас мне до оцепенения страшно и мир уже не кажется таким, как раньше. Теперь он для бессмысленный и иллюзорный. Мне страшно жить, но ещё страшнее умирать. Как мне перестать думать об этом? Как преодолеть страх? Помогите, прошу!
Автор вопроса: Наталья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Наталья, добрый день!
Страх смерти есть у почти всех людей, но степень проявления его разная. Есть общеизвестные истины: первая – мы все умрем, вторая – неизвестно, когда, хотя конечно существует масса предсказателей, хотя шарлатанов еще больше.
Навязчивый страх смерти, или по научному его называют - танатофобия, встречается достаточно часто и есть такое мнение, что в основе вообще всех фобий лежит страх смерти. Танатофобия - страх вне источника угрозы. Ведь пока мы живы, смерти нет, здесь и сейчас мы живы! А когда она приходит, нас уже нет, и мы не можем знать, что это! Так как можно бояться того, чего не знаешь. В этом и заключается иррациональность страха.
Страх - это реакция организма на опасность. В данном случае скорее всего речь идет о бесспокойстве, о повышенной тревожности, которые могут перерасти в фобии.
Сразу оговорюсь, что подобный страх, фобия лечатся на приеме у психотерапевта (не путать с психиатром). В письменном ответе довольно сложно провести консультацию и реально помочь. Поэтому есть смысл обратиться на очный прием к специалисту если будет становиться хуже.
Очень часто страх смерти появляется у людей, которые боятся жить!!! Подумайте над этим. Чего Вы боитесь? Возможно, что Вы привыкли подавлять свои эмоции. А они ведь никуда не пропадают, а лишь подавляются до поры до времени, а потом могут вылезти как раз в виде фобий. Начать надо с познания себя, своих целей, эмоций, желаний, надежд, страхов, обид и т.д. Вам просто необходим близкий человек с которым Вы сможете часто и много говорить, говорить обо все, и особенно о том, что тревожит. Может Вас тревожит этап взросления? Это нормально! Нормально немного тревожится о том, что будет завтра, нормально думать о том, что пора взрослеть и, что хочется оставаться в детстве, когда все понятно, когда о тебе заботятся. Это все предположения. Вы почти ничего не написали о себе. Вы уже закончили школу или только заканчиваете?
Вы пишите, что не можете избавиться от своих мыслей. Но это Ваши мысли, а значит это владеете властью над мыслями , а не они над Вами. Вы это не Ваши мысли! Вы пишите. что не можете избавиться от мыслей даже когда занимаетесь любимым делом. Но, когда занимаются действительно любимым делом, то все мысли и все сознание поглощено этим делом. Вы пишите, что страшно. что Вы ничего не будете осознавать. Но Вы сейчас осознаете себя? осознаете свою жизнь??? Осознание это присутствие здесь и сейчас, это присутствие в своей жизни, это любовь к жизни, это любовь и принятие себя. вот о чем следует подумать.
Можете почитать философские книги на тему о смысле жизни, о жизни и смерти.
Вам, прежде всего, надо посмотреть в лицо жизни, понять чего Вы боитесь, начать обсуждать с близкими свои мысли и переживания. Вы можете начать рисовать Ваши страхи.
Вам может помочь поднятие самооценки. Обязательно пропишите хотя бы 10 своих значимых качеств. Делайте это ежедневно. Заведите дневник успеха.
Большинство философов и писателей повторяют в своих трудах мысль, что смерти боится лишь тот, кто неэффективно проживает свою жизнь. Подумайте над этим! У Вас все впереди и все зависит только от Вас.
Причинами могут быть - избыток информации, когда все изучить невозможно, избыток возможностей вообще и понимание, что ты не сможешь охватить все. Отсюда мысли, что «Промедление смерти подобно» и мысли о никчемности бытия начинают посещать все чаще. Невротическое расстройство может быть обусловлено мыслью «бессмысленно что-то делать», ведь успеть можно немного, нет необходимых ресурсов для качественной жизни («да разве с таким умом можно на что-то рассчитывать, денег нет и т.д.») и любым другим поводом, который подчеркивает отсутствие стремления что-либо построить в жизни.
Любой страх и в т.ч. страх смерти – основа самосохранения и выживания, присущая всем живым существам и людям, и животным. В древности дикари, увидев дикое огромное животное, испытывали страх, который усиливал их бдительность – «опасность рядом, нужно быть внимательным». Сегодня именно страх смерти вынуждает нас осмотреться по сторонам и лишь потом перейти дорогу, мы лучше пойдем по освещенной улице, чем зайдем в темный переулок, мы учим детей не подходить к незнакомцам.
Но танатофобия – навязчивая мания, которая начинает РУКОВОДИТЬ жизнью человека. Спусковым курком ее возникновения может быть любое драматическое событие. В Вашей жизни что-то происходило ?
Что может помочь:
 сосредоточение на вопросе самореализации: определение незадействованных аспектов, которые могут быть реализованы, поиск ответа на вопрос «как я действительно хочу жить, кем хочу быть?»;
 изменение своей жизни с учетом «потенциальных сожалений»: что необходимо сделать, чтобы через несколько лет не сокрушаться о содеянном/не содеянном;
 понимание, что смерть лишь усиливает ценность жизни, предоставляя все возможности для ее чувственного, эмоционального и другого обогащения: наполнять каждое мгновение действием, поступком, чувством;
 осознание «волнового эффекта»: ваши добрые дела станут продолжением вашей жизни;
 утешение и/или ответы можно найти в религиозных течениях.
Сила позитивного опыта. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель. Собирайте свой имеющийся позитивный опыт и накапливайте новые успехи. Учитесь новому и учитесь запоминать в первую очередь свои удачи и успехи. Чтобы опыт был позитивный, обеспечьте себе легкое, успешное начало, а большие трудные дела превращайте в последовательность небольших действий, каждое из которых вам по силам. Большинство страхов перед какими-то действиями у людей лечится методом "легкое начало, посильные этапы"
Если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию!
Сила позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы. На данный момент Вы запрограммировали себя на негатив негативными мыслями внутри себя (рисуя ужасные картинки и смотря свой личный внутренний фильм ужасов). Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе». Если Вы займете все Ваше внутреннее телевизионное время «позитивными фильмами», то для «фильмов ужасов» просто не останется места!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт Вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое. Смените «пластинку». Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую. Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу/подруге, отремонтируйте что-то, почитайте интересную книгу. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если Вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что Вами владеет страх ума, а не реальный страх.
Помните о том, что, когда человек преодолевает страхи, он открывает для себя новые возможности, становится сильнее, расширяет границы своей личности, совершенствуется и идёт вперёд, а также начинает видеть мир в новых тонах. Поэтому, не поддавайтесь своим страхам, воспринимайте их как новый шанс и возможность стать лучше. Перебарывая страхи, Вы становитесь другим человеком.
Упражнение “Нарисуй свой страх” Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4. Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени... Теперь вам предстоит уничтожить свой страх по своему выбору: сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха; превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым; либо придумать свой вариант. А теперь ответьте для себя на следующие вопросы: Какой способ избавления от страха вы выбрали? Какой этот страх сейчас? Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»? Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?
Упражнение “Кинотеатр” Для начала выберите неприятный случай, страх или травмирующее воспоминание, которые вам бы хотелось нейтрализовать. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Увидьте себя в черно-белом изображении на экране, выполняющим что-то нейтральное. Отделитесь от себя и увидьте себя, смотрящим на экран. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое вы хотите "нейтрализовать". Закончив наблюдение за собой как участником фильма, когда все снова уладится, остановите фильм, войдите назад в свое изображение на экране, сделайте его цветным и прокрутите очень быстро фильм назад. Итак, y вас будет впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном направлении. А теперь проверьте результат. Вспомните о случившимся. Обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
УПРАЖНЕНИЕ: Позитивные фильмы Создайте в своем воображении самый лучший сценарий Вашей будущей жизни, или следующего дня. Пусть это будет фильм, в котором Вам все удается, Вас любят, Вас принимают и хорошо думают о Вас, Вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете со всеми! А теперь прокрутите этот фильм в своем воображении 10-20-30-100 раз. Научитесь фокусироваться на позитиве!
Наталья, желаю Вам счастья!