Преследуют панические атаки с девяти лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я очень мнительный и впечатлительный человек с детства. Всегда переживала по поводу того, как ко мне относятся другие люди. Вся моя впечатлительность стала с 9 лет выливаться в панические атаки. Помню, что ночью резко просыпалась от того, что мне страшно, бьется сердце и я боюсь умереть. Стали на учет к кардиологу, все нормально. Затем, когда каждую осень приступы возобновлялись, пошли к неврологу, поставили шейный остеохондроз второй степени. Сколько себя помню достаточно болезненно реагировала на критику, хотя в школе была лидером, да и сейчас в институте тоже. Танцы, выступления, активы, но удовлетворения мне это особо не приносило. Как-то всегда не ценила себя и вечно все равно находила недостатки и проблемы. И вот все бы ничего, первый курс прошел прекрасно. Даже осенью панические атаки не появлялись. Но мы переехали с родителями на квартиру, стали ссориться и у меня начались приступы. Вообще на ссоры я очень реагирую. Потом пару дней отхожу, плюс рассталась с парнем. Не думаю, что это сыграло какую-то роль, так как парня я бросила сама, а в квартире жить я мечтала всю жизнь. Но началось что-то ужасное. Панические атаки, которые были только ночью раньше, а днем я чувствовала себя отлично, перенеслись на целые сутки, только не в острой стадии. Постоянное изнуряющее беспокойство. Каждая мысль на контроле, страх сойти с ума, непонимание реальности, постоянные вопросы - а я это я?? А вдруг я уже не я?? А вдруг меня нет?? Какие-то странные рассуждения о существовании всего мира. Это ужас!!! Я не могу что-то делать спокойно, нужно постоянно куда-то бежать. Такое чувство, что десять детей на шее и муж!! И в мои то годы!! И опять, как только появляются мысли в моей голове о моем состоянии, страх, холодный пот и все, с ума схожу. Могу разреветься от обиды, что со мной это все происходит. А когда пройдет, опять переживаю, что в дальнейшем это скажется на моем здоровье и все, я умру. Потом опять мысли, что жизнь не вечна, настанет смерть когда-то и опять страх, схожу с ума. Горе от ума у меня в общем. И главное чуть что, начинаю копаться в себе, искать!! Пережевываю жвачку по 1000 раз. Не могу себя вытащить из этого!!! Помогите!!!!
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за Ваше письмо. Вы пишете: "Не могу себя вытащить из этого!!! Помогите!!!!" Сочувствую Вашему состоянию. Панические атаки очень изводят. Это тяжело. Давайте попробуем понять, как Вам разобраться с этим и что можно предпринять.
К сожалению, Вы не сказали что произошло с Вами около девяти лет. Я полагаю в этом возрасте случилось что-то значимое. Это в итоге и спровоцировало то, с чем Вы сейчас пытаетесь справиться. Далее Ваши слова: "Мы переехали с родителями на квартиру, стали ссориться, и у меня начались приступы". Недавние ссоры с родителями могли стать напоминанием о тех обстоятельствах, в которых у Вас появились панические атаки. В возрасте девяти лет проблемы ребенка, на мой взгляд, могут быть в первую очередь связаны с затруднениями в отношениях с родителями. Поэтому Ваш недавний переезд напомнил то состояние, и возникла вновь та же реакция. В любом случае, было бы очень важно обратиться к Вашему прошлому опыту и узнать что происходило в Вашем детстве. Осознание причины и ее проработка помогут Вам решить ситуацию в той точке, где она зародилась.
Попробуйте поговорить с родителями и рассказать о том, что Вас беспокоит, чтобы узнать подробности о детских переживаниях. Одна из причин для панических атак - это пережитый стресс или другой травмирующий опыт. Мне видится, что в Вашем случае речь может идти как раз об этом, потому что Вы помните время, когда все началось. У Вас было тревожное детство? Вы пишете: "Я очень мнительный и впечатлительный человек с детства. Всегда переживала по поводу того, как ко мне относятся другие люди". Ребенок не будет просто так беспокоиться об отношении других людей. Только если он хочет кому-то понравиться. И понравиться в первую очередь своим родителям. У Вас был повод полагать, что Вы всегда должны соответствовать некоему идеалу, поэтому переживали за отношение к Вам других людей? Было бы важно узнать, какие у Вас отношения с родителями. Из того, что Вы пишете, мне показалось, что Вы стремитесь всегда все выполнить на высшем уровне, соответствовать, иметь успех. Например, Ваши слова: "в школе была лидером, да и сейчас в институте тоже. Танцы, выступления, активы". Кто Вам поднял такую высокую планку?
Чувствуется в Вашем письме моральная усталость. Ваши слова: "Удовлетворения мне это не приносило". Быть может это не то, что Вам хотелось? Не Ваши желания и потребности. Если делать то, что в глубине души не является Вашим выбором, неизменно возникнет напряжение. А ведь Ваше состояние именно про напряжение и попытку обрести над ним контроль. Если так крепко себя держать, различные варианты тревожных реакций неизбежны. Поэтому не получается контролировать все это и избавиться от паники.
Было бы важно проанализировать содержание Ваших ссор с родными и причину разрыва с молодым человеком. Думаю, там есть много информации о причинах Ваших панических атак. Несмотря на то, что Вы пишете: "Не думаю, что это сыграло какую-то роль, так как парня я бросила сама", расставание - это все равно потеря. Даже если все произошло по Вашей инициативе, Вы провели с молодым человеком вместе какой-то период, и с его уходом из Вашей жизни, картина мира меняется.
Поэтому главным приоритетом должно быть установление причин Вашего состояния. К сожалению, не зная подробно всей Вашей истории, не получится точно понять источник панических атак и, следовательно, их установить. Ведь причины панических атак могут быть как психологические, так и связанные с физическим здоровьем. Возможен и вариант, что одно сопровождает и усиливает другое. Я, будучи психологом, вижу психологическую составляющую Ваших затруднений. А врач может увидеть физиологическую. В идеале Вам было бы важно попасть на прием к человеку, который направит и к нужным врачам, и поможет установить личностную составляющую Вашего состояния, чтобы решать проблему в комплексе.
Сейчас было бы здорово найти поддерживающий Вас фактор, который помогал бы снять напряжение. А именно: какое-то расслабляющее занятие по душе. Это должно быть то, что Вам очень нравится и существует лично для Вас. Т.е. хобби, которое поможет в уединении восстанавливать силы. Например, плавание действует успокаивающе или занятия различными духовными практиками. Может быть Вы любите рисовать или когда-то вышивали. Это поможет направить творческую энергию в нужное русло и освободиться от лишнего стресса.
Я верю, что Вы справитесь со своим состоянием, и Ваша жизнь будет наполнена гармонией и спокойствием.
А в случае необходимости, буду рада Вам помочь.
С уважением, Любовь.