Привычка «рвать на себе волосы» и навязчивые ассоциации.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Анна, мне 25 лет.
У меня есть две проблемы, имеющие, как мне кажется, невротический характер.
1. Есть привычка перебирать пальцами волосы, надрывая ломкие и слабые, т.е. буквально «рвать на себе волосы». Это началось еще в детстве и продолжается до сих пор. Обычно это происходит, когда я нервничаю или мне нужно сосредоточиться. На людях я такого не делаю, но когда одна, это может продолжаться до нескольких минут, когда что-то обдумываю или даже читаю. Думаю, что каким-то образом меня это успокаивает, но мне это не нравится, да и волосы сама же и порчу, а остановиться трудно, руки сами тянутся. Как себе помочь от этого избавиться?
2. Вторая проблема стоит более остро и мешает нормально жить. Месяцев девять назад рассталась с молодым человеком, потому что он втайне от меня вернулся к своей бывшей девушке. Мы расстались быстро и тяжело. С тех пор никак за его жизнью не следила, даже специально избегала этого, мы больше не общались. Иногда что-то узнавала от общих друзей, но случайно. Примерно с того времени помимо обычных сопутствующих такому событию страданий стали посещать навязчивые ассоциации, связанные с ним, его и ее интересами (я ее лично не знала, видела только фото и знала род занятий). Я до сих пор не могу спокойно смотреть или слушать то, что он любил, даже если мне самой это интересно, потому что вспоминаю его, и меня это расстраивает. Когда где-то просто говорят о его (и ее) профессии, произносят его (или ее) имя, в общем, все, что с ними связано, меня это раздражает, и эти области жизни для меня как будто отравлены. Раздражают даже просто люди, похожие на них внешне или имеющие что-то общее. Я понимаю, что этим сама же себя ограничиваю, и мне это досадно, но не могу избавиться от неприятных ассоциаций. После расставания я отвлекалась чем только могла, искала новые интересы, занималась чем-то, пыталась жить дальше, развиваться. Это в какой-то мере помогало, но с переменным успехом. Когда было особенно тяжело, выписывала все на бумагу, писала и ему (потом уничтожала). Поначалу делилась с близкими, теперь этого не делаю: не хочу возвращаться к этой ситуации даже в разговорах и переливать из пустого в порожнее. В крайнем случае записываю в дневник. Но навязчивые мысли, ассоциации все равно возникают каждый день. Время лечит, но, по-моему, это продолжается уж слишком долго, ужасно надоело.
Прошу совета: что еще можно сделать, как избавиться от навязчивых ассоциаций?
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Белогорцева Ольга Юрьевна.
Уважаемая Анна!
Ваша проблема в том, что вы застряли на одной из промежуточных стадий переживания дискомфортной ситуации. Любое горе, стресс имеет четыре стадии развития/переживания: шок, агрессия/ отрицание ( "почему это случилось именно со мной?"), осознание и принятие. Чем меньше стресс, тем легче, быстрее и незаметней проходят эти стадии. Отменить или изменить их порядок нельзя, если происходит момент застревания на одной из них, кто-то или вы сами должен протолкнуть вас дальше, к полному принятию. Только тогда можно смело сказать, что ситуация пережита, опыт из нее обогатил вас и вы готовы двигаться дальше. Вы же застряли между агрессией/отрицанием и осознанием. Это подтверждает и ваша бессознательная вновь появившаяся привычка выщипывать волосы - это агрессия, направленная против самой себя (аутоагрессия). Значит, вы обвиняете себя в разрыве ваших отношений, и наказываете себя таким образом. Вас променяли на другую женщину, и вы считаете, что вы плохи, неинтересны, некрасивы - хотя на самом деле, и я в этом совершенно уверена, это не так. Причины никогда не бывают только в одном партнере, в ситуации всегда участвуют оба, оба партнера строят отношения, и соответственно, вина за то, что отношения распались, лежит на обоих.
Вам нужно проработать ситуацию, всю, а не только свою часть. Вспомните все хорошие и все плохие моменты, проанализируйте их, определите долю участия каждого из вас и в том хорошем, что у вас было, и в плохом. Тогда вы сможете увидеть проблему совершенно в другом свете, и она будет иметь свое решение. Ну а если самостоятельно не получится, обращайтесь за консультацией к терапевту, очно или онлайн. Уверена, что у вас все получится,