Страх будущего. Я боюсь, что не смогу чего-то добиться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Алена. Мне 23 года. Я замужем. 6 лет вместе, 3 года в браке. Есть дочка 3 годика. Мужа и доченьку очень люблю. И муж уверена меня любит. Делает всё, что попрошу. Но в последнее время меня одолевает страх будущего. Я сижу дома. Возможность выйти на работу есть. Но я боюсь. По образованию я преподаватель театрального коллектива. С детства мечтала и грезила о сцене. Выступать я не боюсь. Но вот идти на работу не по специальности (по спец. Пока нет возможности устроиться) Я боюсь. Боюсь, что не получится. Я стала бояться немного общения с посторонними людьми. Иногда я думаю и считаю, себя ничтожной, ничего не могу достичь. Я недовольна всем и это стала выливать на мужа. Злюсь, скандалю по пустякам. Мне стало казаться, что я его недостойна и он от меня скоро уйдёт. Я боюсь что не смогу чего то добиться. Кроме любви, заботы и внимания ничего не смогу дать своей дочке. На меня давят родственники мужа. Все 6 лет они меня люто ненавидят. А теперь тем более. Т. К. Мы уехали и с ними видите ли не посоветовались. Муж всегда был на моей стороне. Но на меня это давит. Меня не любят, за что? Что я сделала? Я не могу понять что происходит. . . Помогите!!!!!!!
Автор вопроса: Алена Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Герасименко (Колос) Людмила Николаевна.
Здравствуйте, Алена. Спасибо за вопрос, он волнует мамочек, которые сидят в декрете. Общаясь только с ребенком и мужем, мало выходят в свет, общаются с людьми, и теряют уверенность в себе, забывают свои профессиональные умения, растворяясь полностью в семье и это распространенный случай.
В каждом человеке есть и сила и слабость, и смелость и трусость, и теплые чувства и злость. И вопрос только в том, что мы в каждый момент времени выбираем, что развиваем и подпитываем. Конечно, одно и то же чувство и качество в нас по-разному проявляется. В разных ситуациях, пропорциях. В этом наши различия и индивидуальность. Но если принять то, что в нас есть всё, то тогда вырабатывать и приобретать ничего не нужно. А нужно лишь – ОБНАРУЖИТЬ это качество, это состояние в себе. Достать его из «пыльного угла» своего нутра, отряхнуть и вырастить. Превратить зачахший кустик в красивое и сильное дерево. Как же вырастить уверенность в себе? Как её обнаружить? Даю конкретные рекомендации для работы над собой:
1. Делайте то, чего боитесь и не избегайте ответственности. Сделайте то, что всегда боялись и «скидывали» на кого-то. То, что не делали вовсе, потому что «не разбираюсь, не пониманию, страшно, не получится». То, чего всегда сознательно и бессознательно избегали. Например, в семье вы всегда избегали платить за квартиру, и это делал муж, родители. Сделайте это сами. Хотя бы однажды. Впоследствии, это обязательство можно вернуть обратно другому человеку. Но этот новый опыт укрепит ваше стержневое ощущение «я могу!». И вот это «могу», «справился» повышает самооценку и вашу уверенность в себе. То есть, теперь вы знаете: «В случае чего — я могу сделать это сама». А когда я боюсь какой-то ответственность, нового опыта – я делаю своему мозгу послание «я не могу, это сильнее и выше меня».
2. Учитесь принимать решения самостоятельно, без помощи окружающих. Например, вы привыкли звонить мужу или подруге с вопросом: стоит ли идти сегодня в парикмахерскую или лучше это сделать в выходной перед походом в гости? Согласитесь, не такая сложная задача и вы вполне можете справиться с ней самостоятельно. Бывают ситуации, когда действительно важно посоветоваться, прежде чем что-либо предпринимать. Но так ли много подобных ситуаций? С большинством задач, и более сложных, нежели пример с парикмахерской, вы в состоянии справиться сами. Но желание, обычно бессознательное, «скинуть» ответственность на другого, дабы не чувствовать потом токсичное чувство вины, если что-то получилось не так, как хотелось, лишает нас способности принимать собственные решения и делать собственные выводы. В таком случае человек опять говорит себе: «я не способен принять хорошее решение, кто-то другой всегда знает лучше, как хорошо и правильно». Постоянные «совещания» со всеми по всем поводам входят в привычку и «отбирают» у вас чувство уверенности в себе и адекватной самооценки. Отныне, учитесь как можно больше решений принимать самостоятельно! И отвечать за свои решения – тоже. Ловите себя на желании посоветоваться и остановите, выбрав самостоятельность. Спрашивайте себя: я могу решить это самостоятельно? По сути, не бывает неправильно принятых решений. Всё это опыт, из которого можно сделать те или иные выводы. Дайте себе право совершать ошибки! В большинстве случаев страхи не обоснованы, а ошибки не влекут смертельных последствий. Зато уверенность в себе и чувство собственной полноценности – растет!
3. Занимайтесь по жизни тем, что у вас получается. Если вы занимаетесь работой, которая вам не нравится – вы будете испытывать вечную неудовлетворенность и разочарование, что приведет вас еще к одной разрушительной формулировке: « Я — неудачник». А если эта работа еще и получается неважно… То есть если результаты вашей деятельности не очень устраивают вас или ваше начальство, вы понимаете, что вам не хватает способностей, навыков, усилий – то каким же будет ваше представление о самом себе? Снова ваш мозг получает нелестное послание: «Я ни на что не годен». Возможно, работа, деятельность, или кем-то навязанное занятие, увлечение действительно получаются не лучшим образом, потому что не являются «вашими», но это не означает, что нет такого дела или занятия, где вы не будете звездой! И скорее всего такое занятие еще и не одно единственное на свете! Постоянно заниматься тем, что не вдохновляет и плохо получается — путь к формированию низкой самооценки. Развивайте свои сильные стороны, и то, что действительно нравится. Вкус успешности повышает уверенность в себе.
4. Не смешивайте свои дела (действия) с личностью! Даже если что-то не получилось, что-то неудачно сделали – это не значит, что вы плохой и никчемный. Неудачное дело не значит – неудачный человек. Ошибки и неудачи бывают у всех. И это не делает человека, совершившего ошибку или потерпевшего неудачу – плохим, неспособным и неудачливым, некомпетентным.
5. Новый опыт. Новые задачи. Новизна способна нас встряхнуть! Осознано изменяйте своим привычкам. Ставьте себе новые задачи. Например, измените однажды привычному маршруту. Попробуйте пойти другим путем до своего обычного места. И здесь задача не устроить себе прямо-таки экстрим, (не нужно, опаздывая, выбирать незнакомый маршрут, создание стресса в данном случае может подействовать обратным образом – в сторону укрепления привычек), а именно расширить свои горизонты, стать гибче. Дать себе возможность справиться с непривычной ситуацией. Поэтому – создавайте эти ситуации сами! Развивайте эту гибкость. Которая будет в свою очередь развивать вашу стрессоустойчивость и уверенность в себе.
По-поводу Ваших родственников запомните, независимо от того, хорошо или плохо вы выполнили задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Либо за то, что вы не сделали, либо за то, что сделали. В основе любой критики стоит цель повысить чувство собственной значимости. Когда вы вырываетесь вперед, то оставляете позади много людей, и они стараются вас опустить словами. Помните: влияние самооценки напрямую связано с вашим успехом.
Рядом с Вами любящий, внимательный муж, который Вас поддерживает, на которого можно опереться, когда страшно или в чем-то неуверен, цените это.
Успехов Вам.