Сильные и постоянные панические атаки и страхи.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи!
Прошу у вас помощи! Меня уже 4 года мучают панические атаки, тревоги, страхи. Устала уже очень от этого состояния. Все началось на фоне постоянных стрессов на работе и завершающей точкой стал сильнейших страх, когда мы с супругом ехали в большом автобусе и практически попали в автокатастрофу. Прям в автобусе у меня началась паническая атака, а потом каждый день на протяжении 5 месяцев мне вызывали скорую. Естественно обращалась к врачам, невропатолог, психиатр, терапевт, МРТ головы. Диагноз поставили ВСД, прописали лечение, медикаменты не помогли, назначили антидепрессанты. Паксил пила курсы по полгода, после окончания курса 1 месяц нормальное самочувствие, а потом все заново. Уважаемые психологи, мой страх заключается в том, что во -первых я жутко боюсь оставаться со своим ребёнком одна дома, мне кажется, что я потеряю сознание, умру, а мой малыш будет один и испугается. Этот страх меня не покидает, каждый раз когда все куда то уходят из дому, я тоже быстро одеваюсь, беру ребёнка и выхожу к знакомым, подругам, родственникам, только чтоб не остаться одна. И ещё один страх я очень сильно боюсь ехать в транспорте, я всячески избегаю поездок, но каждый раз, когда приходится все таки совершать поездку, это заканчивается сильнейшим стрессом, панической атакой и как результат единственное успокоительное фенозепам, которое я стараюсь принимать редко, так как я безумно хочу ещё детишек и мы планируем с супругом. И ещё меня преследует страх, что я проглочу язык, была ситуация в детстве, когда я глотала язык, родители меня спасли, но это было один раз 25 лет назад. 4 года назад я была самым обычным человеком, я не боялась ничего, я ездила в дальние поездки одна и наслаждалась дорогой, я обожала оставаться одна дома, а сейчас все перевернулось с ног на голову. Меня также мучают головокружения и слабость, а может это я сама ещё придумала. Прошу помогите, посоветуйте как избавиться от этих страхов. Не хочу "сидеть" на антидепрессантах, я деток ещё хочу. У многих врачей была, у разных бабушек была, чтоб страх выкачать, от безвыходности все испробовала. Это именно моя психологическая проблема. Избавляются ли люди вообще от панических атак или это на всю жизнь? Я сама с собой бороться не могу, не могу работать над собой, была у психолога, но он не смог помочь мне. Помогите, пожалуйста, устала очень каждую минуту жить в страхе.
Автор вопроса: Каролинм Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Каролина, добрый день.
Благодарю за обращение на ваш сайт.
К сожалению, панические атаки встречаются все чаще и чаще. Более всего, этому подвержены женщины.
Каролина, я сразу отмечу, что для достижения положительного и устойчивого результата в вашей ситуации (согласитесь, у вас накопилось), вам необходимо найти специалиста, который будет вас "вести", который изучит вас, вашу историю и назначит адекватную терапию, который сможет корректировать при необходимости методы лечения и отмечать динамику. Так же обращаю ваше внимание, что результат будет достигнут только при условии, если вы сможете принять ответственность за ситуацию на себя и будете работать над собой, понимая, что для этого необходимо время. Словом, врачи и психологи -это не сказочные феи у которых есть волшебная пилюля, которая исцелит вас в одно мгновение.
Каролина, из вашего письма стало ясно, что вы обращались к врачам, терапевту, психиатру и невропатологу, вы делали МРТ. МРТ чего? Головного мозга,гипофиза, сосудов ГМ?Результат? К каким врачам помимо указанных вами специалистов вы обращались? Были ли среди них кардиолог и эндокринолог? Проверяли ли вы гормональный фон? Были ли выявлены нарушения или дисбаланс? Если да, то какая терапия была назначена? Была ли произведена диагностика на предмет уровня тревожности? Какая терапия была вам назначена психиатром помимо "Паксила"? Какая коррекционная работа (немедикаментозное лечение) была проведена с вами психиатром и невропатологом ? В течении какого периода? Какую работу вы производили над собой ? В течении какого периода? Имели ли место быть "вытесненные" проблемы или непережитые печали? Как часто происходят ПА? В какое время суток это бывает?
Каролина, как видите, у меня достаточно вопросов к вам. Поэтому, я еще раз вам рекомендую найти специалиста, который на основании ваших данных сможет подобрать лечение и вести наблюдение за вами в течении определенного периода, пока не будет достигнут устойчивый результат.
Каролина, вот несколько рекомендаций с моей стороны, который, при условии их выполнения, помогут вам выбраться из сложившейся ситуации.
1.Прийти к пониманию, что ответственность за свое здоровье несете вы. Поэтому, если вы прошли неполное обследование, найдите возможность пройти его. Если вы считаете, что медикаментозное лечение имеет временный эффект ( а это зачастую так и есть), ищите тех специалистов, которые смогут предложить вам более расширенный спектр услуг. А так же примите тот факт, что предписания врача необходимо выполнять. И если вы этого не делаете, то ответственность за результат несете вы. А так же, не стоит в специалистах и врачах искать "нянечку", которая будет следить за вами и контролировать ваши действия. Я хочу вам привести пример из жизни. Я регулярно посещаю тренажерку и буквально на днях мы общались с тренером. Она рассказывала, что к ней приходят девочки с проблемами, озвучиваю свои пожелания и сроки достижения результата, она, в свою очередь составляет индивидуальный план, который включает не только комплекс определенных упражнений, а так же количество подходов и повторений плюс рекомендации по питанию. Тренер , так же следит за техникой выполнения упражнения (а техника-это самое то!). Естественно, не все упражнения доставляют удовольствие, а некоторые приходится выполнять, прикладывая немалые усилия и преодолевая свое "не хочу" и "не могу". Существуют упражнения, которые кажутся достаточно странными. Но, как правило, все эти трудные, неудобные и странные упражнения, при соблюдении частоты и техники их выполнения, дают тот самый результат, а иногда результат, который превосходит ожидания. Так вот, заплатив за эту услугу, получив задания от тренера, происходит уклонение от их выполнения! Оксана (тренер), мне описывает одну ситуацию: как она дала задание девушке выполнить определенное упражнение не тренажере 12 раз, стоило ей только отвернуться, чтобы поздороваться с кем-то из посетителей, как та девушка закончила. Оксана, сказала, что она сделала 7 раз. На что девушка изумленно ее спросила: "как ты это узнала"? Оксана всего лишь слышала как работает тренажер. Возникает вопрос: для кого старалась та девочка? Кому нужен результат? Кто за ним пришел? Или для чего вообще все это? Это тренеру нужно? При таком подходе окажется, что план тренировок неэффективен. Оправдывая свою лень и нежелание, неумение контролировать себя, такие клиенты говорят, что им это не помогло.
Итак, Каролина, первое и самое важное, это научится работать самостоятельно (!) для достижения результата.
2.Начните вести дневник, в котором вы будете фиксировать, все то, что вы делаете для того. Фиксируйте свое настроение, техники, какие предписания специалистов вы выполняли, какие были трудности, а так же наступление ПА, с описанием того, что вы предприняли, чтобы справится с паникой. Записывайте что кушали, когда проснулись, когда примерно заснули. Обязательно фиксируйте все позитивные моменты. Все эти вещи необходимы для понимания динамики.
3.Как часто вы выполняете физические нагрузки? Занимаетесь ли вы спортом? Если да , то какой это вид? Сколько раз в неделю и какое количество времени вы уделяете физическим упражнениям? Если нет, настоятельно рекомендую включить их в свою жизнь. Делайте, то что вам нравится. Начните бегать или посещать бассейн. Летом устраивайте велопрогулки. В процессе выполнения физических упражнений, выделяются гормоны счастья. А это то как раз то, что необходимо!
4.Как вы расслабляетесь? У некоторых этот вопрос может вызвать улыбку.Они говорят, что они не напрягаются..Но я имею ввиду - релакс. Нашему телу и мозгу он необходим. Теплые ванны, ароматерапия, медитация, регулярные занятия йогой, массаж. Все это служит снятию напряжения. Каролина, проконсультируйтесь с вашим врачем по поводу занятия йогой. Если нет противопоказаний, обязательно начните заниматься ей. Желательно это делать с инструктором, но если не представляется такой возможности, делайте это дома. Мне удобно заниматься йогой дома, где меня ничто не отвлекает и я могу сконцентрироваться на процессе и войти в более глубокое медитативное состояние.
5.Какие у вас есть увлечения? Хобби? Что приносит вам удовольствие. Я довольно часто рекомендую людям с повышенным уровнем тревожности заниматься видом деятельности, в котором будет задействована мелкая моторика. Это может быть вязание крючком или на спицах, бисероплетение, вышивание, лепка, декупаж. Если я чувствую нарастающее напряжение, я беру крючок и журнал со схемами и начинаю вязать или бумажные салфетки разных цветов и начинаю создавать топиарии (деревья счастья). Моя негативная энергия трансформируется во что-то более приятное.
6.Арт-терапия. Раскраски атр-терапия – набор из чёрно-белых рисунков со сложными изображениями животных, цветочных узоров и символов. Такой вид раскрасок ещё называют антистресс и предназначены они больше для взрослых, так как помогают расслабиться после тяжёлых моментов в жизни. Именно маленькие детали рисунка позволяют больше сконцентрироваться на творческом процессе, помогая отвлечься от серой окружающей среды. Раскраски на тему арт терапия станут хорошим средством в борьбе с накопившейся усталостью и негативными мыслями, а также подарят позитивное настроение от получившегося результата.
Купите себе цветные карандаши (чем больше цветов и оттенков- тем лучше!) и раскраски с узорами, почувствовав нарастание тревоги и беспокойства начните разукрашивать.
7.Создайте подборку успокаивающей музыки, позитивных фильмов. Откажитесь от просмотра новостей, фильмов ужасов и мистических передач, или ток-шоу, в которых присутствует негатив. Читайте вдохновляющие книги. Общайтесь с позитивными людьми. Если среди ваших друзей есть нытики, критики или люди, "накручивающие" вас или подрывающие веру в себя, хотя бы на период лечения прервите с ними контакт. Каролина, согласитесь, это в ваших силах контролировать поток входящей информации и отказываться от негатива.
8.Освойте дыхательные практики. В интернете огромное количество литературы. Подберите для себя наиболее подходящую практику. И каждый день практикуйте это.
9. Чтобы научиться не бояться, необходимо перестать убегать. И тут я вам рекомендую очень эффективную метод. Этот метод применяется для быстрого избавления от панической атаки, суть которого заключается в нарочном усилении своих ощущений. Он потребует смелости, выдержки, а также хорошей самоподготовки.
Парадоксально, но эффективно:
в самом начале приступа не нужно отвлекаться или предпринимать попытки его остановить;
напротив, следует сосредоточиться и постараться его усилить;
сначала недомогание и в самом деле становится мощнее (вы ведь сами в него погружаетесь), но вскоре наступает противоположный эффект и приступ панической атаки проходит!
Правильная настройка означает, что вы сами делаете отважный шаг навстречу экстремальному испытанию. Этот самостоятельный шаг как бы дает сигнал: «я тебя не боюсь и не убегаю». Так удается его побороть — он отступает.
10.Идите на встречу страху. Боитесь ездить на автобусах? Начните ездить на них регулярно. Начните с коротких поездок, постепенно увеличивая расстояние. Для начала попросите сопровождать мужа или близкого человека, затем делайте это самостоятельно. И вы поймете, что с вами ничего не произойдет ужасного. Оставаясь с ребенком дома одна, попробуйте воплощать в жизнь рекомендации и вы поймете, что тревога уходит. Со временем, вы придете к пониманию того, что язык вы тоже не проглотите.
11.Следите за питанием, исключите кофе,алкоголь и нездоровую пищу. На ночь ешьте более легкую пищу.
12. Обеспечите себя здоровым сном. Здоровый сон-это один из важных элементов.
13.Задумайтесь над сменой работы, если вы еще не сделали этого. В начале письма вы указали, что источником стресса является ваша работа.
14.Каролина, я так же рекомендую записаться на тренинг или купить книгу по развитию уверенности в себе и развитию стрессоустойчивости.
15. Аффирмации. Каролина, во время нарастания тревоги повторяйте следующие фразы: "я в порядке", "я в безопасности, "со мной все хорошо". А так же говорите себе: "Мне с каждым днем все лучше и лучше!". Я нашла эту фразу когда-то давно, читая историю одного практикующего врача. Он установил связь, что больные, которые каждый день повторяли эту разу очень быстро шли на поправку, в отличие от тех больных, которые не делали этого.
На данном этапе я закончу. Каролина, теперь дело за вами. Еще раз, я настоятельно рекомендую вам посетить эндокринолога, если вы этого не делали и начать выполнять данные рекомендации регулярно. Я хочу вам сказать, что тревоге и беспокойству подвержены почти все люди и это нормально, просто необходимо научиться справляться с этими состояниями. Я так же хочу уверить вас, что при желании и регулярной работе над собой, существует огромная вероятность навсегда избавиться от панических атак и начать жить гармоничной и счастливой жизнью.
Я искренне верю в ваши силы. Я желаю вам удачи.
С уважением,Анна.