Как избавиться от боязни насекомых?

Вопрос психологу:
Меня с детства мучает один глупый нелепый страх - перед насекомыми. Но не всеми подряд, а только одним видом - клопами, называемыми "солдатиками". Стоит мне увидеть одного, а тем более, кучку "солдатиков", как со мной начинает твориться что-то странное: озноб, сердцебиение, холодный пот, лицо сводит судорога, появляется желание убежать. Если быстро убежать не получается, начинается зуд по всему телу, непроизвольные движения рукам и ногами, истерика. Началось это ещё в детстве, в возрасте около трёх лет. Моя мама, которая очень активно занималась моим развитием, показала мне кучку "солдатиков", сидевших на деревянном заборе правильными концентрическими кругами. Она, конечно, хотела меня удивить, заинтересовать, пробудить во мне юного натуралиста, но вместо этого случился сильнейший приступ страха и развилась фобия, которая не покидает меня с тех пор. Кстати, сам момент лицезрения концентрических кругов из "солдатиков" я совершенно не помню; о том, как это произошло, и о моей первой реакции мне тоже рассказывала мама. Она до сих пор винит себя за то, что так получилось. В то же время я не могу сказать, что этот страх сильно отравляет мне жизнь. Ведь если жить в крупном городе, благоустроенном районе, исключить поездки за город, отдых на природе, просмотр видеороликов из жизни животных, то риск увидеть "солдатика" минимален. И всё же меня интересует: можно ли как-нибудь избавиться от этого страха? Ведь есть же люди, которые спокойно сосуществуют рядом с "солдатиками", даже видео про них снимают! Самое главное, что умом я понимаю, что мой страх не обоснован, "солдатики" не опасны, но ничего не могу с собой поделать.
Автор вопроса: Аза Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Аза.
Вообще, инсектофобия (или какие-то её разновидности) - довольно сильный невроз. И есть несколько концепция возникновения этого эффекта.
Сразу оговорюсь, что обязательно нужно лечить, корректировать, профилактировать это состояние и без помощи специалистов тут не обойтись. Обычная консультация с психологом мало поможет. Нужен опытный врач-психотерапевт или даже психиатр, специализирующийся на фобиях, и в частности, именно на боязни насекомых.
Что-то такое неправильно "сошлось" в тот момент, когда мама Вас "познакомила" с "солдатиками": некий дискомфорт, тревожность, даже поведение мамы и Ваше самочувствие "совместились" с действительно необычным видом этих не очень привлекательных существ. Это - как вариант из разряда "поведенческих" теорий. А есть ещё психоаналитические и т.д.
Сейчас уже это не так важно и врач разберётся.
В-общем, обязательно надо что-то делать, ибо эффект усиливается и то, что описываете Вы, очень похоже на паническую атаку.
Врач, помимо психотерапевтической работы, обязательно предложит Вам обычную медикаментозную и физиотерапевтическую проработку: препараты и какие-нибудь процедуры.
Я, как практический психолог, предложил бы Вам десентизацию - метод, позволяющий контролировать свои эмоции, управлять состоянием.
Дыхательные техники + осознанная мышечная релаксация! Вот это - главное!
Дыхательные техники по сути - любой формат осознанного управляемого упорядоченного дыхания.
Этим техникам надо учиться. Вам я советую посмотреть в интернете всё, что касается метода Бутейко и дыхания йогов. Это достаточно доступные практики.
Упорядоченное дыхание по методу Бутейко позволяет быстро справиться с паническими состояниями, меняя уровень углекислоты в крови: реже и медленней дышишь - больше уровень углекислоты, а значит - ты становишься спокойнее! Это вкратце и очень упрощённо, но суть ясна.
То же самое достигается любой дыхательной техникой, но не так быстро: содержание кислорода и углекислоты в крови приводятся в некую норму, позволяющую себя контролировать.
Мышечная релаксация позволяет снять избыток напряжения с мышц, а значит с мозга! Ведь работой каждой мышцы или мышечной группы управляет соответствующий участок головного мозга.
Главное - сразу начать дышать реже и глубже, переводя дыхание с груди и плеч на живот, и расслабляться!))))) Вот буквально так! Только так порвётся этот порочный круг, когда состояние от простой тревожности доходит до паники и ужаса!
Очень важно научиться спокойно разоблачать страх! Такие фобии, чаще всего, иррациональны. Оснований для страхов практически нет. И это уже чисто работа логики, сознания. Это надо делать постоянно, спокойно и целенаправленно.
Есть ещё метод моделирования. Как вариант, помогают наблюдения страдающего фобией за поведением других людей в ситуации, вызывающей страх.
Есть гипнотерапия.
Но сейчас - ко врачу! Запускать нельзя! Вперёд!
Всё будет отлично, я уверен! Удачи. А. Журавлёв