Частые мысли о смерти. Как правильно действовать, чтобы их прогнать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Виолетта, мне 18 лет. Этой весной я закончила школу, сейчас поступаю в университет. Весь этот год выдерживала очень большую умственную нагрузку, связанную с подготовкой к выпускным экзаменам - училась всегда "на отлично", поэтому хотела получить как можно более высокие баллы на ЕГЭ, не подвести себя, родителей и учителей. Ответственность, присущая мне с детства, просто не позволяла относиться к экзаменам легкомысленно. И я училась без устали - и в будни, и в выходные, и на каникулах. В результате, меня настиг сильнейший стресс, с последствиями которого я до сих пор не могу справиться до конца. Самые первые симптомы выскочили перед экзаменами, за пару недель. На какой-то период я потеряла аппетит, испытывала сильнейшую сонливость целыми днями, мучили боли в животе. Тогда я ещё не понимала, что происходит. Пошла на прием к терапевту, его рекомендации помогли наладить самочувствие. В итоге, я справилась со сдачей. Но сразу после опять стала недомогать, и на этот раз симптомы были намного хуже. Опять та же сонливость, потеря аппетита, но вдобавок к ним - плаксивость, апатия и страхи. Первоначально я внезапно испугалась, что могу себе навредить. И логические доводы никак не помогали избавиться от этой мысленной жвачки. Настоящие навязчивые мысли. На неделю-две я потеряла интерес ко всем хобби и прочим повседневным делам - впала в депрессивное состояние, сидела на диване, рыдала, не понимала, что случилось со мной, обычно рассудительнейшим человеком. Честное слово, даже думала, что начала сходить с ума. Никак не могла вытянуть себя из этого болота. К симптомам добавилась ещё дереализация. Не зная, что делать, обратилась к психотерапевту - была готова и к серии сеансов, лишь бы стало лучше, но он успокоил, сказал, что хватит и пары встреч, поскольку моя ситуация, какой бы она мне не казалось ужасной, не так страшна. Врач назначил в маленьких дозировках антидепрессанты, и всё. Начала их принимать и искать собственные методы восстановления - заниматься спортом, медитациями, учиться переводить внимание, когда плохие мысли вновь начинали одолевать. Со временем мне полегчало. Мысли до конца не ушли, но я стала их хотя бы более или менее контролировать. И уровень общей тревожности снизился. Однако на днях вновь что-то вспыхнуло внутри. Теперь появился страх, что я могу внезапно умереть. В общем, можно сказать, что один страх подменился на другой. Хотя нет, мне кажется, что более правильно будет сказать - мысли несколько сменили направление. Потому что есть мысли, но не могу сказать, что в ответ на них появляется какая-то сильная эмоциональная реакция. Да, жутковато, тревожно. Но тревога у меня была и до этого страха, поэтому вряд ли она связана непосредственно с ним. Я понимаю, что подобные опасения есть почти у каждого человека в той или иной мере - они и у меня были раньше, просто где-то в глубине сознания, не выскакивая на "поверхность". А тут стали более очевидными и острыми. И мне очень хочется вернуть их на место, потому что я осознаю бессмысленность очередного кошмара и бесплодность долгих и частых рассуждений о смерти. Прекрасно знаю, что вероятность того, что что-то реально случится со мной очень мала, и мне ещё жить и жить. Но пока не могу понять, как правильно действовать, чтобы его прогнать, какие применять методики. Слышала, что действенно помогает метод "нагнетания страха" до максимального уровня в течении десяти минут, а также пение своих страхов вслух. Скажите, насколько эта информация правдива? И как ещё я могу помочь себе разорвать, наконец, замкнутый круг? Пить таблетки вновь мне не хочется, да и не чувствую я себя настолько угнетенной. Просто плохие мысли, которые хочется заставить замолчать уже. Отвлечение внимание помогает краткосрочно. Заранее спасибо, с нетерпением жду ответа.
Автор вопроса: Leta Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Белогорцева Ольга Юрьевна.
Уважаемая Виолетта!
Мысли, которые, по вашему совершенно правильному наблюдению, " были всегда, просто сейчас выскочили на поверхность", присущи каждому человеку. Родившись, мы сразу же носим в себе зерно смерти, и если вспомним себя и свои игры в раннем детстве, или понаблюдаем внимательно за маленькими детьми, то можно заметить, что темой смерти дети интересуются с очень раннего возраста. Дети много играют в смерть и воскрешение, детские сказки переполнены этой темой ( "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка" для самых маленьких, Г.Х. Андерсен для немного подросших детей). Причем обратите снимание: смерть и воскрешение, и в процессе игры проработка процесса во всех подробностях, вплоть до самых, по мнению взрослых, неприятных, вроде цвета и запаха. Это говорит о стремлении человека с самых первых дней своего существования и определить степень уязвимости своего Эго и его места в мире и защитить свою личную уникальность. Вкратце изложу вам принятый в психотерапии, в частности ее экзистенциальном (и в основном в психоаналитическом) направлении, взгляд на этот вопрос. В младенчестве нам в этом помогает ощущение т.н. "детского всемогущества", впоследствии формирующим в нас чувство собственной уникальности. Ощущения зародыша в материнской утробе, впоследствии замененное беспрекословным вниманием родителей в раннем младенчестве, формирует убеждение в том, что между младенцем и миром нет границ, и все его желания мгновенно исполняются без каких-либо усилий с его стороны. Это ощущение остается в каждом из нас в самых глубоких, первичных психических структурах на бессознательном уровне и позволяет нам долгое время, уже повзрослев, не думать о конечности, цели и смысле собственного бытия. В этом нам помогают психические защиты, которые мы выстраиваем в соответствии с нашими врожденными базового инстинкта и темперамента. Это может быть агрессия, трудоголизм, нарциссизм, симбиотическое слияние с другим человеком, и т.д. Если защита разрушается под влиянием стрессов, шока, социальных факторов, возникает патология. В дальнейшем стремлении защитить себя,человек пытается выйти на второй уровень - веру в конечного спасителя. Вот в чем корень существования и неизменной популярности религиозных течений. Но причина неизменна: так или иначе, раньше или позднее, приходит понимание того, что Я не уникален и вынужден разделить общую участь, и взрослый человек вынужден осознать свою собственную смерть, персонифицировать и принять ее. Это шокирующее открытие, но оно качественно меняет наше ощущение жизни, по-новому расставляет приоритеты, дает возможность наслаждаться жизнью во всей ее сверкающей полноте.
Вот этот самый экзистенциальный кризис в настоящий момент, несколько преждевременно, из-за переутомления во время учебы, переживаете и вы. Жаль, что вам не повезло с терапевтом, потому что разобраться с источником ваших проблем и , следовательно, привести самочувствие в норму с помощью антидепрессантов невозможно. Медикаменты могут всего лишь стабилизировать процесс, но никак не решить проблему.Для этого вам нужно действительно пройти терапию, не медикаментозного, а психоаналитического характера. Это можно сделать как очно, так и с помощью онлайн-ресурсов, главное - выбрать терапевта. Я искренне рекомендую вам это сделать, не дожидаясь дальнейшего ухудшения качества жизни. Ведь любой кризис - это лишь ступенька на лестнице жизни,и преодолев ее, мы растем как личности.
Я желаю вам всего самого наилучшего, с уважением,