В одиночестве и работа спорится.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Сколько себя помню, мне всегда было очень комфортно наедине с собой. Это не проблема, поскольку проблем в общении, когда мне того хочется или требуют обстоятельства, я не испытываю, то есть в условиях благодушного настроения и отсутствия дел насущных или при наличии дел, требующих контакта с другими людьми (настроение в данном случае роли не играет), у меня нет никаких трудностей, что, впрочем, не отменяет того факта, что в одиночестве мне комфортнее при любых обстоятельствах. Чтобы не мучиться с подробным описаний свойств моей личности, скажу, что мне удивительно подходит тип INTJ, логико-интуитивного интроверта, по известной классификации типов личности.
Так вот, трудности начинаются, когда я нахожусь в не самом благодушном настроении или при наличии дел, не требующих контакта с людьми, то есть требующих, напротив, моей полной концентрации на них. Ну, или если мне просто достаточно сильно хочется заняться чем-то определённым, например, книгу почитать.
Больше всего меня интересуют случаи, когда существуют объективные дела, связанные, например, с учёбой или любой другой деятельностью, подразумевающей личную ответственность. Дело в том, что, хотя я умею и могу при большой необходимости работать в группе, удобнее и приятнее мне всё сделать самой и в одиночестве. Нередко в таких случаях я либо беру на себя руководство с последующей проверкой действий всех включённых лиц (при условии, что в группе нет человека, объективно лучше разбирающегося в поставленной задаче), либо вовсе сама выполняю всю работу. Впрочем, это тоже не проблема.
Проблема в том, что, если у меня есть дело, требующее моего пристального внимания, но рядом находятся другие люди (и неважно, чем они заняты, если только не спят и не говорят при этом во сне), я не могу сосредоточиться на деле.
Честно говоря, непросто ухватить и описать суть проблемы. В качестве примера возьму институт, то есть основное место моей работы на данный момент. На лекциях в учебных аудиториях, допустим, когда нужно сконцентрироваться на словах преподавателя, я не испытываю сложностей с конспектированием, прослеживанием мысли лектора или с тем, чтобы задать интересующий вопрос. Но если я хочу после вникнуть в суть лекции и усвоить её, то должна после в одиночестве внимательно перечитать конспект и обдумать его содержание.
Также я не могу заниматься в библиотеках, читальных залах и других подобных местах. То есть, находясь там, я могу найти нужную информацию, даже работать с ней, могу решить математическую задачу по имеющемуся алгоритму, но если я хочу запомнить найденную информацию или алгоритм, то должна "осмыслить" их в одиночестве.
Сложнее дело обстоит с написанием эссе, рефератов и пр., так как тут ничего запоминать не нужно, зато нужно быть полностью сконцентрированной на том, что и как хочешь сказать. Бывают, конечно, редкие порывы вдохновения, когда ничто вокруг не способно помешать полёту мысли, но во всех остальных случаях, коих большинство, мне требуется уединение.
Некоторое время пробовала жить в студенческом общежитии, но съехала, потому что, так как со мной в комнате жили ещё две девушки, не могла заниматься. Мне повезло, строго говоря, потому что они было спокойны и воспитаны, но само их присутствие напрочь лишало возможности сосредоточиться на работе.
Таким образом, присутствие других людей в одном со мной помещении при определённых обстоятельствах мне ужасно мешает.
Чтобы ещё более прояснить ситуацию, скажу, что мне вовсе не кажется, что все вокруг на меня смотрят/оценивают/презирают/насмехаются/ожидают чего-то и делают ещё кучу вещей, которую могут делать, если у человека фобия. Нет, иногда, если, например, со мной в одном помещении находятся один-два человека, которые и сами предельно на чём-то сконцентрированы (или крепко спят и не говорят при этом во сне), я тоже могу сконцентрироваться на своём.
Но людям свойственно довольно часто - раздражающе часто - отрываться от работы и думать о чём-то постороннем или - ещё хуже - окидывать взглядом окружающую обстановку и людей вокруг и думать при этом, не говоря уже о вздохах, шорохах, почёсываниях, восклицаниях и прочих звуках, которые они могут издавать. Это и мне свойственно, конечно, хотя и не так часто, как большинству. Но при большой концентрации любые посторонние звуки или даже взгляды (особенно взгляды и сопутствующие и мысли) очень резко ударяют по нервам - и сбивают концентрацию. То есть работать становится невозможно.
Хочу добавить, что, вероятно, это и не следствие приобретённого стрессового расстройства, поскольку, как я уже упоминала, свойственно мне с детства. Впрочем, скорее всего, моя нервная система изначально была излишне чувствительна, и с течением жизни не "огрубела", разве что, напротив, "истончилась". Так, например, я избегаю больших скоплений народа, не люблю ездить на электричках и метро (хотя регулярно уступаю необходимости), потому что существует такое явление, которое я про себя зову "рассеянным вниманием толпы", когда каждый член этой толпы хоть раз, но бросит на тебя взгляд и подумает при этом что-нибудь о тебе же (неважно, что), и каждый такой взгляд и мысль я обыкновенно ощущаю буквально кожей. У этого моего состояния есть плюсы и минусы, и это не предмет проблемы, но одна из возможных её причин. Потому что именно такое "рассеянное внимание" в миниатюре и есть то, что мешает мне концентрироваться на делах.
Собственно, я прекрасно понимаю, что едва ли эта проблема решается с помощью психологии, как и с помощью чего бы то ни было ещё, кроме отдельного жилья где-нибудь за городом и работы на дому. Мне интересно, есть ли название у таких симптомов в психологии? И можно ли получить справку о наличии их у меня? Серьёзно, мне бы такая справка очень пригодилась.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Белогорцева Ольга Юрьевна.
Уважаемая Виктория!
Те симптомы. которые вы описываете, действительно не имеют ни малейшего отношения к психологии, они скорее являются предметом внимания такой области, как психиатрия и имеют название - гиперестезия. Гиперестезия - это повышенная чувствительность к звукам. запахам,свету, словом к раздражителям, которые обычно воспринимаются как подпороговые. Судя по тому, что вы описываете неприятные кожные реакции при ( якобы) взгляде на вас в местах даже малого скопления людей ( очень похоже на сенестопатию), гиперестезия имеет висцеральный признак, а поскольку задействованы в ней практически все органы чувств. есть основания предполагать. что что она носит общий характер.
В вашем случае, опять же судя по написанному вами, гиперестезия может сопровождать астенический синдром, тревожные состояния различной степени тяжести, а также различные состояния, сопровождающиеся ипхондрическими переживаниями. Все описанное относится к патологии чувственного сознания и требует тщательной диагностики у психиатра - не нужно пугаться этого слова.
Только после обследования и установления диагноза можно заниматься поиском причин возникновения и развития вашего состояния. а значит, и лечением.
Так что настоятельно рекомендую не пытаться характеризовать себя, читая в интернете соционику, а обратиться к хорошему профессионалу, возможно в частном порядке.. и принимать меры к решению проблемы. Иначе развивающаяся симптоматика загонит вас в ловушку - например, ведь даже в одиноком доме на краю цивилизации слышен шум ветра и деревьев.
Сожалею, что не смогла ответить вам в более утешительном ключе. Искренне желаю вам оптимизма и крепкого здоровья,